III. Теория развития интеллекта по Ж. Пиаже. Интеллект – это система операций, обеспечивающих адаптацию человека к среде.
Операция – это любое умственное действие, которое в конечном итоге является интериоризированным внешним действием.
Адаптация – это равновесие между ассимиляцией и аккомодацией.
Ассимиляция – это включение (новых) объектов в схемы поведения субъекта, всоответствиис имеющимися у субъекта схемами действий с объектами, а не в соответствии со свойствами объектов.
Аккомодация – это изменение имеющихся у субъекта схем действия с объектами, в направлении их большего соответствия свойствам объектов.
В развитии интеллекта Пиаже выделяет 2 основных этапа:развитие сенсомоторного интеллекта, развитие понятийного интеллекта, или мышления.
1. Стадии развития сенсо-моторного интеллекта:
№
| Стадия развития сенсомоторного интеллекта
| Возраст (мес.)
| Стадии развития адаптации
| Особенности
|
| Врожденных рефлексов
| 0-1
|
| Наблюдается преимущественно врожденная рефлекторная реакция.
|
| Первичных круговых реакций
| 1-4
|
| Возникают более сложные движения. Одни и те же действия повторяются по нескольку раз.
|
| Вторичных круговых реакций
| 4-10
| Преобладание ассимиляции
| Повторяющиеся действия начинают осуществляться с объектамивнешнего мира (в соответствии с имеющимися у детей схемами действий, а не в соответствии со свойствами объектов).
|
| Сложных (усложняющихся) вторичных круговых реакций
| 10-12
| Подготовка условий для аккомодации
| Появляются более сложные действия с объектами. Формируется представление о постоянстве существования объектов (даже, если закрыть глазки)
|
| Третичных круговых реакций
| 12-18
| Развитие аккомодации
| Действия меняют свою специфику. Дети начинают соотносить свои действия со свойствами объектов.
|
| Завершение формирования сенсомоторного интеллекта
| 18-24
| Завершение адаптации
| Наблюдается интериоризация практических действий, в результате которой, у детей окончательно формируется сенсомоторный интеллект – система умственных операций, замещающих практические действия.
| Сенсомоторный интеллект обеспечивает адаптацию практических и умственных действий по отношению к реальным объектам мира. Действия начинают соотноситься со свойствами предметов окружающего мира.
2. Стадии развития понятийного интеллекта:
№
| Стадия развития понятийного интеллекта
| Возраст, годы
| Стадии развития адаптации
| Особенности
|
| Символического и допонятийного мышления
| 1.5-4
| Преобладание ассимиляции
| Впервые овладение языком, использование его для общения. Дети используют слова языка в большей степени в соответствии со своим пониманием значений, а не с объективными значениями(ассимиляция языка). Эгоцентрическая речь в большей степени понятна им самим, а не другим людям.
|
| Интуитивно-наглядного мышления
| 4-7
| Подготовка условий для аккомодации
| Дети осваивают объективные значения слов(но понятий еще нет). Суждения становятся более адекватными, но они основаны не на правилах логики, а на интуиции(см. прим. ниже)
|
| Конкретных операций
| 8-12
| Развитие аккомодации
| Появляются понятия (правильно решаются задачки, приведенные ниже). Дети оперируют ими в соответствии с конкретным содержанием – развитие аккомодации. Способность к логическому мышлению проявляется только, когда ситуация предъявляется наглядно.
|
| Формальных операций
| 12+
| Завершение адаптации
| Завершение развития понятийного интеллекта – системы (формальных) операций, позволяющей адекватно использовать понятия в суждениях без непосредственного наблюдения конкретной ситуации.
Три девочки: Аня более светлая, чем Вика; Аня более темная, чем Света. Кто из них самая темная? Правильный ответ – Вика.
| Понятийный интеллект обеспечивает адаптацию умственных действий человека, по отношению к понятиям, а не к материальным объектам. Суть адаптации здесь – человек начинает соотносить свои действия с объективным содержанием понятий.
Примеры для второй стадии. Понятие Сохранения: двумя руками одновременно кидаем бусинки в одинаковые чашки. Одинаково? – Одинаково! Теперь из одного пересыпаем в более узкий. Теперь? – По-разному! Ребенок ориентируется не на логику и абстрактные свойства объектов, а на интуитивные и наглядные признаки. Понятие Эквивалентности: на столе 6 красных жетонов, дается набор синих с просьбой разложить рядом такой же. Теперь экспериментатор раздвигает свой ряд (увеличивает расстояние между жетонами). Дети отвечают, что количество теперь не одинаково. Понятие Части целого: в коробке предъявляется 20 деревянных бусинок, большинство коричневые, остальные белые. Вопрос: каких больше коричневых или деревянных? – Коричневых! Дети не могут выделить фундаментальное свойство бусинок.
ТЕОРИИ ИНТЕЛЛЕКТА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ДИАГНОСТИКИ.
Интеллект - гибкое и одновременно устойчивое структурное равновесие поведения (или это система наиболее жизненных и активных операций).
Теории структуры интеллекта:
1) Спирмен (фактор G). Исходя из поведения индивида, можно выделить генеральный фактор интеллекта. Некоторые люди более склонны к разным видам деятельности, хотя общий (General) уровень интеллекта может быть одинаковым и поэтому он выделил фактор S (спец. способностей).
2) Интеллект и первичные способности.
Терстоун. Предложил следующую структуру интеллекта:
- Пространственный (способность оперировать пространственными отношениями в уме).
- Восприятие (способность детализировать зрительные образы).
- Вычислительный (способность выполнять арифметические действия).
- Вербальное понимание (способность раскрывать значения слов).
- Беглость речи (способность быстро подобрать слово по заданному критерию).
- Память (способность запоминать).
- Логические рассуждения (способность выявлять закономерность).
Гилфорд - 120 факторов интеллекта (куб: операции, содержание, результат).
Выделил способность к дивергентному (способность к пораждению множества оригинальных, нестандартных решений) и конвергентному (=шаблонному) мышлению
3) уровни интеллекта. Конкретный и абстрактный.
Теории интеллекта и его диагностика.
Цицерон вводит термин «интеллект». Способ-ть к разумной Дея-ти, понимать, анализ-ть.
Платон: разум как восковая дощечка с отпечатком перстня.
Интеллект – спос-ть субъекта оперир-ть абстрак-ми символами и рассуждать/приспос-ся к новым ситуациями использ-ть это в своей Дея-ти и поведении.
Проблемы в соврем-й психологии:
▪ Струк-ра спос-ей (сколько их, каковы границы, взаимосвязи)
▪ Методы изуч-я и измер-я спос-тей
▪ Детерминанты и пути разв-я спос-тей
▪ Связь спос-тей с Дея-ю субъекта
Уровни развития способностей:
1. Наличие задатка
2. При соответствующих условиях из задатков развиваются способности
3. На основе способности - одаренность
4. Талант
5. Гениальность.
Проблема структуры спос-тей
Работы Ч. Спирмана (1863-1945гг.)
1923г – « Природа интеллекта и принципы познания»
Развитие факторного анализа спос-тей
«Лондонская школа психологии» - изуч-е челов-х спос-тей
При выпол-еразных инт-х тестов м/у получ-ми данными есть корреляция. Разработал процедуру объед-й кореллир-й хар-ки.
Оценка особ-тей Мыш-я, Пам-тя, воспр-я Вним-я, вообр-я
Связь м/у Мыш-м и остальными спос-ми Þ сущ-т базис-я генерал-я спос-ть general Factor
(1904) выделил из поведения некоторый “генеральный фактор” интеллекта (фактор G), а также фактор специальных способностей (фактор S). Каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит адаптация к окружающей среде. У все имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач (например, для решения арифметической задачи, изучения иностр.языка и т.п.) такой адаптации.
Þ Фактор некот-й общей умств-й энергии объед-т успешность выполнения разных тестов
Инд-й конкр-й акт – рез-т совокуп-ти Дея-ти многих факторов Þ многофакторные модели
Л. Терстоун (1887-1955гг.)
Заинтересовался бихевиоризмом. Использовал мат-ку, теории и методв шкал-я, роль дисперсии при анализе рез-в, многомер-е шкал-е Þ многофакт-й анализ
56 тестов изуч-я спос-тей Þ 7 независ-х факторов (спос-тей):
(1938) с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего И. и выделил отдельные способности, кот. назвал первичными умственными потенциями (критика: эти способности не совсем независимы др.от друга):
1) счетную способность (т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия);
2) вербальную (словесную) гибкость (т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова);
3) вербальное восприятие (т.е. способность понимать устную и письменную речь);
4) пространственную ориентацию (т.е. способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве);
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств и различий между предметами или изображениями, а также их деталей.
Струк-ра интеллекта – набор независ-х интеллект-х факторов
Дж. Гилфорд (1897-1987гг.)
По показ-м интеллекта нельзя точно оценить творч-е спос-ти. Изучал психофизику.
Модель интеллекта в виде трехмерной матрицы.
Выполнение любой интеллект-й задачи зависит от:
▪ Содержания задачи
▪ Внутр-х способов ее реш-я
▪ Треб-го конкр-го рез-та
Сторонник Толмена ( S – внутр-я перемн-я –R)
1. 5 видов содерж-я задач:
▪ Зрит-
▪ Слух-е
▪ Собственно символы (буквы, цифры)
▪ Семантика (слова)
▪ Поведение
2. Место латент-й операции заним-т умств-е спос-ти реш-я задач:
▪ Понимание
▪ Запоминание
▪ Поиск единст-го сущест-го прав-го ответа – конвергентная операция
▪ Нахожд-е нескольких возм-х ответов – дивергентная операция
▪ Оценка ситуации
3. Продукт (рез-т) умств-й работы
▪ Единичный ответ
▪ Класс или группа ответа
▪ Некие отнош-я и соотнош-я м/у разными объектами/ситуац-ми
▪ Понимание, схватывание стук-ры или сис-мы лежащей в основе
▪ Трансформация, преобраз-е
▪ Вывод, устан-е новых связей в имеющейся инф-и
Þ 150 тысяч хар-к Þ модель в виде куба. Для каждой хар-ки д.б. свои тесты.
Главное достижение – разделение дивергентного и конвергентного мышления
Когнитивно-уровневая идеология
Гилфорд (1959) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из умственных операций, для реализации которых они требуются, результатов и содержания этих операций. Г.исходил из трехмер-ности мышления (т.н. “кубическая модель”):
- о чем думаем (содержание) – ось Х
- как об этом думаем (операция) – ось Y
- к чему обдумывание приводит (результат) – ось Z.
Содержание может быть 4 видов (1 – образное, 2- символическое, 3 – семантическое, 4 – поведенческое), операции – 5видов (А – оценка, В – конвергентное мышление, С - дивергентное мышление, D – память, E – познавательные функции), результат – 6 видов (I – элементы, II – классы, III – отношения, IV – системы, V – преобразования, VI – применения). 4 х 5 х 6 = 120. (Пример: заучивание сигналов азбуки Морзе требует EI2, спряжение глагола – DV3, оценка изменений в поведении, когда на работу необходимо пойти по новому пути - AV4). Т.о.для разных в выполнение различных умственных действий вовлекаются различные типы интеллекта.
Томсон (1939) изучал задачи и совокупность факторов, которые необходимы для их решения. Для любого мыслительного акта необходимо одновременное участи множества различных специфических факторов, становление которых зависит от опыта и знаний, а также от особенностей мышления и действия, которые м.б.врожденными или приобретенными. Вывод Т.: невозможно измерять и сравнивать между собой столь разнообразные и индивидуальные способности.
Йенсен (1969) выделил уровни интеллекта:
1) конкретный (практический интеллект, помогающий решать повседневные проблемы и ориентироваться во взаимоотношениях с различными предметами) включает т.н. ассоциативные способности, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти;
2) абстрактный (с помощью которого мы оперируем словами и понятиями) содержит когнитивные способности.
Соотношение между уровнями определяется наследственностью.
Р. Кеттел (1905-1994гг.)
Лич-ть , как сложная сис-ма, состоящая из 3 видов диспозиций:
▪ Когнитивная (спос-ти)
▪ Эмоц-я (мотив)
▪ Динам-я (темпер-т)
2 вида интеллекта:
▪ Кристаллиз-й (способ с накопл-м применяемых знаний)
▪ Гибкий
Тесты на знание слов, речи – кристалл-й интеллект, формир-й в детстве.
Гибкий, текучий, подвиж-й интеллект форм-ся на базе кристалл-го – улавливание связей м/у вещами, возм-ть решать творч-е задачи там, где есть проблема в новых сит-ях. Это основа творч-го мыш-я.
II. Творческие способности.
Гилфорд выделял конвергентное и дивергентное мышление. Субъекты, обладающие преимущественно конвергентным мышлением, априорно предполагая наличие единственного верного решения задачи, концентрируют все усилия на его поиске с помощью уже имеющихся у них знаний и логического рассуждения. Творческим личностям свойственно дивергентные мышление, они начинают искать решение по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов (“веерообразный” поиск). Такие люди склонные образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Особенности тв.мышления: пластичность (способность найти множество вариантов, там где обычный человек находит 1-2), подвижность (легкость перехода от рассмотрения одного аспекта проблемы к другому), оригинальность (порождение неожиданных, непривычных решений).
Соотношение интеллекта и тв.мышления: у людей “среднего ума” обычно тесно связаны (т.е. “нормальный” интеллект обычно сочетается с “нормальными” творческими способностями), но начиная с определенного уровня IQ (120) корреляция между творчеством и интеллектуальной деятельностью исчезает.
Воллах и Коган (1965) пытались установить связь между интеллектом и творчес-кими способностями у детей 11-12 лет путем собеседований и наблюдений. После первоначальной оценка интеллекта и тв.способоностей дети были разделены на 4 группы. Выяснялось, каким образом они решают свои жизненные (особенно школьные) проблемы.
Личные особенности школьника с различными уровнями интеллекта
и творческих способностей(по Wallach, Kogan, 1965)
| Творческие способности
| Интеллект
| высокий
| низкий
| высокие
| Вера в свои возможности
Хороший самоконтроль
Хорошая социальная интеграция
Высокая способность к концен-трации внимания и большой интерес ко всему новому
| Постоянный конфликт между собственным представлением о мире и школьными требованиями
Недостаточная вера в себя и недостаточное самоуважение
Боязнь оценка со стороны окружающих
| низкие
| Энергия направлена на достижение успеха в учебе
Неудачи воспринимаются как катастрофа
Боязнь риска и высказывания своего мнения
Пониженная общительность
Боязнь самооценки
| Хорошая (по крайней мере по внешним признакам) адаптация и удовлетворенность жизнью
Недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью
| При формировании творческого мышления многое зависит от того, какие возможности предоставить окружение для реализации потенциала, в той или иной степени присущего каждому. Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления. Творческий человек свободен, он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. Они мало догматичен, его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными. Он эклектичен, любознателен, постоянно стремиться объединить данные из различных областей, его восприятие мира постоянно обновляется.
Общая характеристика тестов для измерения уровня интеллекта:
Альфред Бине (1857 – 1911).
Именно с Бине начинается современная тестология интеллекта – измерение собственно умственных способностей человека.
Считал, что надо изучать не только сенсорику и моторику, что надо измерять действительно работу разума (по умозаключениям, по разуму, по логике, по решению познавательных задач – воображение, сообразительность, память и т.д.). Надо было создать соответствующие тесты.
Но правительством была поставлена задача общего государственного образования: дифференциальность в отборе детей в классы.
Бине отвечал за норму, Симон – за нарушения. Комиссия должна была разработать оценки детей с целью отбора детей, которые способны или нет учиться в общественных образовательных учреждениях, или им нужна отдельная программа.
1894 год – первая книга по психологии мышления, где он описывал разработанные методы по экспериментальному исследованию мышления. Потом он исследовал шахматистов и счетчиков. Так есть гипермнезия, а есть феноменальная память.
В этих книгах Бине оперирует понятием психометрии: количественное измерение временных характеристик интеллекта и других психических функций. Это хронометрия умственной деятельности.
Т.е. в отличие от Гальтона и Кеттэлла: развитие интеллекта обеспечиваются за счет высших психических процессов: воображение, память и мышление (по Вундту).
Цели комитета:
проверка подлинных наличных умственных способностей, которые есть у ребенка
создание метода оценки по результатам тестирования
При тестировании нужно оценивать сырые способности, которые не зависят от усвоения, которое получил ребенок в семье или в школе. Поэтому нужны показатели, по которым ведется оценка: хронологический возраст и умственный возраст.
Умственный возраст отражает уровень развития интеллекта данного ребенка, определяемый с помощью теста. То, как решает ребенок задачи, - умственный возраст – то, что он реально делает. Хронологический возраст – тот показатель, который должен бы был иметь ребенок, если он решит все задачи для своего возраста (то, что должно было бы быть).
Таким образом, Бине подходит, в отличие от Гальтона, с научной точки зрения не случайным образом, а:
чтобы создать процедуру исследования, а потом выпустить, нужно знать статистику по выборке населения.
важно, чтобы сама процедура тестирования была одинаковой – к тесту должны быть приложены инструкции и время проведения теста. Соблюдение этих правил гарантируют, что человек будет валиден.
вводит стандартизацию, валидность (измерение именно того качества, для измерения которого он предназначен) и надежность (устойчивость результатов у одного и того же испытуемых).
Тесты интеллекта дают ответ на вопрос, каковы сырые способности человека в данный момент времени. Тесты с умственным и хронологическим возрастом еще не давал количественной меры, которые ввел Штерн (коэффициент интеллекта - IQ).
УВ/ХВ*100 = коэффициент интеллекта.
Каждый возраст – 6 задач, каждая задача – 2 балла, хронологический возраст – 12 баллов, для того, чтобы решать задачи следующей возрастной категории, надо решить задачи предыдущей.
В подходе Бине можно выделить 5 моментов:
∙ Бине принимает за УВ показатель текущей развитости состояния
∙ Хотел выявить детей нуждающихся в спец помощи
∙ Обучение и представляемые возможности ребенку Þ способны повлиять на развитие интеллекта. Стремился выявить в чем отстают и как это можно развивать
∙ Строил тест эмпирически – собирал данные
∙ Статья Бине: современная психология разбивается на 2 стороны:
официальная обще-экспериментальная
сосредоточено на психике конкретного человека Þ индивидуальная психология
Стенфорд-Бине – шкала интеллекта
Задачи:
выяснить, чем отличаются психич. процессы у индивидов, до какой степени изменчивы
каковы воздей-я м/у психич-ми проц-ми у конкр-го субъекта, и в какой степени они м.б. независимыми или взаимовлиять друг на друга.
Психология индивидуальных различий. Бине
коэффициент интеллектуальности( IQ ), он и используется в настоящие время.
Основные черты:
Тесты сгруппированы по возрастным уровням. Испытуемому предъявляют только те задания, которые адресованы его собственному возрастному уровню. Для испытуемого определяют тот уровень, на котором он справляется со всеми заданиями. Этот уровень называется “ основным возрастом ”. Затем тестирование продолжается до тех пор, пока не находят тот уровень, на котором во всех тестах испытуемый терпит неудачу. Этот уровень называется “предельным уровнем”.
Умственный возраст субъекта находят из соотношения правильно решенных тестов, и показателя “ основного возраста ”.
Основные требования к тестам:
1) Стандартизация. Это означает единообразие процедуры проведения и оценки результатов теста ( точность времени, инструкций, указаний, трактовки вопросов и т. д. ).
2) Норма. Ориентация на “стандартизированную выборку”.
3) Надежность. Это постоянство оценок, полученных одним и тем же индивидом при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой.
4) Валидность. Как степень точности, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен.
Существуют также групповые тесты на измерение интеллекта, они отличны тем, что обычно в групповых тестах испытуемый должен выбрать правильный ответ из предлагаемых ему вариантов, задания предъявляются в порядке возрастания трудности, роль экспериментатора упрощенна.
Г. Айзенк
Серия задач для неполноценных детей. Взял за основу идею Бине и применил ее ко взрослым
«Струк-ра интеллекта» - уровневая модель интеллекта
3 взаимодей-х Ур-ня интеллекта:
Биол-й интеллект (интеллект А) – работа струк-р и фун-й мозга, без кот-й невозможна познав-ая акт-ть
IQ интеллект (психометрика) – познав-е возм-ти чел-ка. Развились на основе биол-го интеллекта. Культ-й фактор, воспит-ся в семье и т.д.
Соц-й интеллект (интеллект В) – слож-е умств-е фун-и, выработка стратегии поведения, критич-й анализ
Интеллект – вся совокупность умств-х спос-тей чел-ка с многообраз-м их проявл-й. Для каждого свои процедуры измерения и оценки.
После всплеска когнитивной и гуманистической психологии, было положено начало сближению этих методологических систем в решении психологических задач. Рубинштейн: единство аффекта и интеллекта.
Стернберг, Гарднер, идея развития эмоционального интеллекта.
Теория тройственности интеллекта.
Стрернберг
Роль кратковременной памяти в эмоциональной памяти.
Модели интеллекта распространяет в практике при создании новейших метод образования.
3 этапа развития модели:
1) сторонник экспериментального когнитивного подхода, аспекты интеллекта, который связаны с переработкой информации.
2) аспекты интеллекта, которые связаны с творчеством.
3) проблемы развития интеллекта в социальном контексте, этапы этого развития.
В итоге сформировалось представление о 3-хуровневом строении интеллекта: базовое - переработка информации, в которой играет широкий социальный аспект. 3 основных составных составляющих интеллекта:
1. Компонентный интеллект - прием, переработка, трансформация информации. Акцент на внутренних когнитивных компонентах, переработка информации, решения, которые принимает человек на оснвое переработки:
а) исполнительный компонент, перерабатывающий - аспекты переработки информации, прием, кодирование, сохранение информации. На это большое влияние оказывает КП.
б) формирование опыта и приобретение знаний человеком, перевод информации из КП в ДП с целью сохранения и использования в различных деятельностях человека
в) метакомпоненты - планирование, контроль, исполнительные компоненты, стратегии и решение различных ситуаций, с которыми будет сталкиваться человек.
2 уровень интеллекта - эмпирический интеллект, который отвечает за эффективность человека в овладении новых ситуаций. Есть 2 формы, или характеристики:
а) способность человека справляться с новой проблемной ситуацией, с которой он никогда не встречался. Отвечает за успешность решения проблемной ситуации. За это отвечает то, насколько развиты метакомпоненты компонентного интеллекта. Связано со способностью обучения этими проблемными ситуациями (чтобы человек мог применять решения, которые он нашел в предыдущей проблемной ситуации)
б) научение в новых проблемных ситуациях. Способность применения. Зависит от того, насколько человек может быстро автоматизировать решение, которое связано с новой проблемной ситуацией. Успешность зависит от того, насколько хорошо формируются навыки человека к овладению проблемными ситуациями.
3 интеллект - ситуативный интеллект - то, как проявляет себя интеллект в обычных ситуациях. 3 разновидности:
а) интеллект, который проявляется в нашей каждодневной жизни, профессиональной деятельности. Практический интеллект. Проявления интеллекта в ситуациях обыденной жизни
б) социальный интеллект - проявление интеллекта в ситуации общения.
Каждый из уровней может быть диагностирован и изучен с помощью специальных способов. Основано на классических стандартных и нестандартных методов. + из когнитивной психологии - хронометрия.
Разработав тесты, стали смотреть, как коррелирует прохождение по этим тестам с уровнем зарплаты, показателями способностями решать в конкретных ситуациях профессиональные задачи. Обнаружили высокую связь.
Теория множественного интеллекта Гарднера:
Медицинский факультет, центр по исследованию афазии - роль языка в развитии интеллекта. Рабатает в области когнитивной психологии и нейропсихологиии.
1983 - "Структура ума, теория множественного интеллекта" - свое понимание природы интеллекта, что во многом противоречит психометрическим взглядам. Интеллект человека многогранен, не должен рассматриваться как фактор от общего фактора или фактор от когнитивных способностей. Он выдвигает модель интеллекта, в которой есть 7, а потом 8 компонент, которые дают человеку проявлять себя по-разному в зависимости от образования, интеллекта и развития.
Гартнер, изучая интеллект, был поражен разнообразием тех ролей, которые выполняет взрослый человек. Что зависит от навыка. Любая способность ставится в соответствии с тем, что есть в данном сообществе, что подчеркнуто в социализации.
Поэтому вместо единой базовой интеллектуальной способности, нужно говорить о множестве, которое в разном составе встречается. Интеллект - способность к решению задач или созданию продуктов, обусловленные культурной продукцией или социальной средой.
Интеллект - некий потенциал, который может развиваться в формы, адекватные социальному и культурному контексту.
7, потом 8, потом опять 7 видов интеллекта, который не зависят друг от друга, играют по свгоим правилам:
1. Вербально-лингвистический интеллект- способность эффективно применять слова в устной или письменной форме. Любит читать, писать, наслаждается играми в слова, умеют управляться грамматическими конструкциями
2. Логико-математический интеллект- решать абстрактные проблемы, умозаключении, применимые во многих областях. Охватывает навыки классифицирования, прогнозирования, понимания каузальных связей, гипотезы.
3. Визуально-пространственный интеллект. Понимание картин и образов, осознание визуального мира, обострение сенсо-моторных способностей. Возможность переносить умственных образов в визуальную реальность. Способность употреблять опыт. Видеть, изображать идеи, возможность все это делать во внутреннем визуальном пространстве.
4. Телесно-кинестетический интеллект, физический. Созание своего тела, которое дает возможность контролировать и интерпретировать свои движения, гармонизировать свои движения. Координация, балланс, ловкость, сила, гибкость, осязательные способности.
5. (Теплов, Леонтьев - социальные и биологические способности) Музыкально-ритмический интеллект.Развитие - при создании более сложных или точных вариаций музыкальных образцов, совершенствуется с опытом, важную роль играет прослушивание. Способность воспринимать, воспринимать, трансформировать и выражать музыку.
6. Межличностный интеллект- способность быстро распознавать и оценивать намерения, мотивации, настроения, чувства других людей Восприимчивость к настроению лица, голоса, жеста. Умения быстро реагировать с точки зрения прагматики.
7. Способностьчетко воспринимать себя, видеть собстввенные преимущества и недостатки, видеть свое настреоние произвольно, способность управлять характером, способность к самодисциплине. Потребность в самоанализе делает этот тип интеллекта самым индивидуальным.
Потом 6 и 7 интеллекты он объединил и назвал эмоциональным. А добавил - НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ интеллект - способность обучаться с помощью природы, понимать отношения, которые есть в природе, способность быстро устанавливать отношения в природном мире.
Показав эти основные компоненты общей струткры интеллекта посвящает кросскультурным исследованиям.
Следующая гипотеза: какие стороны интеллекта проявляют себя в разных культурах.
В западной культуре - логико-математические и формально-логические, лингвистические способности.
Есть культуры, где развиваются музыкальные способности.
Для коллективистских народов важна межличностная сторона интеллекта.
Способности взрослого представляет собой комбинацию нескольких компонент. Поэтому интересно, что смотрят тесты на интеллект. Тесты не всегда валидны, т.к. могут повлиять не формально-логические, а другие компоненты интеллекта.
Особое значение Гартнер поимел в области развития эмоционального интеллекта.
Салловей и Майерс - эмоциональный интеллет "Понимание эмоционального интеллекта": особый тип соционального интеллекта, который использует особого рода мониторинг своего и чужого эмоционального состояния, чтобы изменять ход своего мышления. Они более способны к применению своих когниртивных способностей. Интеллект и аффект взаимодействуют и помогают друг другу.
Даниэль Голдмен - "Эмоциональный интеллект" 1995. Он вводит показатель EQ: способность человоека свои эмоции и эмоции окружающих, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. УМЕНИЕ действовать эффективно в целях достижения успеха в данных условиях, по Векслеру. Это не отрицает эмоционального интеллекта.
Торндайк про эмоциональный интеллект - люди, склонные к эффективной адаптации в социальной среде.
В 40-е годы: проблема лидерства: какими чертами характера обладают лидеры. Чем выше ранг работника, тем больше требований у человека к своему эмоциональному интеллекта.
Способность человека выявлять свои эмоции и вовремя не поддаваться, справлять с этим. Зефирный интеллект. Лонгитюд.
Профессиональный интеллелкт - 4 составляющих:
1. Самосознание - главная составляющая интеллекта, знание сильных и слабых сторон, глубокое понимание себя, своих потребностей и побуждений.
2. Самоконтроль - умение управлять собой и своими эмоциями, возможность саморегуляции.
3. Эмпатия - умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решения чувства и желания другого. РОджерс: быть в состоянии эмпатии - быть в состоянии другого, но без потери самоконтроля; но должно оставаться ощущение "как будто", иначе - это идентификация.
4. Навыки отношения, коммуникации - дружелюбие с определенной целью, умение наладить отношения так, чтобы это было выгодно с обеих сторон.
Методы диагностики коэффициента (Корузо, Соловей, Мэйер) - это на данный момент единственный тест.
Задания:
1. Идентификация эмоций, данных в задании
2. Воспроизвести предлагаемые эмоции
3. Определение причин возникновения различных эмоций
4. Дать предложение, как лучше использовать эмоции при решении проблем и при взаимодействии с другими людьми.
Далее Голдмен останавливается на развитии интеллекта: 3 направления в развитии:
1) познание самого себя
2) умение управлять своими эмоциями
3) обучение, формирование навыков: активное слушание (ПОЛНОЕ УЧАСТИЕ В ТОМ, ЧТО БЫЛО СКАЗАНО), слушать глазами и телом (умение понимать и использовать язык жестов), навык адаптации к эмоции (у каждого состояния есть разные стороны, нужно уметь приспосабливаться).
|