Место психологии в системе наук и отрасли психологии ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ.
«Психология имеет длинное прошлое и короткую историю» Эббингауз. (цитата по лекции Ждан)
Необходимо различать психологические знания в рамках медицины и философии (до 1879г.) и собственно психологии как самостоятельной научной дисциплины.
Психология является и наукой, и искусством практического воздействия на человека. Две эти стороны психологири нельзя разделить, обе они важны. Иногда именноп рактическиим психологами ставились вопросы, определяющие дальнейший ход развития психологии кА кнаучной дисциплины.
Важно помнить о различиях между научной и житейской психологией:
Соотношение научной и житейской психологии
| Житейские психологические знания
| Научные психологические знания
| 1 Субъект познания:М.б. любой человек субъектом житейского познания
| Научное сообщество и его представители
| 2 Объект познания:сам человек и его окружение(«друзья познаются в беде»)
| Виды деятельности человека, в том числе и не встречающихся в повседневной жизни. Тексты.
| 3 Степень обобщения знаний: Конкретность, ситуативность. Обобщение в форме житейских понятий.
| Единая система научных понятий: Строгость. Абстрактность.
| 4 Способы приобретения опыта: интуитивный, субъективный, иррациональный
| Рациональной, объективное познание, с рефлексией используемых средств.
| Возможные предположения, догадки. Не исключены противоречия.
| Научные гипотезы. Избегание противоречий.
| 5 Способы передачи знаний:ограничена, затруднена
| Возможна. Знания закреплены в системе научного языка (термины) и в мат. носителях (статьи) большое КПД Трансляция через поколение
| 6 Методы: получения знаний: наблюдения и самонаблюдение
| Методы получения знаний: эксперимент, позволяющий исследователю самому варьировать параметры ситуации
| 7.
| Обширный, разнообразный и подчас уникальный фактический материал, недоступный во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии
|
Для того, чтобы определить психологию как науку, надо вспомнить, что наука определяется как исторически сложившаяся система знаний и методов его получения, а также как определенный социальный институт.
Принципами научного познания являются (????)
- Объективность
- Детерминизм
- Доказательность обоснованность получаемых результатов
- Рефлексия используемых методов.
Самой сложной проблемой является объективность для психологии. Важно понять, что имеется ввиду под объективностью. Важно помнить, что процесс психологического познания другого человека включает познающего в конструктивный диалог с ним, но этот диалог разворачивается по в некоторых объективных контурах.
Что касается принципа детерминизма, в психологии представлены причинный и целевой детерминизм. Принцип детерминизма – требвание истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов. 1) Причинный детерминизм (Почему? : Механицизм, З.Фрейд) 2) Целевой (Для чего?: Аристотель) 3) Индетерминиз: изучение только низших процессов, т.к. произвольное – не изучаемо. Принцип развития – для познания сущности явления требуется его раскрытие «в истории», ибо имеет место необратимое, направленное, разворачивающиеся в пространстве и времени изменение материальных и идеальных объектов. Развитие: фило-, социо-, онто-, пато-, актуалгенез.
Умрихин об этом не говорил Может даже лишнее.
Система методов. Уровни методологии науки по Юдину:
· Уровень философской методологии: роль: конструктивная критика и мировоззренческая интерпретация результатов, постановка новых проблем, интеграция знаний. Марксизм
· Уровень общенаучных принципови форм исследования: Системный междисц. подход
· Конкретно-научная методология: совокупность методов, приемов исследования. ДП
· Методика и техника исследования: получение единообразного и достверного эмпирического материала
Место психологии в системе наук и отрасли психологии
Классификация Ж. Пиаже
| Кедров, Е.Е. Соколова:
|
|
Философия и математика
Естественные
Y науки
Общественные
науки
Технические
науки
| 1. Психология и естественные науки:
§ От медицины: нейропсихология, патопсихология, психосоматика и психология телесности
§ От биологии:
- От физиологии: психофизиология
- От этологии и зоологии: зоопсихология
- От генетики: психогенетика
2. Психология и общественные науки:
§ От социологии: социальная психология, этнопсихология
§ От истории: историческая психология
§ От других: экономическая, политическая, юридическая психология
3. Психология и технические науки:
- Психология труда и инженерная психология
- Педагогическая психология
- Психология искусства
- Психолингвистика.
Другие отрасли:
§ Возрастная психология
§ Общая психология и история психологии.
Ярошевский:трехаспектный подход к анализу научного творчества: 3 координаты
1) предметно-логическая: (логика развития идей и научных проблем), 2) социальная:обусловленность развития общественными отношениями в разные ист. периоды (в т.ч. достижения производства), 3) личностная (через призму деятельности ученых).
Психология как наука о душе.
Античная психология.
1.1. Материалистическое учение о душе. Является частью материалистической философии. Ярким представителем атомистического материализма был Демокрит и его последователь Эпикур. Согласно данной теории все состоит из бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Все вещи образуются из атомов. Но чувственные качества есть только в человеческом мнении.
Демокрит: Главный принцип объяснения всего – причинный детрминизм: ничто не происходит без причины. Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из атомов огня. Душа – продукт распределения атомов в теле. Душа состоит из легких атомов, тело из тяжелых. Когда тяжелые атомы распадаются, легиек выходят из них и растворяются. Следовательно, душа смертна. Душа есть у всего, даже у мертвого тела. То есть, Демокрит поддерживал идею панпсихизма. Душа не является изначальным принципом, а является продуктом организации тела. (???) Вне тела ее не существует. Более того, душа сама является телом, только другим.
Развитие идей у Эпикура: душу имеют только существа, умеющие ощущать.
- 2. Идеалистическое учение о душе.
Сократ: Причина всех явлений – божественный разум. Сократ впервые указывает на разграничение души и тела, указывает на нематериальность души. Душа – разум, являющийся началом божественного. И она бессмертна. От него наметилось движение к идее об идеалистическом понимании души.
Платон: вершина идеализма. Мир вещей и мир идей. Истинно сущее бытие - эти идеи. Идеи и вещи не равноправны. Идеи – образцы, вещи всего лишь их подобия. Душа и Платона является началом, соединяющим мир вещей и мир идей. Душа в своем первобытом виде есть чатсь мирового духа. Природа души сродни природе идей. Идеальная душа – это образ мировой души. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним, а оно должно повиноваться ее движениям. Телесное, материальное пассивно само по себе и получает всю свою действительность только от духовного начала. В то же время Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу. Платон различает 9 разрядов душ. Он учит, что душа и тело должны развиваться в равновесии. У Платона душа уподобляется упряжке коней и возничему низшее начало общее у человека с животными и растениями. Это вожделеющее неразумное начало, стремление к удовлетворению телесных потребностей. Другое — разумное — начало противодействует или противоборствует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало — яростный дух.
Три начала должны находиться в равновесии, но между ними происходит борьба. Душа бессмертна, поэтому надо заботиться о ней. Опыт человека не умирает, он вечен, как и душа.
Частью учения о душе является учение о чувствах. Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души.
Аристотель. Его учение объединяет мир материальный и идеальный. Автор первого научного труда о душе. Отвергал идею об идеальном и материальном началах. В каждой вещи есть единство формы и матери. Душа – это форма живого органического тела. В душе основа движения тела, без нее тело было бы мертвым. Душа – это форма тела, причина и цель всех его действий.
Аристотель вводит понятие энтелехия (целевая причина): то, что делает тело живым. Орган души у Аристотеля – это сердце. Выделял тир вида души: растительную, которая отвечает за рост, питание и размножение, животную, обеспечивающая пространственное перемещение, ощущения, восприятие, элементарную память и воображение. Эти виды души невозможны без тела, поэтому они смертны. Разумная душа (познавательные способности, регуляция деятельности, характер) бессмертна. В основе разумный действий человека лежит божественный разум, именно он объясняет способность человека совершать действия по разумному стремлению (волевые действия). Аристотель объяснял жизнь души божественными силами. Учение Аристотеля о душе, характеристика ощущения, мышления, чувств, аффектов, воли указывали на качественное отличие человека от животных — человека Аристотель определял как «существо общественное». Это учение преодолевало ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание, согласно которому душа .движет живое существо некоторым решением и мыслью.
Неоплатонизм:Плотин выделил в душе особую функцию, которую впоследствии Дж.Локк назвал рефлексией, — способность наблюдать (осознавать) собственные состояния. Познание души для теолога Августина означало одновременно познание Бога, и в силу этого сам Августин большое внимание уделял глубокому наблюдению за своими переживаниями, размышлениями и тому подобными явлениями внутреннего мира, считая их (как впоследствии Р.Декарт) «непосредственно» открытыми для познания самим человеком. Правда, согласно Августину, подобными исследованиями души может заниматься далеко не каждый, а лишь просветленный, приближенный к Богу человек.
|