Опыт 3. Действие каталазы крови.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Ступка с пестиком.
4. Весы.
Реактивы. 1. Кровь.
2. Печень.
3. Перекись водорода, 2%-ный раствор.
4. Дистиллированная вода.
1. В пробирку налейте 2 мл дистиллированной воды. Добавьте 2 капли крови и 1 каплю 1%-ного раствора перекиси водорода.
2. В другую пробирку налейте 2-3 мл свежего молока. Добавьте 2 мл перекиси водорода.
3. В третью пробирку поместите 0,3-0,5 г растертой печени. Добавьте 10 мл дистиллированной воды. Перемешайте содержимое. Добавьте перекись водорода.
Объясните наблюдаемые явления. Почему каталаза широко распространена и содержится в большем или меньшем количестве во всех тканях и жидкостях организма?
Опыт 4. Восстанавливающая способность витамина С.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Витамин С, 0,01%-ный раствор.
2. Метиленовая синь, 0,02%-ный раствор.
1. В пробирку налейте 5 мл свежеприготовленного 0,01%-ного раствора витамина С.
2. Добавьте 0,5 мл 0,02%-ного раствора метиленовой сини.
3. Содержимое пробирки энергично встряхивайте при сильном освещении.
4. Через 10-15 минуты раствор становится бесцветным.
Объясните результаты опыта. Какова биохимическая роль витамина С? Каким образом клетки животных используют восстанавливающую способность витамина С?
Опыт 5. Определение гидропероксидов жирных кислот.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
Реактивы. 1. Соляная кислота, 2М раствор.
2. Соль Мора 0,5%-ный раствор.
3. Аммоний роданит, 0,1М-ный раствор.
1. В пробирки поместите по 0,5 мл образцов биоматериала.
2. Добавьте по 0,5 мл 2М раствора НСl, 0,5%-ного раствора соли Мора и 0,1 М раствора аммоний роданида.
3. При наличии гидропероксидов раствор окрашивается в красный цвет.
4. Запишите Ваши результаты.
Дата выполнения________Балл_______Подпись преподавателя____________
Занятие № 18. Коллоквиум I I: «Обмен веществ и энергии»
Цель занятия: осуществить рубежный контроль знаний.
ВОПРОСЫ К КОЛЛОКВИУМУ:
1. Охарактеризуйте обмен веществ и энергии – как сопряженную систему катаболических и анаболических процессов.
2. Макроэргические вещества и радикалы. Строение и функции АТФ в организме.
3. Промежуточные метаболиты-доноры электронов и протонов для клеточного дыхания.
4. Дыхательная цепь и комплексы с переносом заряда.
5. Структура и функции конкретных компонентов дыхательной цепи.
6. Функции АТФ-синтазы и молекулярного кислорода в клеточном дыхании.
7. Механизм синтеза АТФ путем окислительного фосфорилирования.
8. Механизм и биологическое значение разобщения окислительного фосфорилирования.
9. Цикл лимонной кислоты – центральный процесс энергетического обмена.
10. Регулирование скорости цикла лимонной кислоты.
11.Пути образования активного ацетила.
12. Пути потребления активного ацетила.
13. Назначение и пути потребления кетоновых тел.
14. Пути образования и превращения ПВК.
15. Пути образования и превращения ЩУК.
16. Синтез жира из углеводов.
17. Особенности превращений углеводов в пищеварительном тракте и в ходе метаболизма в организме жвачных.
18. Синтез и распад гликогена в печени. Гликогенолиз в мышцах. Регуляция этих процессов.
19. Биохимические механизмы поддержания нормального уровня глюкозы в крови при голодании.
20.Биологическое значение пентозного пути окисления углеводов.
21. Возможные пути превращения глюкозо-6-фосфата в печени.
22. Нарушения углеводного обмена.
23. Пути образования и превращений фосфатидной кислоты.
24. Спонтанное свободнорадикальное окисление ненасыщенных соединений и пути его предотвращения. Антиоксиданты.
25. Строение и функции клеточных мембран, их участие в метаболизме.
26. Транспорт липидов в организме.
27. Метаболизм липидов и холестерина.
28. Строение, синтез и биологическое значение холестерола.
29. Биологически активные производные холестерина.
30. Нарушения липидного обмена.
Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
Занятие № 19. «Белковый обмен (часть 1)»
Цель занятия: изучить методы количественного определения белков; освоить расчетные методы определения биологической ценности белков.
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ:
1. Аминокислоты: строение и классификация.
2. Белки: строение и классификация.
3. Биохимическая роль аминокислот и белков.
4. Физико-химические свойства аминокислот и белков.
5. Переваривание белков. Протеазы пищеварительного тракта, механизм их активации. Всасывание белков и аминокислот.
Дата выполнения ________ Балл ____ Подпись преподавателя ____________
Экспериментальная работа.
Опыт 1. Количественное определение общего белка в сыворотке крови.
В плазме крови содержится до 200 различных белковых компонентов. Большая часть выполняемой функции крови, так или иначе, связана с белками плазмы: поддержание онкотического давления, участие в процессах свертывания крови, регуляции рН крови, выполнение транспортной и защитной функции, функции «белкового резерва» и др. Качественное и количественное постоянство белкового состава крови четко поддерживается организмом, и любые изменения в этой системе, как правило, являются отражением нарушенного функционирования тех или органов и тканей.
Приборы. 1. Штатив с пробирками.
2. Набор пипеток.
3. Центрифуга.
4.Центрифужные пробирки.
5. Водяная баня.
6. ФЭК.
7. Кюветы, 10 мм.
Реактивы. 1. Сыворотка крови.
2. Трихлоруксусная кислота, 3%-ный раствор в этаноле.
3. Биуретовый реактив.
4. Хлорид натрия, 0,85%-ный раствор.
Определение концентрации общего белка.
1. 0,1 мл сыворотки крови внесите в пробирку, содержащую 2,4 мл 0,85% раствора хлористого натрия.
2. Прибавьте 2,5 мл биуретового реактива.
3. Термостатируйте 30 мин при 37оС, измерьте оптическую плотность при зеленом светофильтре (540-560 нм) в кювете с толщиной слоя 10 мм.
4. Концентрацию общего белка определите по калибровочному графику.
5. Сравните полученные значения с нормальными величинами. О чем свидетельствует снижение (повышение) уровня белка в сыворотке крови у животных?
|