МЫШЛЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КАК ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ. МОТИВАЦИОННАЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И СМЫСЛОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. Мышление и общение. Мышление в условиях совместной деятельности.
«Психология познания людьми друг друга» (аспект Ψ общения). Это познание (соц. перцепция) эмпирично, оно основывается на эмоциональной (главным образом) оценке другого человека. Роль мышления в межличностном познании: умение «встать на место другого человека», понять ход его мысли, его мотивы и проч. Тихомиров: «В ходе познания другого человека возникает необходимость мысленно соотносить личностные и ситуационные факторы, влияющие на его поведение, соотнести его поведение со своим, учесть то влияние, которое оказывает на поведение др. человека принятая им роль, учесть не только произведенные действия, но и те, которые не произошли».
Мышление как компонент общения выступает в разных качествах:
- Интерпретаця реакций и движений другого человека (покраснел, значит волнуется).
- Понимание результатов предметных действий человека и деятельности в целом, поступка (дарит подарки – значит, хорошо относится).
- Понимание речевой продукции.
Мышление и конфликт. Свойства:
ü Участники конфликта пытаются «мыслить за другого»
ü У них внутренняя установка на борьбу (+ неприязнь к противнику)
ü Они пытаются уличить ошибку противника
ü Дезинформация противника
ü Распознавание замыслов противника (учёт его индивидуальности и внешних обстоятельств)
ü Повышение творческой активности в условиях обострения конфликта
ü Уступки («отдать, чтобы найти!»)
Итого: цели другого человека – один из важных объектов межличностного познания. Различия между идентификацией и эмпатией. Межличностное познание включает в себя причинную интерпретацию поведения др. человека (поиск истинных причин; приписывание их человеку). Наиболее сложной задачей межличностного познания является познание истинных мотивов поступков др. человека (это ещё и к Деятельности).
Мышление в структуре воздействия на другого человека. Воздействие выражается в желании ограничить (конфликт) или расширить (сотрудничество) познание другого человека. Приемы воздействия на личность противника: создание трудностей, дезинформация, активность. Выбор и конкретизация приема – одно из проявлений мышления в конфликте (Пр.: заманивание, выжидание, выдвижение условия нежелательное для противника и безразличное для себя и т.п. и т.д.). СОВЕТЫ. Чтобы я сделал на твоём месте! Общение определяется и преломляется мотивами участников общения.
Мышление в условиях совместной деятельности.
Важен параметр организованности группы (диффузная группа, коллектив и др.). У участников группы есть свои роли (соц. роли). Совместность мыслительной деятельности может принимать разные формы, напр. дискуссия. Феномен конформизма – «подравнивание» своего мнения к мнению членов группы – часто возникает в совместной деятельности. Г.М.Андреева: феномен «поляризации группы»: “В ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их всей массой членов группы. Более «средние» мнения как бы отмирают, а более крайние отчетливо распределяются между двумя полюсами ”.
Важно помнить об условности разделения мыслительной деятельности на индивидуальную и совместную: и при индивидуальном решении задачи в него включаются продукты мышления других людей, оно всегда, в разной степени, ориентировано на другого человека.
Мотивация мышления. Мотивация мыслительной деятельности.
Мотивация – главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. 2 групп мотивов:
- внешние мотивы мыслительной деятельности (задача решается ради достижение результатов, не связанных с познанием объекта)
- внутренняя мотивация (наоборот)
Мотивация – необходимое условие для развертывания мыслительной деятельности по решению задачи, но она может быть разной: на одном полюсе внешняя, на другом – внутренняя мотивация. Задача на мышление всегда предполагает затруднение. Как только человек с ним сталкивается у него актуализируется новая потребность и внешняя добавляется к внутренней.
Деятельность по решению задачи полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, находящихся в иерархически отношениях Þ акт принятия задачи – есть связывание ее с группой мотивов, т.е. к внешним добавляются внутренние и наоборот. Этот момент актуализации новой познавательной деятельности связан с возникновением проблемной ситуации.
Мотивы – не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, но и фактор, влияющий на ее продуктивность («мы исследуем одаренность» по сравнению с «решите задачу»: в первом случае повышалась продуктивность решения). Решаемая задача вызывает отношение субъекта к ней, имеет для него личностный смысл. Отношение может различаться:
ü по модальности (+ / -);
ü по форме выражения (вербализированная/невербализированная);
ü по характеру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям).
Кроме внешней и внутренней мотивации различают также ситуационные и устойчивые мотивы (установки).
Виды мотивации:
- Самоутверждение
- Достижения
- Избегание неуспеха
- Познавательная
- Социально-ролевая
Эксперимент Богдановой.
В эксперименте принимают участие три группы испытуемых. Их устойчивая личностная мотивация не диагностировалась. А с помощью инструкции создавалась своя мотивация:
В первой группе – мотивация соревнования, во второй – мотивация самоутверждения (уровень интеллектуального развития). Давалась инструкция: как можно быстрее, меньше, но более точно решить сложные задачи. Третей группе давалась нейтральная инструкция: мы создаем новую программу эксперимента, помогите ее оценить. Результаты анонимны. Мотивация бескорыстная, деловая, немного познавательная. Гипотеза. Мотивы структурируют деятельность, определять цель и организовывать мышление в соответствие с этим мотивом. Результаты. В первой группе была более высокая скорость решения задач. Во второй – наибольшее количество правильно решенных задач. Возник феномен динамики мотивации во всех трех группах. Во второй группе возник внутренний мотив и включенность в задачу. В первой группе также часть испытуемых выходила из внутренней ситуации соревнования, и вели себя нелогично, поскольку появлялись другие мотивы. После окончания соревнования они остались дорешать задачи – произошел сдвиг мотивации соревнования на познавательную мотивацию. Сначала этот мотив выступал как дополнительный, а затем как основной. Вывод: Существует связь процессов целеобразования с мотивацией, регулирующей мыслительную деятельность. Мотив в этом случае выполняет структурирующую функцию. Продуктивность формирования целей возрастает при более сильной мотивации, в данном эксперименте исследование одаренности.
Эмоциональная регуляция мышления.
1. Зарубежные исследования. 1980-е. Элис Айзен. Она вызывала у испытуемых положительные эмоциональные состояния J, даря им небольшие подарки или давая тесты, а потом говоря, что они выполнили их отлично. Положительные эмоции повышают креативность, продуктивность творческого мышления испытуемых: более оригинальные ассоциации, лучшее решение творческих задач.
2. Отечественные исследования. Тихомиров, Васильев. Они анализировали не просто общее влияние эмоционального состояния на мышление, а роль в решении задач эмоций, возникающих в связи с мыслительными процессами и неразрывно с ними связанных. Испытуемым-шахматистам давались для решения сложные шахматные задачи. Испытуемые должны были рассуждать вслух, не передвигая фигур. В качестве показателя эмоциональной активности использовалась КГР. Сопоставление рассуждение испытуемых с динамикой КГР позволило судить о соотношении мыслительных и эмоциональных процессов. За несколько секунд до того, как испытуемый словесно формулировал принцип решения задачи, наблюдалось повышение сопротивления кожи, т.е. эмоциональная активация. Этот факт можно объяснить 2 способами:
а) Принцип решения сначала находится на невербальном уровне, а потом вербализуется (в этом случае активация может быть индикатором найденного, но еще не вербализованного принципа решения);
б) Состояние эмоциональной активации предшествует и подготавливает нахождение невербализованного решения.
Правильно – второе! Эмоциональная активация как бы подсказывает направление дальнейших поисков решения и тем самым выполняет эвристическую функцию.
Эксперимент Клочко. Феномен эмоционального обнаружения проблемы. Дается текст заключающий в себе скрытое противоречие (о реке, которая сначала спускается с горы, а затем медленно на нее взбирается). Исследовалось, увидит ли испытуемые противоречие. Ставились последовательно три мнимые цели: – проверить грамотность текста. Если испытуемый не обнаруживает противоречие то следующая инструкция – запомнить текст с одного раза. Если опять не обнаруживает – найти противоречие в тексте.
Результат: Выделились три группы одна – не замечали противоречия, КГР не падало, и пересказывали текст после второй инструкции как есть. У других испытуемых деятельность останавливалась при пересказывании, резко падала КГР, возникало эмоциональное сомнение. Из тех, кто зафиксировал сомнение – одни интуитивно обходили его, снимали его, другие – говорили, что здесь что-то не так. Они не могли сказать, что не так. В этом случае возникало эмоциональное обнаружение проблемы, но оно не завершилось осознанной аргументацией.
Эмоциональное решение – это механизм интуиции он не логичен и не гармоничен.
Виды операциональных смыслов.
Связь условий проблемной ситуации с поиском вариантов выполнения требований является существенным для смысловой теории мышления Тихомирова. В исследованиях мыслительной деятельности на материале шахматной игры слепых шахматистов была описана особая форма психического отражения объекта, которая является результатом исследовательских действий субъекта по ходу решения задачи. Элементы ситуации приобретают для человека определенные операциональные смыслы в зависимости от того, какие поисковые операции совершает субъект для достижения цели. Один и то же элемент ситуации выступает для испытуемого по-разному на разных этапах периода, предшествующего выбору одного практического действия – невербализованный операциональный смысл. Т.о., это явление индивидуального психического отражения, не совпадающее полностью с объективным значением элемента, с фиксированным в общественном опыте его значением, отличное от личностного смысла объекта. Смысл - результат осуществления определенной группы поисковых операций, а сами эти операции являются объективным индикатором смысла и его развития. Смысл развивается путем включения одного и того же элемента в разные системы взаимодействия. Смысл – экспериментально контролируемая переменная, определяющая направление и развернутость сложной поисковой деятельности человека.
Характеристики операционального смысла:
- Глубина, выражается в том, на сколько ходов вперед испытуемый предусматривает те изменения ситуации, которых он стремится достигнуть.
- Объем, выражается в том, в скольких направлениях испытуемый одновременно «примеривает» свою деятельность.
Формирование операциональных смыслов и их раскрытие – постепенный процесс сужения смыслов одного испытуемого и постепенного приближения его к смыслам другого. Раскрытие смыслов действий противника – первичный отбор своих действий, как бы зоны поиска собственных возможностей.
29. ПАМЯТЬ: ФЕНОМЕНЫ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ. НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ И ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. + 30. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПАМЯТИ. ТЕОРИИ ПАМЯТИ.
Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.
Определение памяти.
Память – совокупность процессов запоминания, сохранения и восстановления информации (лекции Дормашева).
Мнемическая функция – способность к запоминанию, и при соответствующих условиях к восстановлению данных. Мнемическая функция лежит в основе памяти, но далеко не исчерпывает ее (С.Л. Рубинштейн). Единой памяти нет, есть много видов памяти.
I. ЗАПОМИНАНИЕ. Имеется ввиду намеренное запоминание (напр., заучивание словесного материала). В этом случае субъект самостоятелен. Обучение – несколько субъектов (напр., учитель и ученик). Научение – формирование индивидуального опыта у животных.
II. СОХРАНЕНИЕ. Эта стадия менее всего доступна изучению. Об этой стадии можно судить на основе первой и последней стадий. Основной процесс – забывание. Забывание – угасание следов памяти. Забывание:
▫ стирание (интерференция)
▫ реконструкция (связано с мотивацией)
▫ вытеснение (психоанализ): удаление негативного аффективного опыта в сферу бессознательного.
Норман.
III. ВОССТАНОВЛЕНИЕ. Процессы:
ü Припоминание. Произвольный поиск информации и ее извлечение.
ü Воспроизведение. Буквальная репродукция материала.
ü Рассказ. Восстановление осмысленного материала в свободной форме (~ свидетельство)
ü Узнавание.
Это – явная работа памяти; но есть еще и неявная:
1. Эффект сбережения. При повторном заучивании забытого материала тратиться меньше сил и времени.
2. Эффект переноса. Пр.: если мы умеем кататься на коньках, то мы быстрее научимся кататься на велосипеде.
3. Интерференция. Негативное влияние прошлого материала последующего (проактивная интерференция) и наоборот (ретроактивная интерференция).
4. Предшествование – запомненный накануне материал может облегчать восприятие другого материала.
2. Функции памяти (по С.Л. Рубинштейну):
1) Приобретение, сохранение и использование личного опыта.
2) Присвоение, сохранение и использование общественно-исторического опыта.
3) Память – условие единства личного сознания или тождества личности.
3. Характеристика памяти (характеристики продуктивности работы памяти).
Как можно оценивать память человека.
- Прочность, длительность хранения информации.
- Объем - количество материала, которые сохранены и доступны.
- Быстрота запоминания (обратно коррелирует с прочностью).
- Точность припоминания. Девиз когнитивной психологии: «лучше быть ошибочно точным, чем смутно правильным!».
- Готовность восстановления материала (связь с мотивацией).
- Легкость восстановления.
- Своевременность и уместность восстановления.
4. Основные виды связей памяти:
- ассоциативные связи
- структурные связи (гештальтпсихология). Связи образуются только в том случае, если они входят в gestalt (целое).
- семантические (смысловые) связи, образующиеся в результате мышления.
- Идиосинкразические связи (индивидуальные).
6. Основные классы явлений памяти. Патология и аномалии памяти. Феноменальная память.
1. Явления памяти:
Основные явления (содержания) памяти:
Привычки. Джемс, а). Простые привычки (держать руки в карманах), б). Личные привычки: манеры, интонация, жестикуляция и др. в). Моральные или нравственные привычки: легкость перехода от благородных решений и искренних порывов чувств к соответствующим действиям во благо др. людей. Большинство привычек формируется в среде и до 20 лет.
Навыки и умения.
Навык – определенная последовательность действий, ставшая благодаря повторению автоматизированной, стандартизированной и выполняемой легко, без усилий.
Умение – способность выполнять сложные, хорошо организованные виды деятельности плавно и адаптивно с целью достижения некоторой цели.
Знания – конкретные и обобщенные представления об окружающем мире, других и себе.
Воспоминания – конкретные образы событий и ситуаций индивидуального прошлого.
Забывание в повседневной жизни. Два типа: 1. забывание вследствие особенностей структуры и функционирования памяти (напр., интерференция); 2. патологизированное забывание (Фрейд).
|