ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. - Проблема сознания в психологии.
План:
- предпосылки проблемы сознания в религии и философии эмпиризма
- Декарт и Локк – начало эмпирической психологии сознания
- Вундт и Титченер – психология сознания
- Брентано и Джемс (процессуальная сторона сознания)
- кризис психологии сознания с вытекающими последствиями
- сознание в отечественной психологии
- психосемантика
Источник: Е. Е. Соколова, Общая психология, т.1. под ред Братуся. Очень рекомендую =)) + учебник по истории, Ждан.
Ответ можно начинать с Декарта. До этого – бонус.
- 6 в.до нэ – 16 в. нэ: Душа, в философских учениях и медицине, в рамках анатомо-физиологических учений.
Предпосылки:
Кто?
| Что основное?
| Сознание.
| Квинт Тертуллиан (ок. 160 – после 220)
| Вера выше знания и обратно пропорциональна знанию. Осн путь познания – чтение священных текстов, в которых дана вечная истина, полученная путём откровения.
|
| Плотин (204/205 - 270)
| Выделил в душе особую функцию – способность наблюдать собственные состояния,
| Потом Локк назвал это рефлексией.
| Аврелий Августин (354 – 430)
| Познание души = познание Бога. Наблюдал за своими переживаниями, размышлениями и т.д., которые он считал «непосредственно» открытыми для познания самим человеком.
Вера и разум в гармонии, первенство отдано вере.
|
| Роджер Бэкон (1214 – 1294)
| Обосновал необходимость опытного изучения реальности (но не говорил о познании душевных явлений – их всё равно надо постигать с помощью пророков и др.)
|
| Уильям Оккам (ок. 1285 – 1349)
| «Бритва Оккама»: не следует множить сущностей без необходимости – устранение из научных рассуждений всех не поддающихся опытной проверке понятий.
| Не попало ли понятие души под такую бритву?
| Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)
| Требование познавать реальность в опыте (а не в научных текстах).
«Бритвой» отрезал понятие души, но не считал психическими физиологические процессы (кровообращение, дыхание и т.д.).
Человеческий разум увлечён идолами (рода, пещеры, площади, театра).
| Два шага, сделанные Бэконом,— исключение из состава души органических функций и отказ от изучения души как особого предмета, требование перейти к описанию ее процессов — подготавливали отмирание науки о душе и вместе с тем создавали предпосылки для становления новой науки о сознании. (Ждан)
|
Далее по смыслу и коротко:
Р. Декарт:
- методом систематического сомнения нашёл то, в существовании чего мы можем быть точно уверены – в нашем сомнении = мышление = сознание = психика. Доказательство этому не нужно – оно открыто непосредственному переживанию. (Душа – субъект психических процессов.)
- подходящий метод для изучения сознания – интроспекция.
- ввёл психофизическую проблему (разведение 2 субстанций, души и тела, не имеющих между собой общих свойств) и психофизиологическую (проблема соотношения психического с физиологическими процессами).
- Сознание описывается в противопоставлении телу. Душа неделима, не локализована, свободна, независима от тела, которое является автоматом.
- тем не менее (Декарт сам себе противоречит), душа сообщается с телом через «маленькую железу в мозге»), и таким образом может влиять на «животные духи», которые пробегают мимо, но и они оказывают на неё влияние, заставляя её переживать определённые состояния. Помним также, что понятие рефлекса также впервые встречается у Декарта.
- Страсти: Декарт дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевные движения, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Природа страстей двойственная: они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и воспитывать страсти.
Джон Локк:
- сторонник опытного изучения явлений или процессов сознания без специальных дискуссий о природе души (решение этого вопроса за скобками – не им отн к собственно эмпирическому изучению явлений сознания)
- все содержания нашего сознания – результат нашего опыта. Мы изначально – чистая доска. Внешний опыт – ощущение, внутренний – рефлексия. Разум может одновременно заниматься приобретёнными идеями и наблюдать эту деятельность – обосновал метод «внутреннего восприятия», рефлексии.
- «Сознание есть восприятие того, что происходит у человек в его собственном уме». Никакого другого доступа к сознанию, кроме внутреннего восприятия (потом назвали интроспекцией), нет.
- восприятие – процесс пассивный, память – активный, мышление – самый активный процесс.
- Образование сложных идей из простых происходит двумя путями – активной деятельностью разума или ассоциациями (что Локк считал побочным и неразумным путём).
Этьенн Бонно де Кондильяк:
- не только идеи, но и операции ума возникают опытным путём. Сенсуалист. Мысленный эксперимент со статуей.
Итог: Декарт и Локк заложили основы нового направления в психологии: классическую эмпирическую психологию сознания.
Английская школа ассоцианистов:
Период «классического ассоцианизма» (сер 18 – нач 19 века):
Джордж Беркли: пытался объяснить ассоциацией восприятие глубины (третьего измер).
Дэвид Юм распространяет этот закон на понимание всех познавательных процессов (восприятие, память, мышление).
Дж. Милль – «ментальная механика» - главный принцип: выведение законов душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущ и предст).
Дж. Ст. Милль – «ментальная химия»
Суть: Как в химии по продукту нельзя судить об исходных элементах, а знание свойств элементов не избавляет от необходимости изучать свойства целого, анализ явлений сознания как продуктов психического синтеза не может дать нам представления об исходных компонентах.
Дэвид Гартли дал первую законченную систему ассоциативной психологии.
2 противоп точки зрения на природу ассоциаций: «тень» мозговых процессов, сочетающихся по определённым физиологическим законам (Гоббс, Гартли, Дж.Ст. Милль) или законы сознания самого по себе (Дж. Милль).
Вундт:
Т.о. неважно решение вопроса о душе – изучаем то, что происходит в сознании, причём «методом внутреннего восприятия» (с учётом принципа, что всё содержание и вся работа сознания нам дана непосредственно).
В русле интроспективного направления и были предложены 2 программы построения психологии: В. Вундта и Ф. Брентано.
1879 г – в Лейпциге первая в мире лаборатория экспериментальной психологии.
Главное:
- сознание – совокупность сознаваемых нами состояний (сознание как картина мира, образ)
- задачи: описание свойств С, выделение структурных составляющих С, установление связей между элементами, нахождение законов психической жизни.
- пример: метроном (свойство – ритмичность, объём)
- предложена схема сознания с полем внимания (экспер с тахистоскопом на объём) и с полем сознания. Метафора – сцена. Кстати, у Вундта было не поле внимания, а поле ясного сознания…
- элементы – ощущения и простейшие чувствования (элементарные эмоциональные явления: удов-неудов, напряжение – разрядка, возбуждение – успокоение). Каждый элемент им 2 свойства: качество и интенсивность.
Э.Б.Титченер (ученик Вундта)
- к ощущениям и чувствованиям прибавил представления («следы прежних ощущений»)
- более строгий метод интроспективного анализа – метод аналитической интроспекции. (натренированный испытуемый рассказывает «сенсорную мозаику», избегая «ошибки стимула» - «рассматривать сознание так, как оно есть, независимо от его отношения к объективному миру»)
- называл своё направление структурализмом (из ощущений, как из кирпичиков, складывается всё содержание нашей душевной жизни)
- схема сознания в виде «двухуровневого» потока, верхний уровень включает в себя ясные содержания сознания, а нижний – смутные. Сделано для учёта возможных изменений состояний сознания во времени: постоянно происходит процесс перехода одних состояний сознания с верхнего на нижний уровень и наоборот. Метафора сознания: «волна» - должен учитываться аспект времени: расположение отдельных Эл-тов сознания на гребне – внимание → новое качество: интенсивность – субъективная ясность в восприятии.
Общее:
Сознание – замкнутый в себе мир субъективных явлений, сознание = психике (бессознательное не предполагалось). Метод – интроспекция, расчленяющая сознание на элементы («элементаризм»).
- Сенсуализм (нет никаких сознательных процессов, невыводимых из ощущений и несводимых в конечном итоге к ним.
- Субъект пассивен, механицизм в объяснении сложных явлений сознания, возникающих из простых путём установления ассоциативных связей между ними (ассоцианизм).
Но у Вундта помимо ассоциаций есть апперцепция – активный процесс. С этим разбираемся:
Ассоциация (от латин. associatio – соединение) – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания, которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечёт за собой и появление другого. Чем чаще, тем прочнее.
Ассоциации: по сходству, контрасту, смежности в пространстве и во времени, причинно-следственные…
Началось с Платона и Аристотеля, но термин предложил Локк (у него они были вредны).
Лейбниц Г.В., в полемике с Локком (у Локка простые идеи возникают без активности субъекта, а сложные из простых – с активностью), ввёл понятие «апперцепция» (по сути внимание к одним событиям и игнорирование других). По Лейбницу образование даже простых идей происходит при активности субъекта.
Это же понятие развивалось в учении И.Ф.Гербарта (родоначальник эмп пси). У Вундта:
Апперцепция – укрупнение единиц восприятия, схватывание целого: вход в внимание. Ф-ции: группировка, ясность, отчетливость.
Ассоциация – процесс пассивного «сцепления» элем сознания, апперцепция – активного объединения содержания сознания самим субъектом (воображение, мышление).
Итак, даже здесь активность! Т.е. раскрывается процессуальная сторона сознания. Эта сторона становится главной для представителей функционализма (внутри интроспект пси).
Вообще-то была Чикагская школа (Дж. Дьюи, Дж.Р.Энджелл) – призывали изучать пси процессы как функции, как операции, играющие опр роль в приспособлении субъекта к среде. Их предшественники – Брентано в Европе и Джемс в США.
Брентано: «психология акта». Предмет иссл – не душа, а духовные акты как её проявления. Тоже сознание = психика и всё, что в ней осознаём, а также тот же метод, но свой вариант.
Содержания ощущений, восприятия принадлежат внешнему миру, а акты представления, суждения, чувствования – акты психические.
Основное свойство сознат акта – интенциональность, направленность на объект, который тем самым стан-ся «имманентным предметом» сознания субъекта.
3 группы актов: акты представления, суждения (истина-ложь) и чувствования (добро-зло).
Метод «внутреннего восприятия» - непредвзятого и непосредственного воспр всего того, что соверш-ся в сознании (идея целостности).
Идеи Брентано получили развитие в Вюрцбургской школе (мышление).
В. Джемс предложил метафору «поток сознания». 4 свойства:
- Каждое состояние созн стремится стать частью личного сознания – замкнутость сознания одного человека и доступность созн только для владельца.
- В созн происходят постоянные изменения. Каждое состояние уникально и не повторяется.
- Каждый процесс в созн непрерывен. Никто не воспринимает реку как совокупность бочек воды.
- избирательность созн: в фокусе в 1 момент оказ-ся 1 объект или 1 его сторона…
Если что, то Спинозу можно приплести к Декарту, вскользь упомянув решение психофизической проблемы, или отнеся к сознанию его тезис о единстве аффекта и интеллекта, но мне кажется, это необязательно.
Конец пси С.
Ко второй половине 19 века нарастает критика:
- практические запросы
- развитие других наук привело к необходимости пересмотра методологических постулатов классической науки.
В нач 20 века – создание новых концепций, возникает плюрализм. И психологией занимаются не только и не столько психологи, сколько специалисты др областей (напр, врачи).
Каждая школа идёт на отрицании одного из постулатов пси С:
Бихевиористы – другой предмет и соответственно объективный метод; психоанализ – существование бессознательного; гештальтпси – целостность; французская социологическая школа – конкретно-социальная обусловленность сознания.
Развернём:
Бихевиоризм:
в принципе отказался от сознания, как от того, что нельзя изучать объективным методом. Предмет – поведение.
Психоанализ:
Открыл качественное отличие бессознательного от сознания и его огромную роль в жизни человека. Здесь можно вспомнить динамическую и топическую модели с соответствующим местом сознательного и Эго. Кстати, схема Вундта заимствована у Гартли, где был ещё один очень важный внешний круг – бессознательное. Но этот круг Вундт потерял, так как в эмпирической психологии сознания предполагалось, что всё содержание нашего сознания ему доступно – сознательно.
Гештальтпсихология:
Предметом является скорее восприятие, единым объяснительным принципом – гештальт. Другое содержание сознания – не элементы, а целостные структуры.
Французская школа (Люсьен Леви-Брюль и Эмиль Дюркгейм):
До: Механизмы сознания у разных людей считались принципиально тождественными. «Причуды» дикарей – следствие их недоразвитости, а не своеобразия.
Суть: механизмы умственных операций каждого отдельного человека социальны по происхождению.
В каждом конкретном обществе имеется система существенных для него понятий (категории времени, пространства, числа, причины, субстанции), посредством которых индивиды упорядочивают знания об окружающем их мире. Эти категории – продукты коллективной мысли, определяемые образом жизни того или иного племени или народа.
Итог: не только содержания сознания, но и сами его механизмы (процессуальная, операциональная сторона сознания) обусловлены социально.
К этому же косвенно относится П.Жане… но он говорил о 2 видах памяти (реминисценция – естественная и воспоминание – высшая, социальная по происхождению).
Можно ещё Вюрцбургскую школу:
Выдвинули теорию безобразного мышления – мысль возможно без сенсорного или образного содержания (в отличие от Вундта). Предложили метод систематической экспериментальной интроспекции: перед испытуемым ставилась сложная мыслительная задача, а после её решения требовался ретроспективный отчёт о процессе решения.
Все перечисленные школы относились к сознанию в духе Декарта – как к субстанции, принципиально отличной от тела, и непосредственно открытой человеку, причём только «хозяину».
Отечественная школа.
Положения Выготского:
- сознание такая же объективная реальность, подлежащая изучению, как любая другая.
- метод интроспекции ненаучен, но можем использовать самонаблюдение (что не одно и то же): наблюдать за своим поведением в объективных жизненных ситуациях («я храбрый»), использовать данные самоотчёта другого человека как сырой материал. А также как изучение продуктов творчества.
- нет непосредственного познания сознания. Наша задача – реконструкция психической деятельности по внешним проявлениям (речь, поведение), а в интр подходе такое использовалось только по отн к тем, кто заведомо не был способен к интроспекции, а психолог пытался вжиться в это и через себя объяснить.
- системное строение сознания (сложная совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичная для каждой возрастной ступени) и смысловое (характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира).
- Сознание не равно психике. Сознание – высшая форма отражения мира не только по отн к животной психике, но и по отношению к иным формам психического отражения у человека.
- Сознание не равно осознанию.
- В нашем сознании мы можем отделить образ мира от самого мира («двусубъектность»). Следовательно, объективное постижение мира и произвольная регуляция собственных процессов.
Рубинштейн:
Тезис о единстве сознания и деятельности: сознание и формируется, и проявляется в деятельности. Т.о. заложил философские основы деятельностного подхода в психологии.
А.Н.Леонтьев:
Развил теорию деятельности. Психика (и её высшая форма – сознание) – функциональный орган деятельности.
Выделил стадии развития психике в филогенезе (элементарная сенсорная, перцептивная, интеллекта)
Сознание:
- сознание-образ: чувственная ткань, значение, личностный смысл (структалистская трактовка)
- сознание-процесс: целостная система актов, решающая свои задачи и выступающие как функциональные органы деятельности (функционалистская трактовка).
Основное условие и предпосылка возникновения сознания – совместная трудовая деятельность.
Язык – истинный носитель сознания человека («со-знание»)
Определение из Соколовой по всей отеч школе:
Сознание — специфически человеческая форма ориентировки в мире, включающая в себя в качестве образцов (идеальных форм) ее обобщенные схемы, имеющие социальный и надындивидуальный характер и принятые в данной культуре в качестве средства передачи опыта (в том числе опыта действий) новому поколению входящих в культуру людей. Усваивая эти образцы, человек усваивает не только значения как способы рационального освоения и изменения мира, но и смыслы коллективной деятельности, становящиеся мотивационно-смысловым регулятором его индивидуально-неповторимой деятельности. Сознательное отражение мира субъектом отличается от иных форм его отражения тем, что субъект способен различить мир как таковой и его образ, что обусловлено социальным происхождением С. (С. «двухсубъектно»). Следствием этого является более объективное отражение мира субъектом, с одной стороны, и возможность произвольной регуляции им своих психических процессов, с другой. Усвоение имеющихся в культуре «образцовых» схем ориентировочной основы деятельности не исключает С. человеком своих собственных, отражающих опыт его индивидуально-неповторимой (и одновременно социально-осмысленной) деятельности в мире, которые впоследствии могут стать таким же образцом для последующего поколения людей.
|