Уровень психофизиологических функций. Психофизиологические функции – это физиологическое обеспечение (способности организма: к ощущению, моторная способность и др.) протекания психических процессов. Отличаются от операций тем, что находятся на органическом уровне (являются необходимыми предпосылками и средствами).
Типы, виды, формы деятельности:
1. Типы Д – это типы отношений субъекта к объекту:
а) практическая (преобразование мира в соответствии с целями)
б) познавательная (понимание объективных законов существования мира)
в) эстетическая (оперированиеобразами, представлениями о предметах)
2. Внутри каждого типа Д выделяются виды Д – в зависимости от мотивов (игровая, учебная, трудовая Д и мн. др.).
3. Выделяются две формы Д:
а) внешняя (чувственно-предметная, материальная деятельность)
б) внутренняя (скрытая от прямого наблюдения Д субъекта с образами объектов).
Внутренняя деятельность:
- имеет принципиально то же строение, что и у внешней деятельности, но отличается формой протекания. Внутренняя деятельность также побуждается мотивами, сопровождается эмоциями, состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами. А вместо реального продукта получается мысленный результат.
- произошла из внешней путем процесса интериоризации (перенос соответствующих действий в умственный план). Для успешного действия в уме нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. В умственном плане отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе. Весь процесс протекания проходит намного быстрее.
Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие, дают возможность избежать грубых, роковых ошибок.
Свойства Д. (по Леонтьеву):
- осознанность;
- целенаправленность;
- предметность;
- социальный характер
Закономерности развития Д (по Давыдову):
1. существует процесс возникновения, формирования и распада любого конкретного вида деятельности (например, игровой, учебной, трудовой и т.п.).
2. ее структурные компоненты постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот).
3. различные частные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни(поэтому, например, подлинное понимание учебной деятельности предполагает раскрытие ее взаимосвязей с игрой, трудом, спортом и т.д.).
4. каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми; лишь на этой основе возникают внутренние формы деятельности отдельного человека.
Д как объяснительный принцип.
Развитие психики.
Психика возникает в связи с необходимостью ориентировки Д субъекта в дискретной (дробной, неоднородной) среде обитания. Развитие психики связано с развитием деятельности. Источник развития психики – противоречие между особенностями среды и содержанием отражения.
Основные стадии развития психики:
Стадия
| Особенности среды
| Содержание отражения
| Форма отражения
| Форма поведения
| 1. Элементарная (сенсорная)
| Предметная среда
| Свойства среды, предмета
| Ощущения
| Инстинкт (безусл. рефлекс).
Преобладаниеинстинктивного (видового) поведения.
Достижение животным результата тесно связано со способом его достижения.
Пример – опыт А.Н. Леонтьева с американским сомиком (ниже)
| 2. Перцептивная
| Среда отношениймежду предметами
| Различение предметов в форме образа
| Образы
| Навык
(усл. рефлекс).
Преобладаниеиндивидуально-изменчивого поведения.
Появление операций
| 3. Интеллект
| И среда – отношений между предметами и содержание отражения – отношения между предметами (нет противоречия)
| Предметные ситуации, функциональные понятия
| Появление двухфазного поведения (подготовка, реализация) -интеллектуальное поведение.
|
Психические процессы.
Эльконин Д.Б.. Решающую роль в психологических новообразованиях играет деятельность. Ведущая Д– это Д, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Период
| Ведущая деятельность
| Младенчество (2-12 месяцев)
| Непосредственное эмоциональное общение c близким взрослым
| Ранний возраст (1-3 года)
| Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия.
| Дошкольный (3-7 лет)
| Сюжетно-ролевая игра.
| Младший школьный (7-11 лет)
| Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий).
| Младший подростковый возраст (12-15 лет)
| Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения.
| Старший подростковый возраст (15-17 лет)
| Учебно-профессиональная.
|
Зинченко П.И.. Непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Лучше запоминается то, что имеет отношение к «цели» деятельности (а не просто находящееся в поле зрения).
П. Я. Гальперин. Анализ отношения между внутренней и внешней Д привел к гипотезе поэтапного формирования умственных действий. Основной тезис: «психическая Д. есть результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий». Формирование ориентировочной основы действия – главная задача и содержание первого этапа формирования действия. «Система отражённых форм предметного действия составляет конкретное содержание психической Д …».
Д и личность.
Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений.Личность человека производится/создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его отношений к миру, которые реализуются совокупностью его многообразных деятельностей. Личность характеризуется иерархичекими отношениями деятельностей (иерархия мотивов – по Капустину). Эти иерархии деятельностей порождаются в системе отношений, в которые вступает субъект.
Субъекта нельзя рассматривать изолировано от мира. Субъект включен в три сферы: природа, общество, культура:
Природный субъект – это субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды (этот уровень по А.Н. Ленотьеву характеризует понятие индивид).
Общественный субъект – это субъект присвоения и правильного использования коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в определенном обществе.
Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения собственных (важных, значимых) проблем, на основе общечеловеческих культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора в неопределенной ситуации) (моральная стойкость, способность принимать решения и нести за них ответственность, способность к управлению своей эмоциональной сферой).
|