Опыт 3. Изомеризация олеиновой кислоты (демонстрационный).
Жидкая олеиновая кислота, содержащаяся в маслах и жирах, представляет собой цис-изомер. Под влиянием оксидов азота она изомеризуется в твердую элаидиновую кислоту – транс-изомер. На этом превращении основана так называемая элаидиновая проба.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Растительное масло.
2. Азотная кислота, 20%-ный раствор.
3. Нитрит натрия, насыщенный раствор.
1. Налейте в пробирку около 1 мл растительного масла.
2. Прилейте 10-15 капель 20%-ного раствора азотной кислоты.
3. Добавьте 1-2 мл нитрита натрия (NaNО2).
4. Смесь перемешайте (осторожно!).
5. Запишите Ваши наблюдения.
Опыт 4. Качественное исследование жира: проба на глицерин.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Держатель для пробирок.
Реактивы. 1. Сало.
2. Азотная кислота, 20%-ный раствор.
3. Нитрит натрия, насыщенный раствор.
1. К кусочку сала добавьте кристаллический сульфат калия или борную кислоту.
2. Внесите смесь в сухую пробирку.
3. Нагрейте пробирку на пламени горелки.
4. Отметьте резкий характерный запах акролеина.
Где в быту можно столкнуться с подобной реакцией?
Опыт 5. Омыление жиров.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Держатель для пробирок.
Реактивы. 1. Касторовое масло.
2. Гидроксид натрия, 35%-ный раствор.
1. Налейте в сухую пробирку 0,5 мл касторового масла и 1,5 мл 35 % раствора гидроксида натрия.
2. Стеклянной палочкой хорошо размешайте щелочь с маслом до получения однородной эмульсии.
3. Поставьте пробирку на водяную баню и нагревайте, помешивая, до получения однородной, прозрачной, слегка желтоватой жидкости.
4. Добавьте 1 мл воды вновь нагрейте до выпаривания жидкости.
5. Получается кусочек твердого мыла.
Объясните химизм данной реакции.
Дата выполнения ______ Балл ______ Подпись преподавателя ____________
Занятие № 5. «Строение и физико-химические свойства аминокислот и белков»
Цель занятия: cформировать знания о физико-химических свойствах аминокислот и белка. Обучить методике выполнения цветных реакций на белки и аминокислоты. Провести реакции осаждения белка и объяснять их механизмы. Сформировать знания о структурной организации белков
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ:
1. Природные аминокислоты. Строение и классификация.
2. Природные аминокислоты. Биологическое значение и функции.
3. Охарактеризуйте уровни организации белковой молекулы и химические связи их стабилизирующие.
4. Классификация белков. Функции белков различных классов в осуществлении биохимических реакций.
5. Физико-химические свойства аминокислот и белков. Изоэлектрическая точка и состояние. Раскройте важность амфотерной природы аминокислот и белков в биологическом отношении.
6. Денатурация и ренатурация белков. Факторы денатурации.
Дата выполнения______ Балл _____Подпись преподавателя ____________
Экспериментальная работа.
Опыт 1. Амфотерные свойства глицина.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Глицин, 1%-ный раствор.
2. Метиловый красный, раствор.
3. Формальдегид, 10%-ный раствор.
1. В пробирку налейте 0,5 мл раствора глицина.
2. Добавьте 1 каплю метилового красного.
3. Затем в пробирку добавьте 2 капли раствора формальдегида.
Почему изменился цвет индикатора? Почему аминокислоты проявляют амфотерные свойства?
Опыт 2. Обнаружение ароматических и гетероциклических аминокислот (ксантопротеиновая реакция).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Водяная баня, кипящая.
4. Газовая горелка.
Реактивы. 1. Тирозин, 1%-ный раствор.
2. Желатин, 1%-ный раствор.
3. Яичный белок, 1%-ный раствор.
4. Азотная кислота, концентрированная.
5. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.
1. Возьмите три пробирки.
2. В первую пробирку налейте 0,5 мл 1%-ного раствора тирозина, во 2-ю 0,5 мл 1%-ного раствора желатина, в 3-ю - 0,5 мл 1%-ного раствора яичного белка.
3. В каждую пробирку добавьте по 3 капли концентрированной азотной кислоты и осторожно (!) кипятите в кипящей водяной бане.
4. После охлаждения пробирок до комнатной температуры в каждую из них добавьте по 0,5 мл 10%-ного раствора гидроксида натрия.
Объясните результаты опыта. Какой структурный фрагмент молекулы a-аминокислоты выявляется с помощью ксантопротеиновой реакции?
Опыт 3. Обнаружение аминокислот, содержащих слабосвязанную серу (реакция Фоля).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Газовая горелка.
4. Держатель для пробирок.
Реактивы. 1. Яичный белок, 1%-ный раствор.
2. Желатин, 1%-ный раствор.
3. Гидроксид натрия, 30%-ный раствор.
4. Ацетат свинца, 5%-ный раствор.
1. Возьмите две пробирки.
2. В первую пробирку налейте 1 мл 1%-ного раствора яичного белка, во вторую 1 мл раствора желатина.
3. Добавьте в каждую пробирку по 0,5 мл 30%-ной щелочи и 3-4 капли 5%-ного раствора ацетата свинца.
4. Нагрейте пробирки до кипения в водяной бане.
Объясните причину постепенного потемнения раствора в одной из пробирок.
Опыт 4. Обнаружение триптофана (реакция Адамкевича).
При действии на белок глиоксиловой кислоты в присутствии концентрированной серной кислоты получается красно-фиолетовое окрашивание раствора, связанное с присутствием в белке триптофана.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Раствор белка.
2. Уксуная кислота, концентрированная.
3. Серная кислота, концентрированная.
1. Налейте в пробирку несколько капель раствора белка и прибавьте 1 мл концентрированной уксусной кислоты, которая всегда содержит в качестве примеси глиоксиловую кислоту.
2. Сильно наклоните пробирку и осторожно по стенке влейте в нее 1 мл концентрированной серной кислоты так, чтобы жидкости не смешались.
3. На границе двух жидкостей получается красно-фиолетовое кольцо, появление которого свидетельствует о присутствии в белке триптофана.
4. Запишите Ваши результаты. Напишите формулу триптофана.
Опыт 5. Обнаружение пептидной группы (биуретовая реакция).
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Глицин, 1%-ный раствор.
2. Яичный белок, 1%-ный раствор.
3. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.
4. Сульфат меди, 2%-ный раствор.
1. Возьмите две пробирки.
2. В 1-ю пробирку налейте 0,5 мл 1%-ного раствора глицина, во 2-ю – 0,5 мл 1%-ного раствора яичного белка.
3. В каждую пробирку добавьте 10 капель 10%-ного раствора гидроксида натрия, а затем по 2-3 капли 2%-ного раствора сульфата меди (II).
В какой из пробирок появляется сине-фиолетовое окрашивание и почему? Напишите реакцию образования пептидной связи между двумя аминокислотами.
Опыт 6. Реакции осаждения белков.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Стеклянная палочка.
4. Водяная баня, кипящая.
Реактивы. 1. Яичный белок, 1%-ный раствор.
2. Гидроксид натрия, 10%-ный раствор.
3. Ацетон.
4. Сульфат аммония, насыщенный раствор.
5. Дистиллированная вода.
6. Уксусная кислота, 1%-ный раствор.
7. Уксусная кислота, 10%-ный раствор.
8. Трихлоруксусная кислота, 10%-ный раствор.
9. Ацетат свинца, 5%-ный раствор.
А) Обратимое осаждение белков сернокислым аммонием (высаливание).
1. В пробирку налейте 0,5 мл раствора яичного белка.
2. Добавьте равный объем насыщенного раствора сернокислого аммония.
Объясните причину выпадения осадка.
3. К раствору с осадком белков добавьте равный объем дистиллированной воды, хорошо перемешайте.
Почему наблюдается постепенное исчезновение осадка белков?
|