ТИПЫ ШКАЛ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ. Основания классификации С.Стивенса – эмпирические отношения, которые устанавливаются на множестве измеряемых объектов и допустимые преобразования.
Для того чтобы установить функциональную зависимость между стимулом и ощущением нам нужно шкалирование, надо предложить какую либо шкалу.
Шкалы бывают метрические (для измерений) и неметрические.
Неметрические: шкала наименований и шкала порядков.
ШКАЛА НАИМЕНОВАНИЙ (номинальная). Это шкала нужна, чтобы отграничить одно от другого. Шкала наименований получается путем присвоения «имен» объектам.
Устанавливается отношение эквивалентности.
Допускаются любые взаимнооднозначные преобразования.
Пример шкалы: номера телефонов
ШКАЛА ПОРЯДКОВ. Получается в результате операции ранжирования, или сравнения, т.е. Здесь все разные, разные по какому-то признаку, который может быть выражен больше или меньше.
Устанавливается отношение порядка (больше или меньше)
Допускаются любые монотонно-возрастающие функции.
Пример шкалы: рейтинг популярности, шкала твердости минералов
1. Метод ранжирования. Например, у нас есть некоторое количество домов… Нам надо их расположить на шкале порядков. Выделим признак – удобство. Три человека ставят каждому дому оценку исходя из удобства дома для проживания.
2. Метод парных сравнений. Эти же результаты можно получить и методом парных сравнений.
Мы сравнили все парами. Какой дом чаще встречался в наших выборах? 1) – 3 раза; 2) – 1 раз; 3) – ни разу; 4) – 2. Самый большой ранг получит первый дом, т.е. дом, который встречался чаще всего. Задача испытуемого упрощена до предела – перед ним только 2 образца, и он должен сказать, например, какой из них больше, т.е. сравнить их в заданном отношении. Метод введён Коном при изучении предпочитаемости цветов.
Метрические шкалы: интервалов и отношений.
ШКАЛА ИНТЕРВАЛОВ. Появляется единица измерения, т.е. вводится мера оцениваемого качества. Нет абсолютного нуля, нулевая точка задана условно. Шкала интервалов имеет масштабную единицу, но положение нуля на ней произвольно, поэтому нет смысла говорить о том, во сколько раз больше или меньше утренняя температура воздуха, чем вечерняя. Т.о. на шкале интервалов возможны математические операции сложения и вычитания; умножать и делить пока нельзя.
Устанавливается отношение равенства интервалов или разностей.
Допускаются линейные преобразования x’=ax+b
Пример: Шкала температур, календарь
ШКАЛА ОТНОШЕНИЙ. Здесь есть настоящий абсолютный ноль и мы можем сказать во сколько раз одно больше/меньше др. Пр.: линейка. Существование равных единиц и действительного нуля делает возможным сравнение отношений: км\ч.
Шкала отношений для слухового восприятия, по Стивенсу: психофизическая шкала сонов.
Устанавливается отношение равенства отношений
Допускаются преобразования подобия, умножение на константу.
Пример: длина, вес, психофизические шкалы громкости, тяжести.
Вопрос об абсолютном нуле является дискуссионным, поскольку предполагается, что представление о нем является конвенциональным.
Фехнер, методы измерения порогов:
Метод минимальных изменений.
(Или метод едва заметных различий, или серийного исследования, или метод границ)
Самый прямой метод. Экспериментатор изменяет сравниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих рядах. При каждом изменении испытуемый должен сказать – больше, меньше или равно по сравнению со стандартным стимулом. В результате определяются значения, при которых ответ менялся. При определении абсолютного порога стандартный стимул не предъявляется, и испытуемый просто говорит, обнаруживает он стимул или нет.
а) цель - измерить порог
б) измеряются границы между "да, обнаруживаю" и "нет, не обнаруживаю"
Iда', Iда'', Iда'''…
Iнет', Iнет'', Iнет'''…
в) усредняются Iда и Iнет, порог равен (Iда + Iнет)/2
да, да, да | да, нет 50% на 50% (интервал неопределенности) | нет, нет, нет
Метод средней ошибки
(Или метод установки, воспроизведения, подравнивания.) Испытуемый сам подстраивает сравниваемый стимул, который может непрерывно изменяться, к стандарту, чтобы они были равны. Процедура повторяется несколько раз; вычисляется среднее и вариабельность. Среднее – показатель точки субъективного равенства, а вариабельность м.б. использована для вычисления разностного порога. Для определения разностного порога: испытуемый неоднократно устанавливает такое значение, которое по его мнению является самым низким среди обнаруживаемых им стимулов. Среднее этих установок принимается за абсолютный порог.
Метод констант.
(Или метод истинных и ложных случаев, метод частот.) Используется несколько постоянных значений стимула. Для определения разностного порога каждое из них сравнивается со стандартным стимулом много раз. Вопрос: какой из этих двух стимулов больше? В результате получаются такие ряды:
Iстанд - Iпервое : меньше(м), больше(б), м,м,м,м,б,м,б….
Iстанд - Iвторое : м,б,б,б,б,м,б,б,б…
И так далее.
Подсчитывается вероятность ответов. Разностный порог рассчитывается как изменение величины сравниваемого стимула относительно стандартного, между 50% и 100% правильных ответов.
Вычисление абсолютного порога: стандартный стимул не предъявляется, а за абсолютный порог принимается значение с равным количеством ответов да и нет.
а) испытуемому предъявляется 6 определенных стимулов
б) испытуемому предъявляют всегда пару стимулов: I стандартное + один из стимулов. Вопрос состоит в том, больше или меньше предъявляемый стимул
в) каждая пара предъявляется несколько раз
Iстанд - Iпервое : меньше(м), больше(б), м,м,м,м,б,м,б….
Iстанд - Iвторое : м,б,б,б,б,м,б,б,б…
И так далее.
г) для каждого стимула подсчитывается вероятность появления “м” и “б”
Методы прямого шкалирования
Стивенс.
1)М-д оценки отношений.Испытуемому предлагается оценить во сколько ощущение от вновь предъявленного стимула больше, чем от эталонного.
2)М-д установления отношений.Испытуемому предлагается подобрать интенсивность переменного ощущения, к-ая была бы больше или меньше эталонного в опр. кол-во раз.
3)М-д оценки величины. Оценить величину переменного ощущения в единицах эталонного.
4)М-д установления величины.Необх. подобрать такую величину ощущения, вызванного переменным стимулом, к-ая соот. бы опр. числу единиц эталонного.
= интервальная шкала
Метод равных сенсорных расстояний (И.Мюллер, Э.Титченер)
Это ряд методов, в которых испытуемый пытается выбрать или согласовать серию стимулов так, чтобы они отмечали субъективно равные расстояния на некотором континууме. “Деление интервала пополам”: Плато просил художников воссоздать серый тон, который был бы серединой между белым и чёрным. В эксперименте Сенфорда испытуемые раскладывали на 5 кучек с приблизительно равными сенсорными расстояниями 108 пакетов от 5 до 100 г.
Метод ранжирования.
Испытуемый упорядочивает по данному признаку предъявленное количество образцов. Так получают один ранговый порядок. Одни и те же образцы упорядочиваются несколько раз разными испытуемыми и для каждого образца подсчитывался средний ранг. Средние ранги будут более-менее объективны. Получается результирующее мнение n-ного количества человек. Метод удобен при оценивании достижений различных людей, например, т.к. сложно найти другие критерии оценки деятельности людей, кроме мнения других людей.
Метод парных сравнений.
Задача испытуемого упрощена до предела – перед ним только 2 образца, и он должен сказать, например, какой из них больше, т.е. сравнить их в заданном отношении. Метод введёно Коном при изучении предпочитаемости цветов.
= шкалы порядков
|