Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Гештальтпсихология. Представители: Вертгеймер, Коффка, Кюльпе, К. Дункер.

Мышлениезаключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований. (Все законы гештальтпсихологии: прегнантности, изоморфизма, поле).

Мышлениекак акт переструктурирования ситуаций. Его интерпретация как внезапного, не подготовленного непосредственно предыдущей аналитической деятельностью понимания существенных отношений в проблемной ситуации. Это отношение непосредственно усматривается подобно непосредственному отражению сенсорных характеристик объектов. Исследования мышления охватывали очень широкий диапазон: от решения задач высшими животными до интерпретации фактов научного творчества (например, открытие Галилея).

Методы:

· Решения интеллектуальных задач;

· Метод рассуждения вслух(Дункер);

· Метод подсказок;

· Методы наблюдения за решением интеллектуальных задач обезьянами (Келер).

Келер в результате исследования интеллектуального поведения антропоидов (опыты с обходными путями, опыты с употреблением и изготовлением орудий и др.) пришел к выводу о существовании у высших обезьян разумного поведения «того же самого рода, что и у человека», он абсолютизировал сходство и недооценил принципиальное качественное различие между поведением антропоидов и мыслительной деятельностью человека.

В. Кёлер характеризовал интеллектуальное поведение как внезапное, независимое от предшествующей деятельности и совершенно противоположное «пробам» как случайным актам (в противовес Торндайку). Сам механизм: в оптическом поле организма существенные элементы ситуации образуют единое целое, гештальт; элементы ситуации, входя в этот гештальт, приобретают новое значение, зависящее от того места, которое они занимают в гештальте (подобно сенсорным структурам); образование гештальтов из существенных элементов ситуации совершается под влиянием некоторого напряжения, возникающего у организма в проблемной ситуации(у обезьян тоже есть «ага – переживание»).



Принципиально те же самые положения были сформулированы и при исследовании (экспериментальном и теоретическом) мыслительной деятельности человека (Макс Вертхаймер, Карл Дункер и др.). Решение задачи заключается в том, что части проблемной ситуации начинают восприниматься в новом гешталъте, в новых отношениях. Проблемная ситуация переструктурируется, в результате чего предметы поворачиваются новыми сторонами, обнаруживают новые свойства. Сущность решения задачи заключается в раскрытии нового свойства объекта, детерминированного восприятием его в новых отношениях. Решение задачи - гештальт - целостное образование.

Карл Дункер:метод «рассуждения вслух», испытуемый – наивный наблюдатель. Задача«облучение» →родословное дерево решения задачи М-ераспадается на качественно разные этапы: ∙ подготовка, → созревание. → озарение, → проверка: анализ материала. ∙ понимание, схватывание конфликта, ∙ «функциональное решение» - принцип решения возникает в сознании, окончательное решение – S-т присматривается к «ага» - переживанию. Гештальт стремится быть завершенным (для завершения в мышлении ему не хватает инсайта – озарение. Инсайт берется из гештальта.). Схема: задача → решение → «неправильно» → опять к решению → «правильно». Учение на ошибках. Акт переструктурирования: естественный механизм к этому – инсайт. Процесс решения следует рассматривать не только как развитие решения, но и как развитие проблемы. Процесс решения творческой задачи имеет два этапа: 1)нахождение адекватного принципа, способа решения и 2)применение найденного принципа решения. Применялись задачи “на догадку”.

Если представители ассоциационизма пытались вывести решение задач непосредственно из прошлого опыта (его актуализации), то гештальтисты, напротив, не отрицая прошлого опыта, видели решающий фактор в организации условий задачи, (они подчеркивали, что само по себе наличие достаточного прошлого опыта еще не обеспечивает решения задачи. Прошлый опыт может оказать и тормозящее влияние на решение новой задачи, что связано с «функциональной фиксированностью» используемых в решении предметов). Некоторые психологи этой школы использовали термин направление, с которым связывали влияние прошлого опыта. Направление − это как бы общий подход к задаче, предварительная ориентация, круг вычленяемых отношений между компонентами условий задачи. Использовалось понятие об «эвристических методах мышления» (анализ конфликтов, анализ цели, анализ материала).

Курт Левин:Всякое основание человеческой активности, будь то поступок или мышление – является намерение – потребность. Потребность – тенденция выполнить, осуществить к.-л. цель. → «Динамическая теория личности».

Достижение гештальтпсихологии:

∙ мышление стали изучать не только на людях, но и на животных (К ним метод самонаблюдения неприменим).

∙ использование новых методов: Для животных - подбор задач определенной трудности (диапазон трудностей) Для человека - метод «думанья вслух», а также метод наводящих задач (систематических «подсказок»), которые по-разному влияли на разных этапах решения задачи и могли тем самым служить косвенным индикатором происходящего процесса.

∙ поставили ряд принципиальных вопросов (хотя их собственное конкретное решение этих вопросов и вызывало существенные возражения): о специфике творческого (или продуктивного) мышления, о том, как создается новое в процессе мышления, о роли прошлого опыта при решении задач, о соотношении мышления и знания, постепенного и внезапного (дискретного и непрерывного) в процессе решения задач.

«было установлено, что элементы зрительного поля объединяются в перцептивную фигуру».

 

Психоанализ:

Мышлениекак мотивированный процесс.

Сновидения − это разновидность образного мышления, развертывающегося непроизвольно. Существуют два типа сновидений: «детские сны» (прямые и явные связи − «поедание конфеты»→ частичное удовлетворение потребности) и «символические сны». Метод свободных ассоциаций: непроизвольное образное мышление, свободные ассоциации трактуются в психоанализе как одна из важнейших областей проявления бессознательных мотивов. Связь образов и мотивов может быть разной. «Ошибки» могут встречаться и в мыслительной деятельности.

Остроумие − это одно из проявлений творческого мышления, характеризующееся порождением контекстуальных смыслов. В основе остроумия всегда лежат бессознательные первичные мотивы.

 

Вюрцбургская школа.Представители: О.Кюльпе . В данную школу входили: А.Майер, И.Орт, К.Марбе, К.Бюлер, Х.Уатт, Н.Ах , А.Мессер.

Методы:

1.Ретроспективный свободный отчет (Зельц, Бюллер) испытуемого о своих психических процессах при решении сложных задач – как происходило понимание (Дают определение исп-му – спрашивают: понял, не понял; оценка правильности высказывания (Пословицы), Согласен? Почему?; методика «частное – общее» (Фермер – профессия)).

2.Систематическая экспериментальная интроспекция (Кюльпе, Ах) - ориентация на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета. Исследование мышления, акты и содержание к-рого трактовались в качестве лишенных образного (сенсорного) содержания. В познавательной деятельности Кюльпе выделил такие феномены, как осознание отношений, установка и др.,

Бюллер предложил три схему трех стадий развития психики у животных и человека (инстинкт, дресура, интеллект).

Зельц - Мышлениекак функционирование интеллектуальных операций.

Зельц ставил перед собой задачу показать:

∙ как происходит формирование того или иного результата мыслительной деятельности,

функцию каждого этапа интеллектуальной деятельности в осуществлении последующих стадий (так называемый генетический и функциональный анализ),

пытался преодолеть разные противопоставления репродуктивного и продуктивного мышления, → говоря о репродуктивных и продуктивных аспектах единой интеллектуальной деятельности.

→ Классической “схемой процесса” является описание решения творческих задач по Г.Уоллесу(1926г). Выделяется 4 стадии: 1) подготовка к решению, 2) “созревание”, непроизвольный поиск возможных путей решения и выдвижение гипотез, 3) “озарение”, нахождение принципа решения, 4) проверка его истинности.

При решении новых задач интеллектуальные операции определяются структурой общей задачи и антиципацией результатов этих операций. Зельц выделяет следующие интеллектуальные операции:

Дополнение комплекса – операция, которая направлена на актуализацию уже известных методов решения.

Абстракция ведет к открытию новых методов решения. Направление процесса абстракции определяется соответствующей схематической антиципацией (Франклин увидел змея на проволоке и решил, как провести электричество).

Репродукция сходства имеет место, когда ценностные сочетания воздействий уже были открыты при помощи процессов абстракции, но лишь впоследствии были продуктивно использованы. Сюда принадлежат, например, отношения переживания и поэтического творчества.

Открытие- «Отношение цели и средства между целеполаганием и известным методом решения внезапно входит в сознание». В наиболее сложных формах творческой деятельности открытию требующегося метода предшествует целеполагание.

Нарцисс Ах:Известен своими экспериментами с использованием метода систематической интроспекции, в которых показал, что возникновение тех или иных ассоциаций управляется так называемой детерминирующей тенденцией и процесс мышление строится под определенную задачу. Также создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым под названием методики „двойной стимуляции“.

Ах: метод исследования понятий, основанный на следующих теоретических положениях:

1. Нельзя ограничиться исследованием готовых понятий, важен процесс образования новых понятий

2. Метод экспериментального исследования должен быть генетически-синтетическим; в ходе эксперимента испытуемый должен постепенно приходить к построению нового понятия. Отсюда вытекает необходимость создания экспериментальных понятий с искусственной группировкой признаков, входящих в их содержание

3. Необходимо исследовать процесс приобретения словом сигнификативного значения, процесс превращения слова в символ, в представителя предмета или группы сходных между собой предметов. Отсюда необходимость применения искусственных экспериментальных слов, вначале бессмысленных для испытуемого, но в ходе экспериментов приобретающих для него смысл

4. Нельзя рассматривать понятия как замкнутые самодовлеющие образования и отвлекаться от той функции, которую они играют в цепи психических процессов. В мышлении и действовании выработка понятия играет роль средства для достижения известных целей. В данном эксперименте испытуемый должен быть поставлен перед задачами, выполнение которых возможно лишь на основе выработки испытуемым определенных понятий.

Методика Аха.

I. Теоретическая часть:

1) Исследование процесса образования новых понятий:

2) Генетически-синтетический метод эксперимента (постепенное построение нового понятия);

3) Исследование процесса приобретения словом сигнификаивного значения процесса превращения слова в символ (наличие искусственных экспериментальны слов);

4) Рассмотрение понятий как средство для достижения цели.

II. Описание эксперимента.

48 геометрических фигур: красные (12), синие (12), жёлтые (12) и зелёные (12). Три формы фигуры: пирамида, куб, цилиндр.

Деление фигур каждого цвета на 6 больших и шесть маленьких. Деление всех фигур по принципу «легкий/тяжёлый».

Большие тяжелые – «гацун».

Большие лёгкие – «рас».

Маленькие тяжёлые – «таро».

Маленькие легкие – «фал».

Фигуры расстелены по рядам: у каждого понятия свой ряд (горизонтальный ряд)

Во время эксперимента ребёнок поднимает фигуры и называет их теми понятиями, которые на них написаны.

Случайный порядок фигур. Надписей не видно. Ребёнка просят убрать фигуры, которые раньше назывались «гацун». Потом просят объяснить, почему он убирал конкретные фигуры. То де самое с остальными понятиями.

Ребёнка просят отвечать на вопросы: «Чем «гацун» отличается от «таро»? Ребёнок отличает, не видя фигур. Потом просят составить фразу с этими понятиями.

Вывод: задача может решиться только с помощью сначала бессмысленных знаков. Эти знаки служили средством для достижения цели. В связи с этим они получили определённое значение. Эти слова стали носителями понятий.

Главная ошибка Аха – знаки даны в самом начале и не отделены от предмета.

 

В процессах образования понятий, как и в других процессах мышления, мы имеем дело с явлениями, регулируемыми не столько законами ассоциации и репродукции представлений, сколько так называемыми "детерминирующими тенденциями". Единственным существенным признаком этого понятия является регулировка психических процессов соответственно смыслу (значению) целевого представления".

Достижения Вюрцбургской школы:∙ мышление не обязательно следует логическим (языковым) правилам, но может быть организовано по сетевому принципу (быть дивергентным)

∙ оно может разворачиваться на досознательном уровне без того, чтобы подключать к этому процессу представления, и лишь на заключительных стадиях ведет к появлению того или иного образа.

∙ На этом основании было выдвинуто положение о том, что главную роль в мышлении выполняют не ощущения и представления, а безобразные мысли, в качестве которых выступают знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли-интенции), которые направляют течение мыслей при решении задач.

∙ были открыты Эл-ты мышления, которые не строятся на ассоциациях

∙ Осознаются отношения: (что тяжелее?)

∙ Сознавание детерминирующей тенденции (Зельц) (интенция) (или «особой психологической установкой» - Г.Уатт), задача, находящаяся в сознании. Управляет мыслительным потоком, процессом. Ассоциации не расталкивают мысли. Задача отсеивает ненужные ассоциации.

∙ От субъекта исходит сила (мотивация) – интенция. – Мышление - целенаправленный процесс – Регулирующая роль задачи.

Пиаже.

(биологизаторская концепция, генетический подход) пользуется понятием «интеллект», а не «мышление».

Основное положение – обучение идет в хвосте развития (с чем спорит Выготский).

Ассоцианизм, Джемс: обучение = развитию.

Выготский: обучение ведет за собой развитие!!!

. Интеллект −«психическая адаптация к новым условиям» (Э. Клапаред, В. Штерн), «акт внезапного понимания» (К. Бюлер, В. Кёлер), «прогрессирующая обратимость мобильных психических структур» (Ж.Пиаже), считает, что «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют все последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой».Мышление сравнивается с восприятием − другой формой познания.

Интеллект − знание, существующее лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом имеют место различного рода отклонения и когда возрастают пространственно-временные расстояния между субъектом и объектом.

основные функции интеллекта:− свойства биологического функционирования вообще

Приспособление (адаптация)

ассимиляция − воссоздание субъектом в ходе его познавательной активности некоторых характеристик познаваемого объекта

аккомодация − процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром. Сам субъект меняется в ходе познавательной активности. (мы хотим съесть огромное яблоко – должны изменить форму рта, зубов – аккомодировать к яблоку свои биологические структуры − то же и с мышлением)

∙ Организация − разум человека структурируется, организуется

4 стадии развития интеллекта:

§ сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет) Развитие интеллекта начинается до овладения речью. Одно из первых проявлений − прослеживание будущих результатов движения (как элементарной формы передвижения).

§ дооперациональное мышление (от 2 до 11 лет) Становление элементарных целенаправленных двигательных актов есть становление генетически исходных форм интеллекта. Здесь способность к репрезентации, инсайтное научение, научается притворяться и воображать “понарошку” – использовать объект для целей, для которых он вначале не был предназначен. Замена объектов одного другим. Использование языка. Репрезентация делает возможным приобретение и использование языка мысли. Эгоцентризм - думание и делание только со своей т.з., запрет в своей т.з. Связующее мышление – соединение возникающих идей вместе, но не в систему (по цепочке ассоциаций).Антропоморфизм – одушевление неодушевленного

§ период конкретных операций (от 7− 8 до 11−12 лет)классификация – спрособность классифицировать группы объектов. Сериация – транзитивность – сравнение палочек, расположение в соответствии имеющихся связей.

§ период формальных операций Формальные операции как бы оторваны от предметов. Развитой интеллект понимается как система операций.Интеграция систем мышления вызывает в уме системы операций. Гипотетическое и абстрактное мышление – выход за пределы реальности.

Изменения внутри каждой стадии количественны и линейны, а между стадиями – качественны, последовательность обязательно сенсомоторная – нарастает интеркоординация схем в более сложные, интегрированные.

Эгоцентризм – (впервые описанный Ж.Пиаже) - неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных неразрешимых противоречий.

Синкретизм по Пиаже - это неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за тенденции заменять синтез соположением. Он стоит ближе к аутической мысли и сновидениям, чем к логической мысли (есть еще по Выготскому).

Эгоцентризм проявляется также в эгоцентрической речи. Впоследствии эгоцентризм ребенка преодолевается благодаря процессу социализации.

Наглядное (интуитивное) мышление. Овладение речью. 1 год – способность говорить отдельные слова; 2 года – первые предложения (сначала двухсловные, потом трехсловные). Репрезентативный этап – начало употребления символов. Период от начала репрезентативного этапа до появления операций Пиаже назвал дооперациоальным. Субпериоды дооперационального периода:

ü Доконцептуальный (2-4 года). Развитие символов, воображения, игра «понарошку».

 

ü Интуитивный (4-7 лет). Ребенок способен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравнение объектов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.