Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Воспроизведение завершенных и незавершенных действий. Эффект Зейгарник.

Зейгарник. Исследование мнемической деятельности. Как соотносится запоминание действий, которые были прерваны до окончания, и запоминание завершенных действий?

1. Незавершенные действия запоминаются чаще. 2. При перечислении всех заданий, испытуемый ставит на первые места именно незавершенные действия.

 

Воспроизведение прерванных действий

Воспроизведение завершенных действий

 

Почему?

Поведение испытуемого:

1. из чувства долга перед экспериментатором

2. из честолюбия

3. в силу заинтересованности самим заданием.

Экспериментатор должен ориентироваться в каждом отдельном случае на одну из этих установок и регулировать свое поведение в эксперименте согласно им.

Завершенное задание является таковым, если оно является завершенным именно для испытуемого.

Прерывание (дается новое задание) испытуемого во время выполнения задания должно происходить непринужденно (испытуемый сам находит этому объяснение). Прерывание должно быть в момент, когда испытуемый полностью погружен в работу (полуспонтанные высказывания испытуемого о состоянии дел в этом помогают).

Объяснение лучшего запоминания прерванного: инструкция к заданию → квазипотребность → напряженная система → удовлетворение потребности → прерывание → квазипотребность остается (запоминается, чтобы можно было потом продолжить удовлетворение).

Объяснение места в ряду при перечислении всех заданий: перечисление всех заданий – квазипотребность, но есть еще и потребностное напряжение.

2. Забывание намерений.

Биренбаум. Факторы выполнения намерения:

1) Индивидуальные различия (пунктуальные/непоследовательные люди)



2) Важность/неважность намерения

3) Приятность/неприятность (нейтральность) намерения (к слову о Фрейде)

4) Место намерений в жизни человека

Намерение: 1. цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено; 2. удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно → формируется напряженная система.

Эксперимент.

I серия. Ряд заданий, каждое задание надо выполнить на отдельном листочке и подписать его. Задание однородное. Намерение никогда не забывается.

II серия. 5 заданий → пауза 5-10 мин. (развлекательные задания) → основное задание (но забывает подпись) → еще одно основное задание, но подпись не забывается.

III серия. Изменялся формат листочка.

IV серия. Монограмма.

Почему? Причины:

А. Забывание не есть следствие временной отсрочки.

Б. Главное – переход в другую деятельность.

Левин. Забывание намерения, это не выпадение из памяти, не забывчивость и не злопамятность (аффективное состояние). Экспериментальные работы позволили выдвинуть следующие положения:

1. намерение не существует как отдельный факт а принадлежит к целостной структуре действий в сфере личности. Поэтому намерения забываются когда меняется сфера действий (переход к иному заданию, после паузы);

2. намерение обусловлено характером требования материала (изменения формата и цвета также способствуют забыванию)

3. намерения забываются при замещающем выполнении (рисование монограммы приводить к забыванию о подписи, письменная фиксация ослабляет внутреннюю потребность не забыть);

4. забывание может быть объяснено наличием естественных противоположных потребностей (Фрейд.).

Акт намерения возникает тогда, когда он не вытекает из естественных потребностей для данного действия. Действие намерения эквивалентно созданию напряжения внутри личности.

IV. Конструктивный подход. Бартлетт (см. вопрос 3-Б). Интересовался интересами. Предъявлял рассказ «Война духов». Испытуемые: студенты-призывники и просто студенты (голодные, бледные, перед сессией). Результаты: студенты-призывники реконструировали детали рассказа, связанные с их актуальными интересам (они боялись войны, дедовщины и сытых, краснощеких прапоров).

V. Деятельностный подход. См. исследования З.М. Истоминой и А.А. Смирнова (вопрос 9-Б).

 

 

Характеристика видов памяти по Бергсону.

Французский философ-идеалист Анри Бергсон предложил свою классификацию видов памяти, используя феноменологический метод; он разделил память тела (или «память-привычка») и память духа (или «память спонтанная»).

ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТЬ
Память тела Память духа
Содержание Навыки, привычки, движения, знания, сведения Воспоминания в конкретной образной форме (дата и время)
Структура Координирование идеи движения Ряд по оси субъективного времени
Функция Прагматическая, нацелена на результат, адаптация Альтернатива, узнавание, чувство ошибки, принятие важных решений
Объем Только то, что закреплено Сознание
Уровень произвольности Более произвольный Менее произвольный, эта память спонтанна и капризна
Особенности и условия процессов Запечатление Повторение, произвольность, от части к целому (сукцессивный принцип) Сразу и целиком, непроизвольно и легко (симультанный принцип)
Хранение Каждое повторение ведет к изменению двигательного механизма Изменений нет
Восстановление Полное и последовательное; масштаб реального времени, в виде действий и легко Спонтанно в виде конкретных образов

В целом. Память тела и память духа работают совместно. Конус SАВ – память духа (сознательные действия). S – точка настоящего. Р – «образ мира». Память духа предоставляет альтернативы для выбора действий (она содержит сходные ситуации). Память духа работает в процессах узнавания, принятия решения, в соответствии с характером человека. На основании двух типов памяти Бергсона можно построить классификацию личностей. Если два вида памяти работают гармонично, то в таком случае человек – «человек дела». Если чрезмерно доминирует память тела, мы имеем дело с «импульсивный зомби». При доминировании в человеке памяти духа можно говорить о таком типе личности как «мечтатель».

 

Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований.

Эксперименты по заучиванию наизусть показывают, что имеется нормальная и постоянная кривая забывания.

  1. При запоминании материала (особенно бессмысленного) большое количество материала забывается вскоре после запоминания. Результатом усилия запомнить часто является быстрое забывание.
  2. Расположение единиц в той или иной последовательности играет большую роль при запоминании (лучшее для запоминания положения – начальное и конечное).
  3. При запоминании большого и трудного материала распределенное повторение на стадии заучивания более экономно, чем концентрированное.
  4. Запоминание в повседневной жизни редко представляет собой точное повторение оригинала (оно было бы совершенно бесполезным)

Принцип экологичности. Хорошая память – запоминание того, что является наиболее полезным для успешного приспособления к требованиям, предъявленным нам жизнью.

Секрет хорошей памяти – в организации прошлого опыта под воздействием многосторонних интересов, тесно связанных между собой.

Память как конструктивный процесс (СОР)

Память организованна в виде схемы. Основание организации – интересы.

Схема – активная организация прошлых реакций или переживаний, которые должны действовать при любом адаптивном ответе организма.

Методики Бартлетта.

1) Методика повторной репродукции. Испытуемый воспринимал материал, а потом пытался несколько раз воспроизвести его с 15-минутным интервалом.

2) Методика сериальной репродукции. Игра «испорченный телефон» (во времена Бартлетта она называлась «русский базар»): первому участнику показывают изображение или зачитывают рассказ, а потом он пересказывает эту информацию второму, второй – третьему и т.д.

Результаты (и там, и там):

  1. Происходят сокращения
  2. Если на картине есть странности, они либо пропускаются, либо стандартизуются.
  3. Ошибки и конфабуляции (культуральные и индивидуальные особенности людей).

По мнению Бартлетта, результаты обеих методик сопоставимы, т.к. разделял мнение о социальном происхождении психики человека (в этом его взгляды близки Выготскому). Задача исследователя: проследить, какие трансформации претерпевает непривычный (инокультурный) материал при многократном повторении.

Вывод: вся информация приходит к схеме.

 

4. Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков.

Общие положения бихевиоризма (объект-ориентированный подход):

S→R: ситуация определяет поведение. Почему разные люди по-разному ведут себя в

разных ситуациях? Ответ: у них разное прошлое. Вывод – надо исследовать научение.

Любую ситуацию можно разложить на сумму стимулов и реакций:

Механизмы формирования научения:

1. Обусловливание.

2. Перенос.

3. Интеграция. См. лекции.

Уотсон. 1) период заучивания (первоначальное приобретение), 2) период без практики (промежуток, во время которого навык остается без употребления), 3) период возобновленного заучивания. В период первоначального заучивания субъект может «выдыхаться» (слишком много тренируется, нагрузки неправильно распределены во времени). Тренировка → выдохся → отдохнул → хороший результат.

Память. Если не тренироваться, функция не исчезает. При последующей тренировке функция 1) либо возникает резко, 2) либо с ошибками, 3) либо возникает совсем плохо.

 

5. Построение двигательных навыков по Бернштейну: принципиальные положения стадии и фазы.

Лекция: формирования двигательных навыков по Н.А. Бернштейну.

Общие положения:

1. Степеней свободы органа очень много, их надо преодолевать.

2. На орган действует множество сил (реактивные, инерционные, средовые и др.); состояние мышцы меняется постоянно.

Вывод: прямое командное управление невозможно. Что делать? Работают обратные связи!

Принцип сенсорных коррекций - непрерывно вносятся поправки.

Есть ведущий и фоновый уровни. Ведущий уровень - коррекция по смыслу. Фон отвечает за способ реализации движения.

Двигательный навык - координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи (Бернштейн).

При упражнении движения или сложного акта повторяется смысловой процесс решения задачи, а средства все время меняются. В результате происходит развитие навыка («повторение без повторения»).

Стадии и фазы построения двигательного навыка.Бернштейн.

1. Период выработки. Фазы:

а) Установление ведущего уровня. У взрослых - D (уровень предметных действий), у детей - С2 (высший подуровень пространства).

б) Определение двигательного состава. Все то, что относится к форме и характеру движений, т.е. стилю или способу действия. + Индивидуальные особенности особи.

в) Выявление и роспись коррекций. Эта фаза связана с ощущением движений и сенсорных коррекций. Для этого движение надо повторять много раз, чтобы учащийся «наощущался» всем разнообразием переменчивой внешней обстановки и возможными приспособительными реакциями во время самого движения. Вся эта работа на ¾ бессознательна, но осознанием ее можно ускорить.

г) Разверстка фонов. Эта фаза фактического переключения вниз, в фоновые уровни тех коррекций, которые уже определились, и освобождение от них ведущего уровня (т.е. уход этих коррекций из поля осознавания, разгрузка его; теперь эти коррекции не требуют сознательного контроля, а выполняются автоматически нижележащими фоновыми уровнями). При этом автоматизмы - это не движения, а коррекции (фоны), управляющие движениями и их частями не имеющими самостоятельного смысла.

Здесь можно сказать, что навык выработан.

2. Период стабилизации. Цель - укрепление устойчивости против внешних (напр., шум) и внутренних (напр., аффект) помех. Фазы:

д) Автоматизация движений.

е) Срабатывание новых коррекций между собой. Эта стадия характеризуется прилаживанием друг к другу новых коррекций.

ж) Стандартизация. Это этап окончательной отделки, подгонки и шлифовки навыка, доведение его до стандарта

з) Стабилизация. Это закрепление достигнутого стандарта, благодаря чему при некотором изменении внешних условий (помехах, сбивающих воздействиях) не происходит его деавтоматизации.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

Проблема развития памяти: различные аспекты постановки и подходы к решению.

Планы рассмотрения памяти:

  1. Филогенез (Блонский).
  2. Социогенез (Жане: см. вопрос 6-Б, Блонский, Леонтьев).
  3. Онтогенез (Выготский: см. вопрос 7-Б)
  4. Патогенез (Рибо: см. вопрос 2-Б).
  5. Актуалгенез (когнитивная психология: см. вопрос 16-А).

Генетическая классификация Блонского.

Развитие Вид (название и кто изучал) Онтогенез   Филогенез
Начало Расцвет Окончание
Моторная (Уотсон, классики экспериментальной психологии памяти, Леб). Память-привычка Первые месяцы жизни – первый сочетательный рефлекс: положение при кормлении Младший школьный возраст: ручной труд, катание на коньках и т.д. Половое созревание: не прогрессирует Уже у простейших (привыкание)
Аффективная (Рибо). Память чувств 6 месяцев и раньше Не известно, но около 5 лет Не известно Йеркс: дождевых червей били током, если они ползли не в тот туннель в Y-образном лабиринте. Блонский: аффективная память
Образная (Аристотель). Память-воображение Штерн: 6 месяцев – 2 года Раннее детство: «образное мышление» - воображение Эйдетические образы сильно ослабевают после полого созревания Высшие млеки. Некоторые собаки «охотятся» во сне
Вербально-логическая (Жане). Память-рассказ Жане: начинается в 3-4 года Продолжается до юношеского возраста Доподлинно не известно Появляется только у человека

 

12. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники и летотехники: виды и примеры использования.

Проблема улучшения памяти волнует людей с незапамятных времен (Аристотель, Цицерон). J Существует большое количество факторов, влияющих на хорошую память.

Во-первых, это нормальное функционирование головного мозга и соматических систем (Þ надо ограничить себя в приеме алкоголя, курении и, наоборот «в здоровом теле здоровый дух» + глюкоза мозгу).

Во-вторых, при условии функционирования материального (мозг и тело) надо специальным образом настроить идеальное (т.е. наши психические функции). Примером искусственной настройки памяти может служит мнемоника.

Мнемоника (= мнемотехника) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Виды мнемотехник (Клацки, Солсо):

· Метод мест (топологический метод, метод размещения). Йейтс: 1. Идентификация знакомых мест, расположенных последовательно. 2. Создание образов элементов, подлежащих воспроизведению и ассоциированных с местами. 3. Воспроизведение путем «посещения» этих мест, служащих признаки для элементов.

· Придумывание рассказа. Надо запомнить число π. Пр.: «Надо только постараться, и запомнить все как есть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть». «Что я знаю о кругах?». «Кто и шутя и скоро возжелает пи узнать, число уж знает». «Это я знаю и помню прекрасно: пи многие знаки мне лишни, напрасны».

· «Слова-вешалки». Одни слова выучиваются методом рифм («one is bun, two is shoe…»), а второй список слов (молоко, батон) «навешивается» на первый. Пр.: Молоко льется на булку, башмак ударяет по батону и ломает его пополам.

· Метод ключевых слов. Пр.: английское слово «vessel» (корабль) → русское слово «весло»→образ «корабль с веслами».

В целом – главное, чтобы, все способы улучшения были вместе и в тоже время не в куче: для каждой ситуации – свой эвристичный метод.

Летотехника – система приемов, облегчающих забывание (напр., у студентов: после первого экзамена надо срочно забыть соответствующий материал, чтобы он не мешал при подготовке к др. экзамену J). Классический пример летотехники – забывание у Ш. в исследовании Лурия (см. вопрос 6-А).

 

6. Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти по Жане.

Память, по Жане, является актом социального поведения в условиях отсутствия субъектов или объектов социального взаимодействия. Жане выделил два вида памяти: память-реминисценцию и память-рассказ.

1. Виды памяти по Жане.

 

 

Вид памяти Характеристика Память-реминисценция Память-рассказ
Функция Бесполезное, неадекватное Полезная, соответствующая ситуации
Содержание   Рассказ о действии
Запоминание Ирен: аффект; запоминание во всех подробностях Приказ, поручение
Сохранение Ригидно Перекодирование (см. Бартлетта)
Восстановление В определенных условиях Произвольно

 

2. Гипотетическая ситуация "часовой на изолированном посту". Часовой стоит на своем посту → увидел врага → не кричит (его услышат враги, а не свои) и не нападает (не справится) → бежит в свой лагерь → возникает потребность передать новость, он думает только о том, что скажет, когда прибежит → говорит.

3. Определение истинной памяти. Память – социальное действие, произвольное запоминание, припоминание, память повествования. Память – приказ. Память: социальный акт, но некоторые ученые так не думают (напр., Бергсон – память отдельного человека). Основная характеристика – борьба с отсутствием.

4. Амнемозия детей и стариков. Амнемозия – полное отсутствие памяти. У детей – еще нет социального общения (до 3 лет), а у стариков уже нет. Т.о. у животных не может быть памяти вообще.

 

7. Выготский о памяти и ее развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований Леонтьева.

Память как ВПФ. У человека ВПФ взвиваются на основе натуральных

Признаки ВПФ:

  1. социальны по происхождению
  2. опосредованы – используются искусственные стимулы
  3. произвольны – их можно контролировать, связаны с личностным развитием.
  4. системность – ВПФ состоит из нескольких ПФ, их структура и компоновка меняется.

Развитие памяти в социогенезе (Леонтьев)

  1. внешнее развитие – появление письменности (зарубки, узелковое письмо)
  2. внутреннее развитие – дополнение внешних знаков с внутренней стороны (речь, язык)

приводит к словесно-логической памяти у человека.

Линия натурального развития сменяется развитием ВПФ.

Методика двойной стимуляции (Леонтьев)

З группы испытуемых: дошкольники, школьники, студенты.

a) Без использования стимулов – средств

b) С использованием стимулов – средств (карточки с изображениями предметов.)

Надо запомнить 15 слов

Результаты:

 

Количество

воспроизведенных

слов С использованием

стимулов -

средств

 

Без использования

стимулов - средств

 

 

дошкольники школьники студенты

 

Продуктивность запоминания лучше с использованием карточек. Это говорит о роли искусственных средств для улучшения памяти.

Дошкольники еще не могут использовать внешние стимулы – средства. Школьники – на стадии их использования. Взрослые – на стадии использования внутренних стимулов – средств (образы, словесное описание), они не хотят использовать внешние средства.

 

8. Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко).

Зинченко. Непроизвольное запоминание происходит только в деятельности (немнемической), а не изолировано, как думали на Западе.

Эксперимент: есть объект деятельности, на который направлен субъект, а есть объект на который субъект не направлен (там и есть непроизвольное запоминание).

Методика: 15 карточек с картинками. 12 предметов можно классифицировать:

1) примус, чайник, кастрюля

2) барабан, мяч, медвежонок

3) яблоко, груша, малина

4) лошадь, собака, петух

Последние 3 карточки: ботинки, ружье, жук. + в углу каждой карточки были написаны числа. Испытуемым говорили, что это исследование мышления (I опыт) или внимания (II опыт).

I опыт. Над разложить карточки по содержанию, а лишние отложить. Потом надо было назвать предметы; числа называть не надо было, но они находились в поле зрения испытуемых.

II опыт. Рама, надо разложить карточки по номерам по возрастающей (см. рис. на стр. 468). Испытуемые должны осознавать цифры. Деятельность не мнемическая.

Результаты: в первом опыте запоминались лучше картинки, а во втором – числа. Почему? Т.к. эти объекты были прямо включены в деятельность. Внимание было направлено в первом случае на картинки, а во втором – на числа, отсюда и результаты. Зинченко: все не так просто!

Дополнительный опыт 1. 15 одних картинок и 15 других картинок. Надо разложить по первым буквам: молоток-мяч, парта-паровоз и т.д.

Дополнительный опыт 2. То же, но только по признаку: замок-ключ и т.д.

Задачи специально запомнить не ставилось. В этих опытах нельзя было сослаться на отсутствие внимания.

Парадокс: дошкольники во втором основном опыте (числовой ряд) не полностью входили в ситуацию эксперимента и часто отвлекались на картинки, совершая с ними непроизвольные действия → лучше запоминали картинки. То же и в первом опыте.

Память не сводится к простому запечатлению. Выводы: зарубежная психология: «случайное» запоминание; отечественная психология: непроизвольное запоминание зависит от ориентировочных реакций в процессе целенаправленной деятельности.

Исследование Смирнова. Испытуемым надо было рассказать обо всем, что было по дороге на работу. Понятно, что цели запомнить это всё у испытуемого не было. Результаты. Что интересного в рассказе испытуемого: помнит то, что или мешало, или помогало его тогдашней деятельности (напр., вовремя попасть на работу). Испытуемые лучше помнили то, что они делали, а не думали (конечно, они думали, но конкретно о чем не помнят). Вывод: важнейшим условием, определившим собой запоминание в проведенных опытах, явилось основное русло деятельности испытуемых, основная линия их направленности и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности.

 

9. Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования Истоминой и А.А. Смирнова.

Смирнов. Источник мнемической направленности (МН): сознательное намерение запомнить (произвольное запоминание). Противоположное – непроизвольное запоминание. Наличие МН имеет важное значение для продуктивности запоминания. Пр.: 1. если испытуемый не понимает, что нужно слоги заучить, а не просто прочитать, он не запомнит их. 2. у экспериментаторов нет МН, цели запомнить материал, они его не запоминают, а у испытуемых она есть и они запоминают.

МН: задачи (осознаны) и/или установки (неосознанны) запоминания:

1. На полноту (запоминаем материал выборочно или весь)

2. На точность (дословно, буквально или своими словами)

3. На последовательность

4. На прочность и длительность (запоминаем на короткое время или навсегда).

5. На своевременность.

Факторы мнемической направленности:

1) Мотив запоминания. Оценка: поощрение/наказание. Величина оценки. Ориентация на личные/деловые интересы человека (Бартлетт). Соревнование. Содержание и характер деятельности (см. исследование Истоминой ниже).

2) Цели запоминания.

3) Требования к запоминанию.

4) Условия запоминания: время, физические условия (шум и т.п.).

5) Индивидуально-психологические свойства запоминающих:

ü Мнемические способности

ü Черты характера

ü Привычки

ü Эмоциональное отношение к материалу (интерес, отвращение и др.)

ü Желание запомнить материал

6) Особенности материала

7) Возрастные особенности. Опыт мнемической деятельности; стратегии мнемической деятельности.

8) Осознание своеобразия материала и предъявленных требований.

Исследование Истоминой.

Истомина. Развитие произвольного запоминания у дошкольников.

3-4 года – непроизвольное запоминание

5-6 лет – развитие мнестической деятельности.

I серия: лабораторный эксперимент.

II серия: запоминание включено в игровую деятельность («Магазин»).

Мотивы в обеих сериях различны. Результаты:

Дети 3-х лет. Не запоминают то, что сказал воспитатель, т.к. нет еще мнестической деятельности.

Дети 4-х лет. Внимательно выслушивают, что надо «купить в магазине». Но только у части детей была цель запомнить.

Дети 5-и лет. Повторение вслух во время подачи инструкции.

Дети 6-и лет. Повторение вслух и про себя после подачи инструкции. Интеллектуализация действий ребенка.

Дети 6-7-и лет структурируют материал соответственно целям.

Уровни поведения при запоминании:

1. Цель припомнить слова не вычленяется

2. Цель припоминания вычленяется, но приемы припоминания отсутствуют

3. Используются приемы припоминания.

Развитие произвольной памяти: произвольное воспроизведение → произвольное запоминание.

Ребенок выделяет мнемические цели только тогда, когда условия требуют активного запоминания и воспроизведения. Очень важен мотив (игра).

Переход к произвольной памяти (этапы): 1) выделение и осознание ребенком мнемических целей; 2) формирование действий и операций, согласованных с целями.

 

2. Виды амнезий. Изменения памяти при корсаковском синдроме. Закон регрессии Рибо.

Амнезия – любая потеря памяти по своему масштабу и течению значительно превосходящая обычное забывание. Ретроградная амнезия - утрата воспоминаний о событиях, произошедших до возникновения заболевания. Конградная амнезия: сознание потерял, информация в мозг не поступает, следовательно нет следов памяти. Антероградная амнезия — выпадение из памяти событий, происходивших после восстановления сознания. Еще бывают амнезии постгипнотические и инфантильные (мы не помним ничего, что было до 2-3-х лет). Классификация амнезий (Рибо):

ü Временные амнезии. Неожиданно начинаются и неожиданно кончаются (напр., при эпилепсии).

ü Периодические амнезии. Забывание некоторых периодов жизни, а иногда и всего того, что человек умеет здесь нужно перевоспитание. Шизофрения: одна «личность» обладает памятью, а у другой - амнезия.

ü Прогрессирующие амнезии. Прогрессирующая амнезия - последовательное выпадение из памяти все более глубоких слоев в результате прогрессирующего органического заболевания (атеросклероз сосудов головного мозга, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, сенильная деменция и др.). Закон Рибо (закон обратного развития памяти): сначала снижается способность к запоминанию (гипомнезия), затем забываются недавние события, позже нарушается воспроизведение давно произошедших событий. Это ведет к утрате научных, абстрактных знаний. В последнюю очередь утрачиваются эмоциональные впечатления и практические автоматизированные навыки. По мере разрушения поверхностных слоев памяти у больных нередко наблюдается оживление детских и юношеских воспоминаний.

ü Врожденные амнезии.

Синдром Корсакова. Неврологический статус: паралич конечностей, боли, расстройства чувствительности. Психический статус: расстройство кратковременной памяти. Особенности (по Корсакову):

  1. Страдает только кратковременная память. Все умения и навыки (напр., игра в карты) сохранны.
  2. Память ограничивается тем, что было до болезни (больной очень точно описывает свое путешествие, но забывает, что уже 10 раз повторил это рассказ).
  3. Упроченные сочетания (пословицы, поговорки и т.п.) легко воспроизводятся и часто стереотипно повторяются.
  4. Мышление сужается.
  5. Выраженная абулия (расстройство воли) - потребности чисто физиологические, нет интересов.
  6. Следы памяти остаются. Главная проблема - воспроизведение этих следов, «вытаскивание» их из памяти.

Динамика и восстановление памяти при синдроме Корсакова. Сначала больной начинает узнавать врача, но еще плохо читает (забывает о чем читал). Реминисценции о событиях, которые были в периоды болезни! Иногда начинает ухудшаться и долговременная память...

Слобин. Детская амнезия.

См. также вопрос 6-А.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.