Целое больше суммы своих частей Гештальтизм отстаивал идею целостности в противовес бихевиористскому взгляду на сложную реакцию как сумму элементарных. Начало было положено опытами Вертхаймера со стробоскопом.
Через две щели – вертикальную и отклоненную от нее на 20–30 градусов – пропускался с различными интервалами свет. При интервале более 200 миллисекунд два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд - одновременно; при интервале около 60 миллисекунд возникало восприятие движения. Вертхаймер назвал это восприятие фи-феноменом.
Пример фи-феномена (щелкнуть по картинке два раза)
Итак, стимулы остаются на месте, реального передвижения объектов не происходит. Но в восприятии появляется образ движущегося объекта. Такое «движение без объекта» необъяснимо с точки зрения «психологии сознания» и структурализма, ведь целое (воспринимаемое движение) явно больше суммы своих частей (неподвижных лампочек, кадров кинопленки и прочих статичных стимулов). Именно целостный образ-гештальт движения структурирует и оформляет наше восприятие.
Принцип изоморфизма
Поскольку «кажущееся» и истинное движения воспринимаются одинаково, то они должны вызывать тождественные процессы в коре головного мозга, т.е. мозговые процессы при их восприятии также должны протекать одинаково. Изоморфизм означает, что элементы и их отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и их отношениям в другой. Физиологическая и психологическая системы, согласно гештальтистской гипотезе, изоморфны друг другу (подобно тому как топографическая карта соответствует рельефу местности).
Феномен транспозиции
Кристиан фон Эренфельс обратил внимание на то, что если мелодию транспонировать (изменить ее тональность, высоту), то все ноты до одной изменятся, но саму мелодию по-прежнему можно будет узнать. Это также говорит о том, что мелодия как целое больше суммы своих частей. Очевидно, узнаваемость обеспечивают не сами части, а их отношения (функциональная система, гештальт).
Это же подтвердил опыт Кёлера с курами. Куры научались клевать зерна, разбросанные на светлом квадрате, отличая его от находившегося рядом темного. В контрольном опыте тот квадрат, который послужил положительным раздражителем, оказывался рядом с еще более светлым квадратом. Куры и выбирали этот последний. Они, таким образом, реагировали не на конкретный оттенок, а на "более светлый из двух" (т. е. запоминали их отношение, систему, гештальт ситуации).
Восприятие как ведущий психический процесс
Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, с т. з. гештальтистов, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, доказывали гештальтисты, зависит его поведение и понимание ситуаций. Развитие восприятия представлялось как переход от схватывания общей ситуации к ее дифференциации(дробление гештальтов).
Инсайт как переструктурирование гештальта
Инсайт (озарение) — осознание новых отношений и функций предметов в некой ситуации. По существу, инсайт есть переструктурирование гештальта (построение нового образа ситуации на основе нового ее понимания). Кёлер считал, что инсайт происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта.
Пример. Кёлер изучал умственные способности шимпанзе на примерах их возможностей решения различных задач. Обезьяна находится в клетке, к потолку подвешен банан, который она достать не может, и короткая палка. За пределами клетки лежит длинная палка. Сначала обезьяна пытается достать банан при помощи короткой палки, что ей не удается. Затем она пытается дотянуться лапой до длинной палки, что также невозможно. После многочисленных проб, реакций беспокойства и гнева, обезьяна демонстрирует мгновенный инсайт (понимание целостной ситуации): не раздумывая далее, она берет короткую палку, достает с ее помощью длинную палку, и уже длинной палкой достает банан.
Фигура и фон
Формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на «фигуру» объект — расположенный на «фоне». Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. В восприятии фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона, а фон менее контрастен, бледен, размыт.
Константы восприятия
В опытах гештальт-психологов были описаны явления константности восприятия.
Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.
В 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях в открытую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов, пасущихся вдалеке, как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.
Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке.
Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным (т.е. она воспринимается прямоугольником, а не трапецией).
Константность яркости: воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения (при условии одинакового освещения объекта и фона).
Если белую чашку из белой хорошо освещенной комнаты внести в белую, но полутемную комнату, то из-за изменившейся общей освещенности цвет чашки изменится на серый, но восприниматься она будет по-прежнему как «белая чашка».
Принципы гештальта
Целостность, устойчивость восприятия достигаются благодаря следующим принципам:
Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.
Простота. Мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно: в гештальт-психологии это свойство получило название prägnanz, «прегнантная форма». Прегнантный гештальт должен быть симметричным и не может быть упрощен еще больше.
Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.
Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
Непрерывность. В нашем восприятии существует тенденция следования в направлении, позволяющем связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию.
|