Б) Осаждение белков при кипячении.
1. Возьмите четыре пробирки.
2. В каждую налейте по 0,5 мл раствора белка.
3. Первую пробирку оставьте без изменений, во 2-ю добавьте 1 каплю 1%-ной уксусной кислоты, в 3-ю – 5 капель 10%-ной уксусной кислоты, в 4-ю – 5 капель 10% гидроксида натрия.
4. Содержимое всех пробирок поставьте на 5 мин в кипящую водяную баню.
5. Сравните характер изменения растворов при нагревании.
Запишите в таблицу результаты осаждения белков при кипячении в различных средах (отметьте положительный результат осаждения плюсом, а отрицательный - минусом) и укажите в каждом случае причины появления или отсутствия осадка белка.
| Нейтральная
среда
| Слабокислая
среда
| Сильнокислая
среда
| Щелочная
среда
| Результат осаждения
|
|
|
|
| Причина
|
|
|
|
|
В) Осаждение белков солями тяжелых металлов, концентрированными минеральными кислотами, органическими растворителями.
1. Возьмите три пробирки.
2. В каждую налейте по 0,5 мл раствора белка.
3. В первую пробирку добавьте 2 капли 5%-ного раствора уксуснокислого свинца, во 2-ю – 2 капли концентрированного раствора азотной кислоты, в 3-ю – 0,5 мл ацетона.
Результаты реакций осаждения белков запишите в таблицу:
Название веществ, осаждающих белки
| Характер и цвет осадка
| Чем обусловлена реакция и ее особенности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дата выполнения _______Балл _______Подпись преподавателя ____________
Занятие № 6. «Ферменты»
Цель занятия:Сформировать знания о природе, свойствах и механизмах действия ферментов.
Вопросы к контрольной работе:
1. Ферменты: классификация и номенклатура.
2. Строение ферментов: апофермент, кофермент, каталитический центр, аллостерический центр и их биохимическое значение.
3. Отличие ферментов от неорганических катализаторов: термолабильность, влияние рН на активность, специфичность. Особенности ферментного катализа. Чем объяснить, что в качестве биологических катализаторов природой избраны именно белки?
4. Какие вещества относят к числу коферментов? Классификация коферментов. Механизм действия коферментов. Чем отличается кофермент от простетической группы?
5. Активность ферментов. Активаторы и ингибиторы ферментов. Механизм их действия. Типы ингибирования ферментов.
6. Способы регулирования скоростей ферментативных реакций и направленности биохимических процессов. Понятие о проферментах, изоферментах, мультиферментных комплексах и их роли в метаболизме.
Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
Экспериментальная работа.
Опыт 1. Термолабильность ферментов.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Водяная баня.
4. Химический стаканчик, 50 мл.
5. Газовая горелка.
6. Держатель для пробирок.
7. Маркер для пробирок.
Реактивы. 1. Дистиллированная вода.
2. Крахмал, 1%-ный раствор.
3. Реактив Люголя.
4. Раствор амилазы.
1. Пронумеруйте три пробирки и налейте в них по 1 мл раствора слюны (амилаза).
2. Для получения раствора слюны предварительно ополосните рот дистиллированной водой. Затем наберите в рот приблизительно 20-25 мл дистиллированной воды. В течение 10-15 сек. тщательно полощите рот. Полученный раствор амилазы соберите в стаканчик и используйте для дальнейших опытов.
3. Слюну в пробирке №1 прокипятите в течение 2-х минут в кипящей водяной бане.
4. Затем во все пробирки добавьте по 1 мл 1%-ного раствора крахмала.
5. Пробирки №1 и 2 поставьте в водяную баню (37°С) на 10 минут.
6. Пробирку №3 погрузите на 10 минут в лед.
7. По истечении указанного времени во все пробирки добавьте по 1 капле реактива Люголя или раствора йода. Результаты опыта занесите в таблицу:
№ проб.
| Субстрат
| Фермент
| Условия
инкубации
| Окраска с йодом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объясните результаты эксперимента.
Опыт 2. Влияние рН среды на активность фермента.
Приборы: 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Водяная баня.
4. Маркер для пробирок.
Реактивы: 1. Буферные растворы (рН 4,0; 7,0; 9,0).
2. Раствор амилазы.
3. Крахмал, 1%-ный раствор.
4. Реактив Люголя.
1. Пронумеруйте три пробирки.
2. Налейте в каждую пробирку по 1 мл буферных растворов с различным значением рН (4,0; 7,0; 9,0).
3. Во все пробирки добавьте по 1 мл раствора амилазы и по 1 мл 1%-ного раствора крахмала, инкубируйте в водяной бане (37°С) 10 мин.
4. Затем в каждую пробирку добавьте по 1 капле реактива Люголя или раствора йода. Результаты наблюдений занесите в таблицу:
№ проб.
| Субстрат
| Фермент
| рН
среды
| Условия
инкубации
| Окраска с йодом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объясните полученные результаты и сделайте вывод относительно оптимума рН амилазы.
Опыт 3. Специфичность ферментов.
Приборы: 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Водяная баня.
4. Маркер для пробирок.
5. Газовая горелка.
6. Держатель для пробирок.
Реактивы: 1. Крахмал, 1%-ный раствор.
2. Сахароза, 1%-ный раствор.
3. Сахараза, 1%-ный раствор.
4. Реактив Люголя.
5. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.
6. Сульфат меди, 2%-ный раствор.
1. Пронумеруйте 4 пробирки.
2. В 1-ю и 2-ю пробирки налейте по 1 мл раствора крахмала, в 3-ю и 4-ю пробирки – по 1 мл 1%-ного раствора сахарозы.
3. В 1-ю и 3-ю пробирки добавьте по 1 мл раствора слюны, во 2-ю и 4-ю пробирки – по 1 мл раствора сахаразы.
4. Содержимое пробирок инкубируйте 10 минут в водяной бане при 37° С.
5. Затем в 1-ю и 2-ю пробирки добавьте по 1 капле реактива Люголя или раствора йода.
6. C 3-ей и 4-ой пробиркой проведите реакцию Троммера, для чего в каждую из двух пробирок добавьте 0,5 мл 10%-ного раствор гидроксида натрия и 2 капли 2%-ного раствора сульфата меди. Нагрейте пробирки до кипения в кипящей водяной бане.
7. Наблюдения запишите в таблицу:
№ проб.
| Субстрат
| Фермент
| Условия
инкубации
| Окраска
с йодом
| Окраска с
реакцией
Троммера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объясните полученные результаты и сделайте вывод относительно специфичности изученных ферментов. Какие виды специфичности вы знаете?
Опыт 4. Изучение влияния активаторов и ингибиторов на активность ферментов.
Приборы: 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Водяная баня.
4. Маркер для пробирок.
Реактивы: 1. Крахмал, 1%-ный раствор.
2. Дистиллированная вода.
3. Реактив Люголя.
4. Хлорид натрия, 1%-ный раствор.
5. Сульфат меди, 1%-ный раствор.
1. Пронумеруйте три пробирки.
2. В 1-ю пробирку налейте 1 мл воды, во 2-ю – 1 мл 1%-ного раствора хлористого натрия, в 3-ю – 1 мл 1%-ного раствора сульфата меди.
3. Во все пробирки налейте по 1 мл 1%-ного раствора крахмала и по 1 мл раствора слюны.
4. Содержимое пробирок инкубируйте 10 минут в водяной бане при 37оС.
5. Затем во все пробирки добавьте по 1 капле реактива Люголя или раствора йода. Наблюдения занесите в таблицу:
№ проб.
| Субстрат
| Фермент
| Добавленное
вещество
| Условия
инкубации
| Окраска с йодом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод о влиянии изученных веществ на активность амилазы.
Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
Занятие № 7. «Ферментативный катализ»
Цель занятия: изучить метод количественного определения активности ферментов.
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ:
1. Методы определения ферментативной активности. Единицы измерения активности и количества фермента.
2. Механизмы регуляции ферментативной активности.
3. Механизм ферментного катализа. Фермент-субстратный комплекс. Каким образом ферменты снижают энергию активации химических реакций?
4. Коферменты, образующиеся из витаминов В1, Н. Механизм действия ферментов карбоксилирования и декарбоксилирования.
5. Коферменты, образующиеся из витаминов В2, В5, липоевая кислота и их биохимическая роль. Механизм действия окислительно-восстановительных ферментов (оксидоредуктаз).
6. Коферменты, образующиеся из витаминов В3, В12, В6, Вс и их биохимическая роль. Механизм действия ферментов трансфераз.
Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
Экспериментальная работа.
|