Опыт 2. Обнаружение каротиноидов в моркови.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Стеклянная палочка.
Реактивы. 1. Морковь измельченная.
2. Серная кислота концентрированная.
3. Ацетон.
4. Перманганат калия, 2% раствор.
1. Небольшой кусочек моркови измельчите на мелкой терке и поместите полученную массу в пробирку.
2. Добавьте 2-3 мл ацетона и содержимое перемешайте стеклянной палочкой.
3. Отметьте изменение окраски растворителя.
4. Полученный экстракт желтого цвета перелейте в две пробирки.
5. В первую добавьте 1 каплю 2%-ного раствора перманганата калия, во вторую - 1 каплю концентрированной серной кислоты.
Объясните, почему экстракт моркови имеет желтую окраску? Чем вызвано постепенное обесцвечивание раствора перманганата калия? Получили ли Вы сине-фиолетовое окрашивание экстракта с серной кислотой? Обоснуйте свой ответ.
Опыт 3. Окислительно-востановительные свойства рибофлавина.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Рибофлавин, 0,025% раствор.
2. Соляная кислота концентрированная.
3. Цинк металлический.
1. К 0,5 мл 0,025%-ного раствора рибофлавина добавьте 5 капель концентрированной соляной кислоты и кусочек металлического цинка. Под влиянием выделяющегося водорода окраска раствора постепенно розовеет, затем обесцвечивается.
Объясните наблюдаемые явления. Как данные процессы связаны с биохимическими функциями витамина В2?
Опыт 4. Качественная реакция на пиридоксин.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Пиридоксин, 0,5% раствор.
2. Хлорное железо, 1% раствор.
1. К 0,5 мл 0,5% раствора пиридоксина добавьте 5 капель 1% раствора хлорного железа и перемешайте. Развивается красная окраска.
2. В одну пробирку поместите 1 мл водной вытяжки из серого хлеба, во вторую – 1 мл водной вытяжки из белого хлеба.
3. В обе пробирки добавьте по 1-2 капли 5% раствора хлорного железа.
Запишите результаты эксперимента. В вытяжке какого хлеба содержится больше витамина В6? Какие биохимические функции выполняет витамин В6 в организме человека и животных?
Опыт 5. Определение устойчивости витамина С при нагревании в разных условиях.
Приборы. 1. Колбы, 100 мл.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Шиповник настойка (хвои настойка).
2. Уксусная кислота, 0,6 М раствор.
3. Крахмал, 1% раствор.
4. Йод, 0,01 моль раствор.
5. Соляная кислота, 1мраствор.
6. Меди сульфат, 10%-ный раствор.
7. Перекись водорода, 3%-ный раствор.
1. Возьмите 6 пробирок.
2. В первую пробиркуу налейте 5 мл свежеприготовленного раствора аскорбиновой кислоты (50 мг/100 мл воды).
3. Во все остальные – по 5 мл настойки шиповника (или по 5 мл настойки хвои).
4. Потом долейте: в 4-ю колбочку 1 мл 1М НСl, в 5-ю - 20 капли 3% Н2О2, в 6-ю - 0,1 мл 10% раствора CuSO4.
5. Колбочки № 3, 4, 5, 6 кипятите на водяной бане в течение 2 минут.
6. После охлаждения во все колбочки долейте по 0,4 мл 0,6 М уксусной кислоты и 0,6 мл 1%-ного раствора крахмала.
7. Титруйте каждую пробу раствором йода (Сн = 0,01 моль) до стойкого, не исчезающего в течение 30 секунд синего цвета.
8. Полученные результаты запишите в таблицу:
| Без нагревания
| Условия нагревания
| Аскорбиновая
кислота
| Настойка шиповника
| Настойка шиповника
| Настойка шиповника + HCl
| Настойка шиповника + H2O2
| Настойка шиповника + CuSO4
| V (I2) пошедшего на титрование
| | | | | | | с (витамина С)
| | | | | | |
Сделайте выводы, при каких условиях витамин С сохраняется в наибольшей степени. Из чего синтезируется в организме животных витамин С? Какова биологическая роль витамина С в организме?
Задание 1. Заполните таблицу, обобщающую сведения об основных коферментах.
Название
кофермента
| Витамин-предшественник
| Биохимическая роль кофермента в катализе
| 1. НАД+, НАДФ+
|
|
| 2. ФМН, ФАД+
|
|
| 3. ТПФ
|
|
| 4. Биоцитин
|
|
| 5. КоА
|
|
| 6. ПФ
|
|
| 7. ТГФК
|
|
|
Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
Занятие № 9. «Гормональная регуляция обмена веществ»
Цель занятия: сформировать знания о роли гормонов в регуляции метаболизма и биологических процессов в организме. Освоить качественные реакции определения адреналина и инсулина.
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ:
1. Гормоны. Строение и классификация.
2. Механизм действия липофильных гормонов.
3. Механизм действия гидрофильных гормонов.
4. Гормоны поджелудочной железы и их биологическая роль.
5. Гормоны щитовидной железы и их биологическая роль.
6. Гормоны надпочечников и их биологическая роль.
7. Половые гормоны и их биологическая роль.
Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
Экспериментальная работа.
Опыт 1. Влияние физической нагрузки на содержание глюкозы в крови.
Концентрация глюкозы в крови контролируется центральной нервной системой и железами внутренней секреции. Поэтому в здоровом организме возможны лишь кратковременные колебания уровня глюкозы в крови.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Скарификатор стерильный.
Реактивы. 1. Тест-набор для определения глюкозы.
1. У испытуемого (добровольца) возьмите из пальца 0,1 мл крови.
2. Определите количество глюкозы в крови при помощи тест-полосок.
3. Затем он выполняет физические упражнения (например, 50-60 приседаний), и через 15-20 минут у него снова возьмите 0,1 мл крови из пальца для анализа.
Сравните полученные результаты и объясните их.
Опыт 2. Качественная реакция на адреналин.
Метод основан на способности пирокатехиновой группировки адреналина образовывать с FeCl3 комплексное соединение изумрудно-зеленого цвета.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Стеклянная воронка.
4. Фильтр.
5. Ступка с пестиком.
6. Водяная баня.
Реактивы. 1. Поджелудочная железа, или 0,1%-ный раствор адреналина.
2. Хлорид железа (III), 1%-ный раствор.
3. Аммиак, концентрированный раствор.
Подготовка проб.
Надпочечники КРС или свиней измельчают и экстрагируют адреналин дистиллированной водой, подкисленной лимонной или щавелевой кислотой из расчета на 1 кг надпочечников 1,5 литра дистиллированной воды и 9-10 г кислоты. После двух часов экстракции массу подогревают до 90-95оС для коагуляции белков, которые отделяют фильтрованием или центрифугированием. Фильтрат или надосадочную жидкость используют для качественного определения адреналина.
1. В пробирку налейте 10 капель 0,1%-ного раствора адреналина и добавьте 1 каплю 1%-ного раствора FeCl3. Наблюдайте за появлением характерного окрашивания.
2. Добавьте 1 каплю концентрированного раствора аммиака. Наблюдайте за изменением окрашивания.
Объясните полученные результаты. Какие биохимические процессы в организме запускает адреналин?
Опыт 3. Качественные реакции инсулина поджелудочной железы.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Стеклянная воронка.
4. Фильтр.
5. Ступка с пестиком.
6. Водяная баня.
Реактивы. 1. Поджелудочная железа.
2. Ацетон подкисленный.
3. Сульфат меди, 2%-ный раствор.
4. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.
5. Азотная кислота, концентрированная.
6. Ацетат свинца, 0,5%-ный раствор.
1. Свежую или замороженную поджелудочную железу КРС или свиней тщательно измельчите, и экстрагируйте подкисленным этанолом (ацетоном) (в соотношении 1:10) на холоде 10 минут.
2. Полученный экстракт профильтруйте.
3. С фильтратом проведите биуретовую реакцию, ксантопротеиновую реакцию, реакцию Фоля.
Биуретовая реакция.
В пробирку поместите 0,5 мл фильтрата. Добавьте равный объем 10%-ного раствора гидроксида натрия, а затем 2-3 капли 2%-ного раствора сульфата меди (II). Красно-фиолетовое окрашивание свидетельствует о положительной реакции.
Ксантопротеиновая реакция.
В пробирку поместите 0,5 мл фильтрата. Добавьте 3 капли концентрированной азотной кислоты и нагрейте на водяной бане. Желтое окрашивание свидетельствует о положительной реакции.
Реакция Фоля.
В пробирку налейте 0,5 мл фильтрата. Добавьте 0,5 мл раствора гидроксида натрия, нагрейте до кипения и прибавьте 1-2 капли 0,5%-ного раствора ацетата свинца. Потемнение раствора свидетельствует о положительной реакции.
На основании полученных результатов сделайте вывод о строении инсулина. На какие биохимические процессы и как влияет инсулин?
Задание 1. Заполните таблицу, обобщающую сведения о влиянии гормонов на обмен углеводов.
Название гормона
| Место синтеза гормона
| Химическая природа
гормона
| Ткани-мишени
| Влияние на процессы обмена
углеводов
| Влияние на
концентрацию глюкозы в крови
| Инсулин
|
|
|
|
|
| Адреналин
|
|
|
|
|
| Глюкагон
|
|
|
|
|
| Кортизол
|
|
|
|
|
| Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
|