Исключительное значение для развития мышления играет внутренняя речь. Нет оснований допускать, что развитие внутренней речи совершается чисто механическим путем громкая речь – шепот – внутренняя речь.
В проведенном исследовании речи шепотом у детей раннего возраста было установлено, что:
1. структура речи шепотом не отличается у детей от структуры громкой речи и не обнаруживает сходства с внутренней речью, для которой характерны сокращение, экономия и т.д.;
2. нет сходства между речью шепотом и внутренней речью также в функциональном отношении;
3. в генезисе речь шепотом может быть вызвана очень рано (под влиянием социальных требований), но не обнаруживает тенденций к спонтанному развитию вплоть до школьного возраста, в отличие от внутренней речи.
Переходный процесс от внешней речи к внутренней, скорее всего, заключается в эгоцентрической детской речи, описанной Пиаже. Эгоцентрическая речь, помимо экспрессивной функции и функции разряда, принимает на себя функцию планирования деятельности, т.е. «становится мышлением в собственном смысле этого слова». Эгоцентрическая речь по своей психологической функции сходна с внутренней речью, а по своей физиологической природе – с внешней громкой речью. Внутренняя речь развивается путем длительного накопления функциональных и структурных изменений.
Внутренняя речь есть особое по психологической природе образование, особый вид речевой деятельности, имеющий совершенно специфические особенности и состоящий в сложном отношении к другим видам речевой деятельности. Внутренняя речь есть речь для себя, из этого вытекают ее структурные особенности (непонятность для другого, сокращенность). Внешняя речь есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация и объективация. Внутренняя – обратный по направлению процесс, идущий извне внутрь, процесс «испарения» речи в мысль.
Установлено, что коэффициент эгоцентрической речи от 3-х к 7-ми годам очень сильно падает, в то время, как «непонятность» этой речи к 7-ми годам, напротив возрастает, т.е. эгоцентрическая речь ребенка к началу школьного возраста по своей структуре все более сближается с внутренней речью. Таким образом, к 7-ми годам происходит обособление речи для себя и речи для других от общей нерасчлененной в раннем возрасте речевой функции.
Как уже было отмечено, эгоцентрическая речь ребенка по своему родству с внутренней речью представляет из себя внешний по проявлениям, но внутренний по своей психологической природе процесс, развивающийся по направлению к внутренней речи. Именно поэтому эгоцентрическая речь представляет собой удобную модель для изучения внутренней речи.
Эгоцентрическая речь ребенка обладает несколькими характерными признаками:
1) она представляет собой «коллективный монолог», т.е. проявляется только в присутствии других детей;
2) этот «коллективный монолог» сопровождается «иллюзией понимания»;
3) эта речь для себя по вокализации имеет характер внешней речи, напоминая социализированную речь, а не произносится шепотом.
В первой серии экспериментального исследования ребенок помещался либо в группу глухонемых детей, либо в группу детей, говорящих на иностранном языке, таким образом была сделана попытка уничтожить «иллюзию понимания». При этих условиях коэффициент эгоцентрической речи значительно падал, иногда до 0. Т.е. «иллюзия понимания» функционально связана с эгоцентрической речью, а не является случайной. Недостаточная индивидуализация речи для себя, невыделенность ее из речи для других – истинный источник эгоцентрической речи, которая самостоятельно и вне социальной речи не может функционировать.
Во второй серии эксперимента в качестве переменной величины при переходе от основного к критическому опыту был введен коллективный монолог ребенка. Ребенок последовательно помещался в среду незнакомых детей, с которыми он не вступал в разговор, затем помещался в той же комнате, но отдельно от остальных детей, затем работал вообще вне коллектива, затем даже без присутствия экспериментатора. Уничтожение коллективного монолога в ситуации, которая в остальном остается неизменной, приводит к резкому падению коэффициента эгоцентрической речи. Этот факт оправдывает предположение о том, что в основе эгоцентрической речи лежит недостаточная расчлененность речи для себя и речи для других.
В третьей серии эксперимента в качестве переменной была выбрана вокализация эгоцентрической речи. После измерения коэффициента эгоцентрической речи в контрольной ситуации, ребенок помещался в экспериментальную ситуацию, где вокализация была затруднена или вовсе невозможна. В обоих случаях коэффициент эгоцентрической речи также стремительно падал.
Таким образом, с субъективной и объективной сторон эгоцентрическая речь представляет собой смешанную переходную форму от речи для других к речи для себя.
Важнейшая особенность внутренней речи – ее отрывочность, сокращенность, фрагментарность за счет опускания подлежащего и относящихся к нему слов. Те же особенности характерны и для эгоцентрической речи, причем к школьному возрасту они нарастают.
Такая чистая предикативность, когда в предложении сохраняется только сказуемое и относящиеся к нему части предложения во внешней речи имеет место только в двух случаях: при ответе, или если подлежащее заранее известно собеседникам. В обоих этих случаях подлежащее высказываемого суждения содержится в мыслях собеседника. Во внутренней же речи этот феномен проявляется постоянно.
Кроме предикативности во внутренней речи выступает такая ее особенность, как редуцирование фонетических моментов, т.к. нет необходимости произносить слова до конца.
Фазическая сторона речи, ее синтаксис и фонетика сводятся до минимума, в то время как на первый план выступает значение слова.
Основные особенности семантики внутренней речи заключаются
ü в преобладании смысла слова над его значением. Смысл слова – совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову, это динамическое образование. Значение – устойчивое образование, более узкое по сравнению со смыслом, т.к. не учитывает контекст. Между смыслом и словом отношения гораздо более независимы, чем между словом и его значением. Слова могут менять свой смысл. Во внешней речи мы идем от значения слова к его смыслу, во внутренней речи смысл преобладает над значением.
ü агглютинация – построение сложных слов из простых, где последние сокращаются до своей части, а вновь образованное сложное слово начинает выступать с функциональной точки зрения как простое.
ü смыслы слов, более динамические и широкие, чем их значения, обнаруживают иные законы объединения и слияния друг с другом. Смыслы как бы испытывают взаимные влияния. Во внутренней речи слово гораздо более нагружено смыслом, чем во внешней. Эта особенность внутренней речи, как и предыдущие, приводит к ее непонятности для других. Опыты показывают, что словесные значение во внутренней речи являются всегда идиомами, непереводимыми на язык внешней речи. Они индивидуальны и понятны только в плане внутренней речи.
Переход от внутренней речи к внешней представляет собой не прямой перевод с одного языка на другой, а переструктурирование речи, сложная динамическая трансформация. Движение мысли не совпадает прямо и непосредственно с разворачиванием речи. Мысль содержится в уме как целое, а не возникает постепенно отдельными единицами как разворачивается речь. То, что в мысли содержится симультанно, в речи развертывается сукцессивно.
Коротко
В филогенезе есть доречевое мышление и доинтеллектуальная речь. Доказательства - опыты Келера, Йеркса: антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь - совершенно в других (фонетика, эмоциональная функция речи). Леви-Брюль: первобытное мышление. Оно нелогично и иначе ориентировано (ищет не вторичные причины, которые предшествуют чему-то, а мистические + тотемы, большое внимание сновидениям ...)
Петровский. Три стадии развития м. в онтогенезе:
1)наглядно-действенное (как в ходе фило-, так и онтогенеза) Сначала люди научились измерять шагами расстояние (практическая деят), а затем возн. потребность в геометрии (теоретическая деятельность) До 3-х лет у ребенка это наглядно-действейнное мышление (с помощью рук, рта и т.п. он исследует окружающий мир)
2) наглядно-образное. 4-7 лет. Часто уже не нужно манипулирование предметом, но всегда нужно отчетливо его воспринимать. Т.е. они еще не владеют понятиями. (Два одинаковых шара. Спрашивают «равны?». Говорит «да». А затем один расплющивают. И ребенок говорит «нет».)
3) Отвлеченное (теоретическое). К концу школы формируются не только отдельные понятия, но и их системы.
Четыре стадии развития речи и мышления в онтогенезе:
1. Примитивная, натуральная стадия. Доинтеллектуальная речь и доречевое мышление.
2. Стадия «наивной психологии». Овладение грамматическими структурами и формами без овладения логическими структурами и операциями.
3. Стадия внешнего знака, внешней операции. «Счет на пальцах», эгоцентрическая речь.
4. Стадия «вращивания». Внешняя операция переходит внутрь, кардинально при этом меняясь. В онтогенезе: мышление ребенка проходит в своем развитии доречевую стадию. Примерно в 2 года линии развития мышления и речи ребенка перекрещиваются, совпадают, после чего мышление становится речевым, а речь - интеллектуальной. Штерн ошибочно считал, что ребенок открывает символическую функцию речи (излишняя интеллектуализация), тогда как для ребенка слово выступает не как символ, а скорее как свойство предмета.
Социальная природа мышления. Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта преемственность возможна только в случае их фиксации, сохранения и передачи от поколения к поколению. Это осуществляется с помощью языка. Развитие мышления совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человеком в ходе общественно-исторического развития. Процесс познания мира человеком обусловлен, опосредован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый человек усваивает в ходе обучения. В школьном периоде обучения перед человеком выступает готовая, сложившаяся, выработанная ранее система знаний. Но это не является для ребенка новым на этом этапе. Т.о., это требует от него работы большой мышления и его самостоятельность. В противном случае, это усвоение будет формальным и поверхностным. Т.о., (вывод Петровского), мыслительная деятельность - необходима основа и для усвоения знаний (напр. детьми) и для поиска новых знаний (напр. учеными) в ходе исторического развития человечества.
|