ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМЫ. ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ Н.А.БЕРНШТЕЙНА. План:
- определение проблем
- постановка и решение у Декарта
- решение в духе взаимодействия
- решение в духе параллелизма
- решение у Спинозы
- психофизика Фехнера и Стивенса
- отечественная школа
- Сеченов
- Бернштейн
- Лурия
- другие отеч учёные
1) Разные проблемы: психофизич - соотношение психического с материальным, телесным вообще и психофизиол - соотн психического с физиологическими процессами. Причём первая часто сводится ко второй.
2) Автор постановки проблемы – Декарт. Метод систематического сомнения – непосредственно дано и точно существует только сознание (= психика = мышление). Разведение души и тела как 2 субстанций и поиск точки их соприкосновения. Решение: взаимодействие. Через маленькую железу, которую колеблят животные духи, вызывая страсти. Внутреннее противоречие: тело – автомат (именно Декарт ввёл понятие рефлекса), но при этом произвольные действия, воля возможны благодаря маленькой железе, через которую душа изменяет движение животных духов. Как смешно бы это не звучало…
3) После постановки психоф проблемы Декартом очень много философов и психологов бились над её решением. По сути было 2 способа: либо найти точку соприкосновения и взаимодействия 2 принципиально несовместимых субстанций: решение в духе взаимодействия, либо параллелизм – объявление о том, что субстанции не соприкасаются, а существуют параллельно, являясь отражением друг друга. Вопрос о том, какая из них главенствует. В абсолюте такая позиция приводит к отказу либо от одной, либо от другой субстанции вследствие её никчёмности. Первая же позиция вообще внутренне противоречива. Но это мы с вами такие умные, а вот примеры позиций:
- взаимодействие: Дж.Экклз: дух действует на мозг, а мозг на дух (прям так) через синапсы., а также Шеррингтон, Тейяр де Шарден… По сути все, кто так решал проблему, так или иначе приходили к необходимости признать существование некоего инструмента, который конечно же нематериален, но так как сообщается с телом, то всё-таки чуть-чуть материален… =)
- Томас Гоббс: параллелизм. 1 субстанция – мыслящая и телесная. Мышление – производно от телесных процессов, «призрак». Всё производно от ощущения. Психика – эпифеномен.
- Вульгарные материалисты (Л. Бюхнер, К. Фогг, Я.Молешотт): мозг выделяет мысль, как печень – желчь. Из верного предположения о том, что никакой пси процесс не может существовать без мозга, был сделан неадекватный вывод о том, что исследовать мысль можно, только изучая мозговые процессы. Увы. Логичный вывод: ликвидация психологии как науки и замена её физиологией.
Есть материалистический параллелзм – в нём психика зависима. И он приводит к физиологическому редукционизму. Это вышеперечисленные.
Был и идеалистический вариант параллелизма: Лейбниц. Тело монады производно от её душевной составляющей. Тело и душа – разные полюсы одной монады, которые точно соответствуют друг др. в связи с законом предустановленной гармонии.
4) Б. Спиноза:
Одна субстанция, 2 атрибута (атрибутов бесконечно много, но познаваемых 2 – мышление и протяжение): решение проблемы через единство психического и физического.
Тело и душа человека «составляют один и тот же индивидуум, представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом – под атрибутом протяжения». То, что для тела выступает как действие, для души выступает как идея. Действие и мысль неразделимы – разные проекции одной реальности на разные плоскости. Учение об аффектах. Единство аффекта и интеллекта.
5) Проблему соотношения души и тела решал Г.Т.Фехнер. Он сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача — соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.
Тут вкратце про психофизику: основная задача – установление отношений между интенсивностью ощущений и интенсивностью возбуждений органов чувств внешними стимулами. Построение соответствующей функции. У Фехнера это была логарифмическая зависимость, а у Стивенса – его последователя – степенная зависимость.
6) Сеченов: понимал психическую деятельность как рефлекторную. Показал, что и кажущиеся свободными акты подчиняются определённым объективным законам. Собственно решение психофизической проблемы заключалось в «вписанности» психического во всеобщую связь явлений материального мира. Психофизиологическая проблема: Психическое необходимо для отражения внешнего мира субъектом в процессе его деятельности в мире. Оно выступает стороной сложной рефлекторной деятельности субъекта, протекающей в реальном пространстве и времени и подчиняющейся объективным законам жизни субъекта в мире.
Простыми словами: психическое есть, оно необходимо, но точно так же детерминировано, как и физическое. По ранней версии заключается в центральном звене рефлекса, по поздней – интегральной частью всего целостного процесса рефлекторной деятельности организма. Адекватный метод изучения – физиологический, соответственно и разрабатывать психологию физиологам.
7) Бернштейн:
У него была физиология активности и физиология движений. По идее нам про второе не нужно…
До Б классическая физиология изучала только простые вещи, вроде коленного рефлекса или мигания. В лабораториях подопытных животных обездвиживали за исключением изучаемой части. Получили представление о рефлекторной дуге (стимул – центральная переработка/возбуждение программ – двигательная реакция) и раздули на все остальные движения.
Новизна и неклассичность Б в том, что он изучал естественные сложные движения нормального неповреждённого организма, направленные на выполнение двигательной задачи.
Главное: результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов, которые вносят отклонения в запланированный ход движения, сами же не поддаются предварительному учёту! В результате окончательная цель движения может быть достигнута, только если в него будут постоянно вноситься поправки, или коррекции. Человеку надо знать реальную судьбу текущего движения. Отсюда принцип сенсорных коррекций – коррекции, вносимые в моторные импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Факторы:
- Реактивные силы (новичок на льду)
- Инерционные силы (работа с молотком)
- Внешние силы (материал, инструменты)
- Исходное состояние мышцы.
Схема рефлекторного кольца:
Задающий прибор посылает в прибор сличения нужное значение (Sw, сокращение слова «Sollwert» — должное значение) какого-либо параметра регулируемого органа (например, мышцы). Но проприорецептор воспринимает фактическое в данный момент значение (Iw, сокращение слова «Istwert» — наличное значение) данного параметра (например, мышца еще недостаточно сократилась, чтобы рука смогла взять тот или иной предмет). Если прибор сличения констатирует какое-либо отклонение Iw от Sw, т.е. Δw, происходит коррекция начавшегося движения и мышца получает соответствующую команду изменить свое положение. Новое положение мышцы вновь отражается проприорецепторами самой мышцы или другими рецепторами (допустим, зрительными), происходит сличение нового положения мышцы с требуемым — и совершается новый цикл регулирования движения, пока, наконец, не будет достигнута поставленная цель.
Дуга классической физиологии представляет собой, согласно Н. А. Бернштейну, лишь «разорванное кольцо», т.е. абстракцию от подлинно целостного акта кольцевой регуляции.
В принципе это кольцо – своеобразное решение психофизиологической проблемы.
Бонус:
Физиология движений.
В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Под уровнями следует понимать буквально морфологические «слои» в ЦНС.
Уровень А - палеокинетических регуляций (самый древний) тонус мышц, тремор, вздрагивание, вибрато у пианистов. Огромное количество неосознаваемых движений. Практически никогда не выступает ведущим.
Уровень В - синергий или штампов. Отвечает за высоко слаженные действия, типа ритмических, циклических действий, приседания, наклоны и т.п. В принципе охватывают полный спектр наших движений, и даже несут информацию о том, где какая часть тела в данный момент находится. Но внешняя среда не учитывается. Отвечает также за автоматизацию конкретных двигательных навыков – выразительную мимику и т.п.
Уровень С - пространственного поля. Обеспечивает ориентацию в пространстве. Движения опосредуются пространственным полем, т.е. возможно движение «от куда-то и зачем-то» – выделяется цель движения. Например: ходьба, бег, прыгание, печатание на клавиатуре, всовывание чего-то во что-то…
D - Теменно-премоторный уровень. Предметные действия. Завязывание петли на шее, шнурков на ботинках и т.п.
E - Уровень (а может и несколько уровней), отвечающие за «ведущие в смысловом отношении координации речи и письма», двигательные задания, ведомые замыслом. Движения подчинены не только пространственной, предметной, но еще и смысловой сфере. Субстрат (ссылается на А.Р. Лурия) – Lobus frontalis.
Движение управляется сразу несколькими уровнями одновременно. Навык – сложное образование – на всех уровнях. Но всегда можно выделить ведущий уровень, на котором осуществляется управление основными параметрами движения. Работа ведущего уровня контролируется сознанием. Другие уровни – фоновые.
Пример: замена уровней (реабилитация раненых)
уровень B - “Тяни руку как можно выше”
уровень С - “Достань до отметки” – (достает выше);
уровень D - “Сними шляпу с гвоздя”.
С повышением уровня эффективность возрастает.
Когда человек учится - разворачивается каждый уровень. Пример: письмо (как сложное движение):
А - обеспечивает тонус руки и пальцев;
В – придает линиям плавность, округлость, обеспечивает скоропись;
С – отвечает за геометрию букв и строк (обеспечивает их форму и ровное расположение);
D – обеспечивает правильное владение ручкой;
Е – смысловая сторона письма
Механизм формирования навыка
1) Первоначальное знакомство с движением и первоначальное овладение им. Происходит прояснение внешнего двигательного состава (попытки воспроизведения движения), внутренней картины движения (бесконечные повторения движения) и отработка правильных коррекций (+росписи коррекций по нижележащим уровням).
2) Автоматизация движения. Полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней (ведущий же уровень полностью освобождается от заботы об этом движении). Происходит увязка (отлаживание иерархии) деят-ти всех низовых уровней и «рекрутирование» готовых двигательных блоков (из других движений).
8) Лурия
Его концепция системной динамической локализации высших психических функций в головном мозге – тоже предлагает решение психофизиологической проблемы. Сложные психические процессы (и деятельности человека) реализуется несколькими звеньями, которые обеспечиваются функциями, локализованными в зонах головного мозга (в отличие от мнения, что деятельности человека локализованы в зонах мозга). Поставленная психологическая задача определяет систему мозговых процессов, которые будут задействованы при решении данной задачи.
Главным здесь является представление о том, что «если составить систему единиц, понять её иерархически – от деятельности к операциям, функциям, то движение, формирование, развитие идёт сверху вниз: от высших образований – к физиологии. Невозможно движение восхождения от мозга к неким процессикам, от процессиков к более сложным образованиям и, наконец, к сложению жизни». Это выражение решения п-физиол проблемы во всём деятельностном подходе.
9) Выготский, Леонтьев, Гальперин.
Любимым философом Выготского был Спиноза… и этим всё сказано =)
Ошибкой зарубежных школ было принять дуализм Декарта из которого выхода нет – нет решения задаче, в которой неверны условия. Все принимали положения о принципиальной разнесённости психического и физического – и пытаясь их соотнести, ошибались, так как изначально такой разнесённости нет. Эта мысль впервые появляется у Спинозы и развивается в отечественной школе (про марксизм не знаю…). Отсюда и следуют идеи о том, что психику можно изучать так же, как и любую объективную реальность, через её проявления в человеческой деятельности.
К этому вопросу и относится тема Интериоризация: переход внешнего физического действия во внутреннее психическое (привет Выготскому и Гальперину). И вообще мысль о материальном происхождении психики и её развитии путём из интер в интра…
Леонтьев развивал теорию деятельности. Категория деятельности – то звено, которое соединяет в себе психику и материальный мир… психика является неотъемлемой составляющей его деятельности в целом, обеспечивающей ориентацию субъекта в мире и адекватную регуляцию этой деятельности.
|