Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сравнение метода интроспекции, метода анализа продуктов деятельности и метода «рассуждения вслух».

ИНТРОСПЕКЦИЯ. Этот метод был предложен в Вюрцбургской школе. Он направлен на прослеживание основных стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета. Показал себя неадекватным.

РАССУЖДЕНИЕ ВСЛУХ. Введен Дункером (гештальтист) для исследования продуктивного мышления. Испытуемый должен высказывать любые свои предложения по решению задачи (а не просто состояния, не имеющие отношения к нему). Т.о., это вербализация мыслительной активности. При анализе протокола можно выявить этапы, общую схему решения задачи.

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Это неэкспериментальный метод. Анализ дневников, писем (словесно-речевая продукция в письменной форме), зарисовок, схем (образно-речевая продукция), машин, приборов и строений (конкретная предметная продукция). Анализ истории изобретений и открытий.

Проблема реконструкции психологической структуры мышления по осознаваемым и вербализованным попыткам решения.

 

 

Применение психофизиологических методов для изучения мышления.

Соколов. Мышление при речевых моторных помехах. Испытуемые, слушая текст шепотом повторяют отдельные звуки («ба-ба» или «ля-ля») без перерывов. Вначале понимание текста было затруднено, отдельные слова запоминаются, а смысл нет, но потом произошла автоматизация и результаты стали лучше. Но при предъявлении более сложных текстов – моторная интерференция (замедление произношения слов). Дети: при зажимании языка – ухудшение восприятия и запоминания текста.

Словесные отчеты взрослых испытуемых показали, что в промежутках между слогами (1 с) они успели проводить беззвучную артикуляцию «ключевых слов» текста. + Зрительное перекодирование (мнемоника).



В таких случаях мышление функционирует, пропуская посылки, которые или представлены в наглядном виде или подразумеваются.

Семантический комплекс. Это процесс понимания текста по ключевым словам, логические операции в мышлении почти мгновенны.

Электромиографические исследования внутреннее речи. Речедвигательная импульсация усиливается по мере возрастания мыслительных трудностей. Все формы мышления, связанные с необходимостью более или менее развернутых рассуждений, всегда сопровождается усилением речедвигательной импульсации.

 

Диалоговые, интерактивные методы в изучении мышления.

Методика двойной стимуляции Выготского – Сахарова.

1. Теоретическая основа. Исследование развития деятельности высших психических функций с помощью двух рядов стимулов:

1) Стимул – функция объекта, на него направлена деятельность

2) Стимул – знак, с помощью него организуется деятельность, это инструментальный стимул.

2. Описание эксперимента.

Игральная доска, на ней ряд полей, в одном поле находится около 20-30 деревянных фигурок. Различие фигурок по:

Ø Цвету (желтый, красный, зеленый, черный, белый);

Ø Форме (треугольные призмы, прямоуголные параллелепипеды, цилиндры);

Ø Высоте (низкие высокие);

Ø По плоскостному размеру (маленькие, большие)

Экспериментальные слова на нижней стороне фигурки (их не видно):

Ø Маленькие и низкие – бат

Ø Маленькие высокие – дек

Ø Большие и низкие – репе

Ø Большие высокие – мул

Фигуры расставлены беспорядочно, количество всех фигур различно.

Экспериментатор переворачивает одну фигурку (например, красную маленькую низкую призму – бат). Ребенок это фиксирует для себя, эта фигурка выставляется на специальное поле. Затем, ребенку предлагают вытащить остальные баты. Если ребенок ошибся, то экспериментатор заставляет ребенка открыть тот бат, который все ещё не находится в выставленных фигурах. Эта фигурка кладется в поле с первой выставленной фигуркой, надписью к верху.

Таким образом, предметный ряд дан целиком с самого начала игры, словесный ряд постепенно возрастет.

Новые подходы к конструированию методов и методик исследований мышления с использованием компьютера.

Одно из наиболее продвинутых направлений компьютеризации в психологии – применение компьютеров в психодиагностике. Классы психодиагностич. методик:

-

Более «готовы» к автоматизации
Психофизиологич тесты

- Самоотчеты

- Проективные техники

- Диалоги

Использование ЭВМ позволяет убрать субъективность и к\л др побочные факторы.

Компьютеризация опросников может вызывать изменения в структуре когнитивных и эмоцион-оценочн хар-к, в зав-ти от:

¨ Исследуемой псих. ф-ии

¨ Соц. статуса обследующего

¨ Мотивов обследуемого

¨ Уровня конфиденциальности данных

Вывод: перенос традиционных методик в компьютер не является простым и несет возможность изменения диагностических свойств методики, что необходимо учитывать при интерпретации полученных данных.

Требования к компьютеризированному варианту Ψ методики:

1. сохранение Ψ содержания методики

2. определения автоматизируемых компонентов Ψ методики

3. выбор и конкретизация формы и послед-ти предъявления

4. установление способов взаимодействия с испытуемым

5. конкретные тексты инструкций

6. обучение испытуемых и психологов работе с компьютером в рамках данной методики

7. составление сценария действия программы в случае форс-мажора

8. регистрация параметров и обработка

9. несколько режимов работы программы.

ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ.

1. Наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное дискурсивное (логико-понятийное) мышление.

2. Визуальное и пространственное мышление.

3. Мышление практическое и теоретическое, конкретное и абстрактное.

4. Продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое и шаблонное мышление.

5. Творческое и критическое мышление.

6. Интуитивное и критическое мышление.

7. Мышление аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое. Эмоциональное мышление.

8. Мышление научное, техническое и художественное.

9. Религиозное и мифологическое мышление

 

 

Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи.

 

От древности и до настоящего времени проблема о связях мысли со словом разрешалась двумя путями:

- отождествление мысли и слова;

- разрыв между ними.

Если мысль и слово совпадают, то отношений между ними быть не может.

Второе решение также неприемлемо, т.к. мысль и слово изучаются отдельно друг от друга, а связь между ними представляется как чисто внешняя, механическая.

Анализ психологических явлений может иметь две принципиально различные формы:

- анализ путем разложения сложных психических целых на элементы, которые по сути уже не содержат в себе свойств анализируемого целого;

- анализ путем разложения сложных психических целых на единицы, т.е. такие минимальные их составляющие, которые еще сохраняют в себе свойства целого. Только такой анализ считается правомерным.

Представителями первого направления являются Выготский и Пиаже, представителями другого направления является Вюрцбургская школа (Ах).

 

Ассоциативная школа в психологии мышления.

 

Ассоцианизм (структурализм).Исходные элементы опыта - чувственные представления. Между ними устанавливаются ассоциации. Ассоциация – образование и актуализация связей между чувственными представлениями. Осн. закон ассоциаций - сила ассоциаций зависит от их повторяемости. Ассоциации образуются: по сходству, контрасту, пространственной и временной близости, по отношению (причинности и т.п.). Мышление есть ассоциация чувственных представлений. Понятие – ассоциация представлений. Суждение – ассоциация понятий. Умозаключение – ассоциация суждений.

Теория «наложения фотографий».При ассоциировании нескольких представлений их общие, существенные признаки усиливаются, образуя понятие.

Теория диффузных репродукций(Г.Мюллер). Чувственные представления вызывают у человека диффузный поток ассоциаций. При наложении (репродукции) этих потоков выделяются признаки для образования понятия.

Например, решение задачи 32. Первая ассоциация: 3, 6, 9, 12, 15… вторая ассоциация: 1, 4, 9, 16, 25… ответ задачи: 9 (репродукция как результат встречи этих ассоциаций). Принципы: диффузная ассоциация и их налагаемая репродукция.

Осн. пункт критики: Отождествляется понятие «общего» и «существенного».

 

Вюрцбургская школа. Проблема безобразного мышления. Теория комплексов О. Зельца.

Концепция вюрцбургской школы.Кюльпе, Бюлер, Ах и др. Впервые подвергнув экспериментальному исследованию мышление, В. школа ввела в психологию методику предъявления задач и преобразовала интроспекцию в «метод систематического экспериментального самонаблюдения» (Ах).

Мышление как решение задач, как внутреннее действие. Идея интенциональности сознания выражается понятием «детерминирующей тенденции», не подчиненной законам ассоциаций. Детерминирующая тенденция – психическое состояние человека, определяющее направленность, избирательность мышления в зависимости от поставленной задачи. В экспериментах эта детерминирующая тенденция определяется поставленной задачей (вопросом и поиском ответа). Вводится само понятие «задачи» и связанное с ней «представление цели». Введение понятия «установки» как характеристики состояния испытуемого, принявшего задачу.

Мышление как самостоятельный психический процесс. Активность, целенаправленность, безобразный характер мышления.Мышление трактуется как самостоятельный процесс, особая деятельность. Оно имеет ненаглядный, без-образный характер. Мышление - это осознание отношений, не зависимое от образных представлений. Без-образное мышление – мышление, свободное от чувственных элементов (перцептов и представлений). Изучая с помощью систематической интроспекции процессы понимания слов, предложений и отрывков текста, они обнаружили, что понимание значения вербального материала происходит без возникновения в сознании каких-либо образов.

Целенаправленность и активность. Концепция В. школы относится (наряду с теорией Зельца) к телеологическому подходу. Телеологический подход: основная характеристика мышления - его целенаправленность, активность. Ставится вопрос о специфике мышления. Акцент на актуализацию прошлого опыта как основу решения задачи. Экспериментальные исследования построены на материале репродуктивных задач. Осн.черты этого подхода: 1) внутренняя направленность субъекта на достижение цели (напр., решение задачи), 2) в мышлении происходит поиск существенного (отношения) в противоположность наглядно воспринимаемому, 3) мышл. как акт усмотрения отношений элементов задачи.

Вопрос о психологической структуре задачи. Этим и занимался Зельц. Структура действия по решению задачи:

  • S – ситуация, условие задачи
  • Р – цель, требование
  • m – средство достижения цели

«Теория комплексов». Для правильного решения задачи все ее элементы должны выступать для субъекта единым комплексом.

m – Р (содержатся в прошлом опыте). Переход S – m не требует особой проницательности, но предполагает осознание m (средства) как существенными отношениями между чувственными представлениями S и Р.

Понятия:

ü Специфическая реакция – объективно необходимый ответ, адекватный поставленной цели.

ü Операция – способ выделения такого ответа.

ü Метод – операция, сознаваемая и используемая субъектом как средство решения задачи.

Антиципация результата и восполнение комплекса (по Зельцу)

 

Основа решения задачи – прошлый опыт. Принцип резонанса (по Зельцу): комплексная структура решаемой задачи является тем резонатором, который как бы выводит из прошлого опыта существенные отношения, и благодаря этому субъект предвосхищает и находит искомый результат.

 

Понимание мышления в бихевиоризме.

 

Бихевиоризм Уотсона. Уотсон: мышление становится общим понятием, включающим все наше безгласное поведение (внутренняя речь, «речь минус звук»). Формы мышления (по Уотсону):

1) Простое развертывание речевых навыков (воспроизведение стихов или цитат без изменения порядка слов).

2) Решение не новых, но редко встречающихся задач, требующих пробуждения словесного поведения (попытка вспомнить забытые стихи).

3) Решение новых, сложных задач, требующих словесного решения до того, как будет предпринято какое-нибудь открытое действие.

Мышление и научение.Мышление – это интеллектуальное поведение. Мышление – научение, образование навыка решения интеллектуальной практической задачи. Как из набора двигательных реакций посредством их обусловливания образуется навыки интеллектуального поведения? Отвечает на этот вопрос известная теория «проб и ошибок».

Концепция «проб и ошибок».Проблемные ящики (клетки) Торндайка. Животное (кошки) помещается в клетку. Ему нужно выйти. Хаотичный перебор, пробы и ошибки, случайное нахождение решения, которое подкрепляется.

Проблема мышления в необихевиоризме (понятие «промежуточных переменных»).Толмен. В противовес элементаристскому подходу Уотсона Толмен (под влиянием современной ему гештальтпсихологии) разрабатывал идеи целостного («молярного») подхода к анализу поведения животных и человека. Единица поведения – целостный акт, движимый мотивом, направленный на цель и опосредованный когнитивными картами.

Когнитивная теория поведения (S→S вместо S→R). Интеграторы поведения – центральные процессы (память, установка), поэтому – центральная теория. Важнейший результат научения состоит в образовании некоторой «познавательной структуры». Решаемость задачи определяется ее структурой от которой зависят актуализация прошлого опыта организма, понимание включенных в задачу существенных отношений.

Когнитивная карта – термин, предложенный Толменом для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение.

 

Проблема мышления в гештальтпсихологии.

 

Начали с изучения восприятия, но потом выявленные законы перенесли на мышления. Тихомиров: Конкретно психологические представления о мышлении заключались в его интерпретации как внезапного, не подготовленного непосредственно предыдущей аналитической деятельностью понимания существенных отношений в проблемной ситуации.

Выделение продуктивного мышления как специфического предмета исследований.Продуктивное мышление. Пример: есть все элементы ситуации (ящики, банан и проч.), но тривиально решить задачу невозможно (не получается просто прыгнуть и достать банан). Это задача на продуктивное (творческое) мышление, это творческая задача. Адекватный способ решения – через инсайт.

Мышление как акт переструктурирования ситуации.Решение задачи заключается в том, что элементы проблемной ситуации начинают восприниматься в новых отношениях (образуется гештальт); проблемная ситуация переструктурируется, в результате чего предметы поворачиваются новыми сторонами, обнаруживают новые свойства.

Понятие «инсайта», конфликта, функционального решения.Инсайт – озарение. Он противостоит случайному, хаотичному нахождению решения (как у «проблемных ящиков» Торндайка). Механизм инсайта (Кёлер):

  1. В оптическом поле организма существенные элементы ситуации образую единое целое, гештальт.
  2. Элементы ситуации, входы в этот гештальт, приобретают новое значение, зависящее от того места, которое они занимают в гештальте.
  3. Образование гештальта совершается под влиянием некоторого напряжения, возникающего у организма в проблемной ситуации.

Условия: проблемная ситуация должна быть доступна структурированию; ее целостное «видение», понимание должны соответствовать возможностям субъекта.

Понимание проблемной ситуации есть, прежде всего понимание ее основного конфликта, т.е. конкретного противоречия между условиями и требованиями. Понимание конфликта имеет 2 стороны: а) понимания факта как противоречия и б) направленность на его устранение. Результатом проникновения в ситуацию с целью устранения конфликта является нахождение функционального решения.

Стадии решения творческой задачи. Понимание конфликта, нахождение функционального решения, Функциональное решение – способ устранения конфликта, реализуемый далее.

  1. Идея о функциональном значении части ситуации по отношению к целому.
  2. Наличие в мышлении субъективного момента (инсайт).
  3. Принцип изоморфизма (структурирование происходит в едином феноменологическом форе – поле взаимодействия субъекта с объектом).

Способы мышления:

  1. Слепой; по внутренней необходимости ситуации, бессмысленная ассоциация.
  2. Осмысленный.

Решение может приниматься по законам структуры или на основе прошлого опыта (слепой по отношению к данной проблеме, бессмысленное повторение заученных знаний).

 

Теория интеллекта Ж. Пиаже.

 

Интеллект нужен для поддержания равновесия между ассимиляцией и аккомодацией. Ассимиляция – уподобление, усвоение (в биологии – усвоение веществ). Усвоение материала по средством уже имеющегося (напр., младенец умеет сосать – потом включаются новые объекты, но само действие не меняется: что он сосет палец, что он сосет соску, что он сосет погремушку и т.п.).

Аккомодация – меняем схемы действия (напр., наш младенец умеет сосать пальцы соски, погремушки… Даем ему воздушный шарик; ребенку приходится придумывать новую форму взаимодействия с этим предметом).

Развитие интеллекта умение ассимилировать и аккомодировать, а также ноходить равновесие между ними. Схема – способ действия.

Стадии развития интеллекта:

1. Сенсомоторный интеллект. Субстадии:

o Рефлексы (0-6 недель). Связь младенца с миром осуществляется с помощью рефлексов (сосательный, хватательный, глазодвигательный и др.).

o Первичные круговые реакции (6 недель – 4 мес.). Первые навыки, напр., сосание пальца, поворот головы на звук.

o Вторичные круговые реакции (4-8 мес.). Целенаправленное поведение, напр., зрительно контролируемое дотягивание до объекта.

o Координированные вторичные круговые реакции (8-12 мес.). Выделяются отдельно цели и средства. Объект сохраняется в памяти (раньше, если бы мы накрыли платком игрушку ребенок забыл бы о ней, теперь нет).

o Третичные круговые реакции (12-18 мес.). Это последняя чисто сенсомоторная стадия, характерно наличие представления об объекте; развитие символических функций. Ребенок может менять привычные схемы, руководствуясь принципом «давай посмотрим, что будет».

o Репрезентация (18-24 мес.). Способность к символизации, подражанию.

2. Наглядное (интуитивное) мышление. Овладение речью. 1 год – способность говорить отдельные слова; 2 года – первые предложения (сначала двухсловные, потом трехсловные). Репрезентативный этап – начало употребления символов. Период от начала репрезентативного этапа до появления операций Пиаже назвал дооперациоальным. Субпериоды дооперационального периода:

ü Доконцептуальный (2-4 года). Развитие символов, воображения, игра «понарошку».

ü Интуитивный (4-7 лет). Ребенок способен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравнение объектов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует.

Пиаже выделил две особенности детского мышления, которые существенно ограничивают ментальные операции на стадии дооперационального интеллекта: эгоцентризм детского мышления и анимизм (одушевления неживой природы).

Другие трудности: сериация (палочки по длине плохо раскладывают), классификация, сохранение.

Свойства Условие 1 Условие 2
Объем (жидкость в стаканах)  
Количество (фишки в каждом ряду)  
Длина (каждого стержня)      

3. Стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет). После семи лет:

- уменьшается эгоцентризм мышления;

- развивается способность понимания сохранения количества, массы и объема;

- формируется понятие времени и пространства;

- растут возможности классификации и сериации (это важно для школьного обучения) и мн. др.

В возрасти примерно 7 лет умственные действия ребенка превращаются в операции, т.е. группируются в уравновешенную замкнутую систему. Но возможности ребенка несколько ограничены: он может решить задачу используя один параметр, если для решения задачи нужно использовать два и более параметр (весы: чтобы установить равновесие надо учитывать два параметра – расстояние от точки равновесия и вес грузов) он не справляется с решением.

4. Стадия формальных операций (с 11-12 лет). Переход к абстрактным операциям, операциям с операциями. Можно решить задачу, отвлекаясь от непосредственно воспринимаемой реальности (математические задачи и проч.).

 

Культурно-исторического теория развития высших психических функций и психология мышления.

 

Речевое мышление рассматривается как одна из ВПФ. Роль слова, знака в продуктивной перестройке тех интеллектуальных функций, что даны человеку природой – является определяющей. Ведь именно благодаря знаковым системам отражения объективной реальности мир окружающих человека физических предметов дополняется для него миром мыслимым. Для того чтобы познавать мир в его существенных связях и отношениях человеку нужно:

  1. Фиксировать полученные знания, для передачи их следующим поколениям.
  2. Сопоставлять эти знания между собой, для открытия существенных сторон объективной реальности.
  3. Иметь для этого сокращенные формы и способы мыслительной деятельности, не дублирующие оперирование физическими объектами.

Знак – единство обозначающего, т.е. чувственно воспринимаемой своей формы, и обозначаемого – предмета, события, существенного свойства, к которому относится эта форма, подразумевая именно его.

Язык – это совокупность выделяемых в общественной практике чувственно обозначенных элементов, в которых фиксируется результаты познания человеком окружающего мира и которые позволяют сопоставлять эти результаты между собой, как части единого целого.

4 признака мышления как ВПФ:

1. Человеческий мыслительный акт является социальным, что отражает общественный характер трудовой деятельности, для его осуществления необходима речь, как средство коммуникации.

2. Мышление возникает как процесс опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем системой знаков, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта.

3. Понятийное мышление является произвольным; речь – система средств с помощью которых человек может управлять мыслительным процессом.

4. Мышление обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов (ручной интеллект, непроизвольное внимание, память и т.д.). Речь – основной «инструмент» с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

 

Информационный и деятельностный подход к изучению мышления.

Информационный:мыслительный процесс – перевод информации из постоянной памяти в оперативную. По мере решения задачи изменяются знания субъекта о познаваемой реальности – внутреннее изменение субъекта. Решение задач как реализация алгоритмической программы (в т.ч. мыслительной). Моделирование мыслительных процессов по аналогии с компьютером, через анализ информации на «входе» и «выходе», сведение мышления к элементарным информационным процессам. Все вышеописанные подходы развивались в направлении большего учета субъекта, его активности: (1) - внесение Джемсом идей функциональной направленности и продуктивности мышления; (2) - введение Толменом «промежуточных переменных» как источника внутренней активности; (3) - введение эвристик как способа сокращения перебора, ухода от жесткой алгоритмизации.

Деятельностный: Мышление – процесс обеспечения жизнедеятельности. Соотношение в мышлении материально-практического и мыслительного:

а) генетическая связь

б)структурное подобие

в)функциональное взаимодействие

Свойства: мышление – ВПФ, обобщена, опосредствована. Средство мышления: знак, слово. Соотношение слова и мысли (см. вопрос №25).

Интериоризация: мышление развивается путем онтогенеза. Ребенок в совместной деятельности со взрослым делает то, что не может по началу делать один.

Строение мышления. Целеобразование (см №11). Мотивация (см. №10). Операциональный состав (см. №6, 8).

Мышление изучается в рамках деятельностной структуры: деятельность, действие, операция. Мотив, задача, цель.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.