Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Эмпирические исследования предметности восприятия.

I. Способы искажения сетчаточных изображений. Достигается с помощью специальных очков

ИНВЕРСИЯ. Инверсия – изменение ориентации сетчаточного образа в направлении верх-низ на противоположную.

РЕВЕРСИЯ. Реверсия – изменение ориентации сетчаточного образа в направлении право-лево на противоположную.

ПЕРЕВОРАЧИВАНИЕ. Переворачивание сетчаточного образа = инверсия + реверсия.

СМЕЩЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ. Эксперимент Смита. Испытуемый смотрит на экран. Камера фиксирует движения руки (рисование, письмо и т.п.) и проецирует это на экран. Рука за занавеской. Изображение на экране можно переворачивать, увеличивать, уменьшать и изменять др. способами.

СМЕЩЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ. Аппаратура та же, что и в прошлом эксперименте + видеомагнитофон, который устраивает отсрочку. Выводы: короткие отсрочки (0,5 сек.) разрушают письмо и рисование.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТНОСТИ. Колер сделал двуцветные очки (наполовину красные, наполовину зеленые). После снятия очков: вещи казались красными при взгляде направо и зелеными – при взгляде налево. Это система глаз-голова, т.о., этот феномен является результатом процессов компенсации, протекающих не в глазе, а в мозге.

ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАКА ДИСПАРАТНОСТИ. Искажение восприятия глубины с помощью псевдоскопа – обращение изображения, поступающего в каждый глаз, справа налево.

.

II. Феномены инвертированного зрения. Проблема перцептивной адаптации и ее экспериментальные исследования.

Стрэттон проводил исследование на самом себе 8 дней. Его основной вопрос: возможна ли перцептивная адаптация?

1-й день: отсутствовало впечатление реальности вещей.

5-й день: моторная адаптация – уверенность в своих собственных движениях и действиях.



6-й день: начали проявляться признаки перцептивной адаптации – раньше мир «прыгал» с поворотом головы, теперь этого не наблюдается.

7-й день: иногда Стрэттону казалось, что он живет в нормальном мире.

8-й день: линзы снимаются, но еще несколько дней остается эффект последействия (инвертируемость мира, нереальность происходящего, «скачки» видимого мира).

После Стрэттона аналогичные эксперименты проводили Иверт (адаптации не было), Колер (высокая степень адаптации), А.Д.Логвиненко и др.

Эксперименты Логвиненко. При инверсии теряется константность положения, формы, наклона, т.к. изменяется связь между собственными смещениями головы и соответствующими смещениями сетчаточного изображения. У испытуемой измерялась константность восприятия формы. Перцептивная адаптация происходит неравномерно: лучше – периферия, хуже – центральная часть. Почему перцептивная адаптация нестойкая? Когда внимание направлено на объект – адаптация происходит, если же субъект анализирует ситуацию, свои образы, то нет. Зрительное поле воспринимается, как картинка, отображая отношения предметов в видимом поле, но видимый мир разрушается.

 

Исследования псевдоскопического восприятия. Правило правдоподобия.

Правило правдоподобия: чего не может быть, того быть не может. Сознание очень хорошо контролирует восприятие, искажения некоторых хорошо знакомых предметов не возникает.

Опыты Компанейского по изучению предметности восприятия. Например: человеческое лицо всегда воспринимается нормально, вне зависимости от того, инвертировано оно или нет. То же с хорошо известными предметами обихода, например, столами и стульями. При этом интересно то, что инвариантно может восприниматься только основной "скелет" объекта, тогда как некоторые "необязательные" детали, типа веревки, лежащей на столе, могут восприниматься изменёнными. Эксперимент с восприятием лица куклы: спереди нормальное, сзади - выгнутое. Через псевдоскоп обе стороны воспринимаются как нормальные, а вращения этой конструкции как "поворачивание головы куклы справа-налево".

Перевёрнутая свечка не может гореть. А когда вода выпирает из миски, то это не вода, а желе или холодец. Когда всё впуклое, лицо всё равно выпуклое (и маска тоже выпуклая). Собственные руки тоже выпуклые, а когда на них кладут верёвочку, кажется, как будто это страшные синюшные (тени) рубцы. Логичность восприятия.

Эксперименты Столина: 1. Испытуемый наблюдал миску с подкрашенной жидкостью. Даже когда обращение глубины происходило, если бросить в миску предмет, то миска опять воспринимается нормальной. 2. Конус и слоник. На них кладется карандаш. Различные варианты картинки (и соответственно интерпретации) у разных испытуемых (напр., раздвоение ситуации, сгибание карандаша, наклон карандаша, навес над воронкой, углубление слоника, разрезание слоника)

Выводы:

1. Образы трансформируются по особым правилам, а не по законам диспаратности.

2. Правило правдоподобия (Столин): трансформации образов предметов происходят в той мере, в которой они допустимы (в контексте знаний человека об объективных свойствах предметов).

3. Это явно субъектно-ориентированный процесс восприятия (даже вопреки объективным законам диспаратности).

 

Исследования восприятия в школе «Новый взгляд»

Установка - избирательная направленность и пристрастность к процессу восприятия.

Дж. Брунер.Восприятие занимает подчиненное положение по отношению к поведению. Его функция – снабжать чел-ка только той инф., к-ая необх. для решения задач поведения. Восприятие, т.о., избирательно. Чел-к воспринимает только ту инф., к-ая ему необходима, важна, ценна. На восприятие, т.о. влияют такие субъективные переменные, как потребности и ценности. Эксперименты Брунера и Гудмен с восприятием монет.

Тридцать нормальных детей в возрасте 10 лет.

Ящик с подсвеченным матовым экраном, на экране – световой круг, диаметр которого регулируется ручкой.

1. 1 серия:
ребенка просят оценить по памяти размер монет от 1 цента до 0,5 доллара в порядке возрастания, потом – убывания. Каждую монету ребенок оценивал, увеличивая световую точку и уменьшая световое пятно. Каждой монете, таким образом, давалось 4 оценки.

2 серия:
ребенка просят сделать все то же самое, но при этом предъявляли монеты.

Контрольная группа:

Все то же самое, но вместо монет давали картонные кружки нужного диаметра.

Итоги: Величина монет, т.е. социально значимого объекта, оценивалась выше величины соответствующих кружков. С увеличением достоинства монет растет отклонение кажущейся величины от действительной (кроме 0,5 доллара, отклонение кажущейся величины которой меньше, чем для 25 центов)

Вывод: чем выше социальная ценность объекта, тем в большей степени восприятие подвержено организующему воздействию поведенческих детерминант.

Две группы детей: «богатые» и «бедные».

Вывод: чем сильнее потребность индивида в некотором социально ценном объекте, тем значительнее действие поведенческих детерминант.

3.Неопределенность объектов восприятия облегчает действие поведенческих детерминант лишь в той степени, в какой она препятствует действию автохтонных детерминант, не снижая эффективности поведенческих факторов.

Перцептивная защита – предъявление слов, в т.ч. нецензурных

Исследования Е.Т. Соколовой

Предъявлялись картинки с определенным сюжетом и нечеткие изображения (цветы, пятна Роршаха)

Три варианта инструкции: 1) простое описание изображенного, 2) исследование воображения, 3) проверка умственных способностей.

1) Формальные ответы, содержательное описание выражено слабо.

2) и 3) Ответы зависят от инструкции. Развернутые и эмоционально насыщенные гипотезы, отсутствие формальных ответов, появились описания внутреннего мира персонажей.

3) Контроль над гипотезами, аргументация в пользу гипотез.

В случае шизофрении содержание гипотез не зависело от инструкции, скупые описания, констатация факта события, нет активного поиска признаков, отражения эмоциональности материала.

При нарушениях лобных долей изменение инструкции не меняет характер действий, ответы фрагментарны, гипотезы часто неадекватны содержанию изображений (нецеленаправленность деятельности)

При эпилепсии изменение инструкции 2) ведет к переструктурованию деятельности. Больные приступают к заданию с энтузиазмом, подолгу описывают картинки. Увеличивается эмоциональность ответов, показывается отношение к персонажем, им приписываются роли, конструируются монологи. В случае инструкции 3) дается детализированное описание картинки, в том числе указываются детали, не несущие смысловой нагрузки. Деятельность «застревает» на описании фрагментов, часто тормозя выдвижение гипотез.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.