Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Первые информационные теории мышления (Ньюэлл, Саймон)

Процессы, протекающие внутри человека, являются процессами оперирования символами, т.е. образы различным способом закодированные, могут быть уловлены, зафиксированы, переданы, сохранены, скопированы, с помощью механизмов этой системы. Сложные процессы М составляются из элементарных процессов манипулирования символами. Высшее поведение, в частности М, тоже может быть сведено к информационным процессам.

Основные понятия:

Информация – система знаков и символов.

Переработка информации – различного рода преобразования этих знаков, по заданным правилам.

Информационная модель – сведения о задаче, представленные в памяти решающей системы

Эвристика – это принцип, который вносит вклад в сокращение среднего числа проб при решении, когда субъект, решающий задачу, сталкивается с группой альтернатив. Обычный эвристический прием состоит в выявлении с самого начала возможных путей при помощи относительно доступного теста. Информация, необходимая для выбора подходящих путей, поступает лишь при осуществлении поиска. Следовательно, субъект должен исследовать несколько путей.

Для объяснения процесса решения задач, применяется понятие «Общего решателя проблем» (ОРП). Решение происходит так:

Проблема представляется в форме выражений, которые обозначают «преобразовать 1 в 2»,

Программа достигает целей путем применения к объектам операторов (правил преобразования), превращая, таким образом, эти цели в новые объекты.

Действия ОРП группируются вокруг 3-х типов целей: преобразование целей (преобразовать объект «а» в объект «б»), цели применения операторов (применить оператор «q» к объекту «а»), цели уменьшения различий (уменьшить различие «d» между объектами «а» и «б»).



ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с.именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1970); это состоялось в 60-е годы нашего столетия. В центре гуманистической психологиипонятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

Основные отличиягуманистической психологии от первых двух «сил»:

· Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое; в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

· В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму

· В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

· Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности. Прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный).

 

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т. е. творческая направленность, которая врождена у всех, но теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, «детский» взгляд на мир.

Ядро концепции Маслоу - его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

· Базовые физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).

· Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).

· Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

· Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.

· Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.

 

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

А.Маслоу «Психология бытия»: «Самоактуализация – это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как совершение своей миссии, призвания или судьбы, как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции или внутренней синергии (согласованности) личности».

Потребность в самоактуализации – это потребность актуализации в жизни человека всех заложенных в его природе потенциальных способностей и возможностей, ее успешная реализация – осуществление в жизни человека своего предназначения.

Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации (которая не состояние, но процесс!) немногие—менее 1%. Большинство, по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведает радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение: бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня. Человек же, вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность») оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма.

Нормальная личность («полноценно развитая», «психологически здоровая») – это человек, имеющий возможность удовлетворения всех без исключения базовых потребностей. Неудовлетворение базовых потребностей приводит к отклонениям в развитии личности от ее естественной нормы (причина возникновения жизненных проблем и психических расстройств). Духовные проблемы человека как следствие неудовлетворенной потребности в СА. Духовные проблемы – метапатология (состояние отчужденности, потеря вкуса к жизни, утрата смысла жизни, скука, тоска, желание смерти, чувство собственной бесполезности, бесцельное разрушение, вандализм и т.п.).

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно, а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается также в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века - Карла Роджерса (1902—1987).

«Актуализация» по Роджерсу – присущее всей живой природе стремление к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями.

Пример: Семя любого растения, изначально содержащее потенциал его последующего роста и развития. Попав в надлежащие условия, оно начнет расти и развиваться, реализуя свой потенциал. Полив, подкормка, температура, освещение – растение начинает становиться тем, чем оно должно стать по своей природе.

«Само-» – указание на конкретный объект, в отношении которого используется термин «актуализация»; это личность человека.

Самоактуалиазация по Роджерсу оРоджерсуР – это актуализация врожденного человеку стремления к росту и развитию его личностив соответствии с тем, какой она является по своей природе в возможности. Стремление к личностному росту и развитию, присущее природе человека в виде потенциальной возможности при определенных условиях может реализоваться актуально. Если человеку создать надлежащие условия, его личность, подобно растению, будет расти и развиваться в соответствии с тем, какой она должна стать по своей природе. Человек таким образом будет становиться полноценно функционирующим.

По Роджерсу, человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п. - результат страха и психологической защиты; задача психолога — помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Как практик, Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность человека и способствующих самоактуализации; они нашли отражение, прежде всего, в индивидуальной и групповой психотерапии. Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как «недирективную», что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана (а чаще всего от психолога ждут именно этого) и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера—атмосфера безусловного принятия.

В дальнейшем Роджерс обозначил свою терапию как «терапию, центрированную на клиенте»; теперь в задачи терапевта входило не только создание атмосферы, но и открытость самого терапевта, его движение в направлении понимания проблем клиента и проявление этого понимания, т. е. важными оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта.

Особенности клиент-центрированной терапии (их можно понять, имея личный консультативный опыт):

· Открытость и правдивость терапевта в выражении им своих мыслей и чувств, возникающих в процессе беседы с клиентом. Это способствует установлению между терапевтом и клиентом доверительных отношений («прозрачность терапевта для клиента». нет необходимости скрывать что-то друг о друга).

· Безусловное принятие клиента терапевтом как имеющего безусловную ценность; безоценочное отношение.

· Эмпатическое восприятие внутреннего мира клиента (способность воспринимать внутренний мир другого, как именно он его воспринимает и переживает).

 

Попадая в такие условия, клиент также начинает относиться к себе более положительно и безоценочно, принимать себя. Изменение отношения человека к самому себе «запускает» процесс самоактуализации иестественность развития личности («прорастание зерна»).

Аномальная личность по Роджерсу – не самоактуализирующаяся личность (процесс самоактуализации заблокирован, существует потенциально, только в возможности).

Препятствие в самоактуализации в самом человеке. Это система его, так называемых условных ценностей, определяющих ценностное отношение к другим и к себе. Условное ценностное отношение (в отличие от безусловного): человек относится к себе и другим положительно только при определенном «условии»: при соответствии качеств личности каким-то ценностным идеалам (иначе – отношение к себе и другим отрицательное).

Главным для Роджерса является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку стать «полностью функционирующей личностью».

Экзистенциальная психология (от лат. «exsistentia» – «существование»)— направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.

На возникновение этого направления повлияли философия экзистенциализма Сёрена Керкегора, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра и феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля.

В настоящее время основными направлениями экзистенциальной психологии считаются:

  • Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.
  • Dasein-анализ (дазайн-анализ) Медарда Босса..
  • Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла.
  • Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.
  • Экзистенциальное консультирование Джеймса Бьюдженталя, Ирвина Ялома, Ролло Мэя.

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой, человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя.

Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира:

  • Мир вокруг - материальный - "биологический" и "физический" мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек "заброшен" фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
  • С миром - мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
  • Свой мир - мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир "для меня".

В экзистенциальной психологии, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а, следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. Независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно не было. Личность человека определяется тем, как она сама выстраивает собственное существование. Делая выбор и принимая за него ответственность, человек становится личностью, обретает собственную сущность.

В экзистенциальной психологии рассматриваются проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и отчуждения, смысла и бессмысленности, человека и общества.

В экзистенциальной психологии самое главное – мысль об уникальности каждой человеческой жизни. «Иными словами, эта психология сконцентрирована не на исследовании отдельных проявлений психики, а на конкретной жизни в ее взаимосвязи с окружающим миром в целом.

Еще одна важная составляющая экзистенциальной психологии – работа с чувством тревоги. Беспокойство при принятии решений, тревога за собственное существование – неотъемлемый атрибут полноценного бытия. Именно тревога приводит к пересмотру жизненных ориентаций и осмыслению существования. Кроме тревоги, особую роль в жизни человека играет скука.

тревога и скука заставляют искать смысл жизни. По мнению Виктора Франкла, «сомнения в смысле жизни являются признаком самого человеческого в человеке». Человек нуждается в смысле. Из-за его отсутствия нередко развиваются психические нарушения, неврозы, разного рода зависимости. В. Франкл разработал учение о смысле жизни – логотерапию.

В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. Смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе самых трагических; психотерапевт не можетдать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться, если сохраняется смысл жизни.

Многообразие форм человеческого бытия, по Франклу можно уподобить целостной объемной геометрической фигуре, которая представлена на чертеже в трех проекциях в трех ортогональных измерениях

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА:

  • Биологическое - характеризует жизнь человека как живого организма, является предметом исследования двух наук – биологии и психологии;
  • Социальное - характеризует его жизнь в обществе и изучается социологией;
  • Духовное включает 3 экзистенциала:

1) духовность;

2) свобода;

3) ответственность.

 

Духовность

Упрямство человеческого духа. Человек способен противостоять собственной естественной заданности. Заняв определенную позицию по отношению к своей жизни, и поступая в соответствии с ней вопреки давлению со стороны социальных обстоятельств, наследственности, влечений и др. естественных детерминант собственной жизни. Преодоление собственной обусловленности. Выход человека как духовного существа за пределы телесности.

Свобода

Негативный аспект («свобода от»): относительная независимость от собственной естественной заданности. Жизненный путь не определяется полностью биологическими, психологическими и социальными детерминантами. Независимость относительна; ее не следует трактовать как всемогущество. Ее проявление возможно только в определенном диапазоне, предоставляемом объективными условиями жизни человека. Суть жизни – борьба духа с внешней и внутренней судьбой человека.

Позитивный («свобода для»): связь с третьей сущностной характеристикой человека – с его ответственностью.

 

Ответственность:

Духовное бытие всегда осмысленно. Ответственность человека – нахождение и установление им самим для себя смысла своей жизни – в целом и в любой конкретной ситуации. Смысл существованию придают ценности, которые человек должен сам найти в своей жизни. Тогда его позитивная свобода есть свобода выбора ценностей, определяющих выбор смысла жизни.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.