Патология и аномалии памяти. I. Аномалии памяти.
1) Феномен «уже пережитого» («виденного», «слышанного» и т.д.). Ложное узнавание
2) Феномен «никогда не виденного»
3) Ложные воспоминания (конфабуляции)
4) Криптомнезии: «ложный плагиат».
II. Амнезии – любая потеря памяти по своему масштабу и степени значительно превосходящее обычное забывание.
1. Органические:
▫ Ретроградная
▫ Антероградная
▫ Антеро-ретроградная
2. Функциональные:
§ Защитные (истерические). См. Жане.
§ Эпилептические
§ Постгипнотические
§ Посталкагольные
§ Инфантильные
III. Гипермнезии – аномалия или расстройство памяти, заключающееся в избыточном (далеко выходящим за пределы нормального и необходимого) запоминании и восстановлении материала (напр., гипермнезия встречается у пациентов с начальной стадией патологического процесса в области гипоталамуса). Надо отличать от феноменальной памяти.
Более подробно о патологии памяти – см. вопрос 2-Б.
Феноменальная память.
Мнемонисты – люди, способные феноменально управлять своей памятью, запоминать колоссальный по объему и сложности материал, с помощью врожденных способностей и/или применения мнемических приемов (мнемоники).
Результаты исследования мнемониста В.П.
а) Кратковременная память. Объем: 17 знаков. Эксперимент Петерсон (надо удерживать в памяти 3 согласные, одновременно ведя обратный счет тройками): забывания не отмечалось, т.к. В.П. знал очень много языков и три буквы становились для него системой. Задача Стернберга: при увеличении материала время реакции не увеличивалось.
б) Долговременная память. Методика Бартлетта (пересказ рассказа «Война духов» - 6 недель, 48 чисел - 2 недели): очень хорошо!
С.В. Шерешевский (исследование А.Р. Лурия). Количественные особенности памяти Ш.: огромное количество (до 100 и больше слов и чисел). Качественные особенности: не важно, слова, числа, знаки, осмысленные и бессмысленные слоги и т.д. Особенности: 1) «Считывание» информации с листа или доски по памяти. 2) Синестезии. Синестезия - явление, при котором раздражитель одной модальности вызывает образ другой. Ш. при запоминании пользовался методом мест (напр., Тверская ул.). Это контролировалось, но синестезии (пятна, клубы дыма, брызги) появлялись бесконтрольно при появлении шума. Другой метод - эйдотехника. Негативные последствия «божьего дара» Ш.: 1) Плохое запоминание лиц. 2) Плохое понимание художественных текстов. Чтобы забыть, Ш. «уничтожает» материал в своей памяти.
Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни, типы памяти.
I. Бинарные классификации памяти (по способу запоминания):
1. Непроизвольное → произвольное запоминание (по наличию цели или намерения).
2. Непосредственное → опосредованное (по наличию средств и приемов).
3. Механическое (повторение) → осмысленное (обдумывание).
II. Традиционная классификация видов памяти по материалу запоминания. Классификация П.П. Блонского (подробнее см. вопрос 11-А).
Память
| Материал
| Восстанавливается
| Моторная
| Движения
| Моторные навыки
| Аффективная
| Чувства, эмоции
| Эмоции
| Образная
| Перцепты
| Образы
| Словесно - логическая
| Понятия, значения
| Идеи и мысли
| III. Классификация когнитивной психологии (подробнее см. вопрос 16-А).
повторение
Вход
забывание забывание
Сенсорные регистры (СР). Зрительная модальность – иконическая память (время хранения – 0,5 сек). Слуховая модальность – эхоическая память (2 сек). Подробнее см. вопрос 10-Б.
Кратковременная память (КП). Питерсоны: 20 сек. Подробнее см. вопрос 11-Б.
Долговременная память (ДП). Время хранения не ограничено. Подробнее см. вопрос 12-Б.
Вход: переработка очень грубая. Внимание: селекция («читать только слова, окрашенные в красный цвет»). Повторение: чем больше повторяем, тем лучше.
ДП:
· Декларативная – знание что делать; память на факты
· Процедурная – знание как делать; память на умения и навыки.
Декларативная память (по Тульвингу):
o Эпизодическая (память на события, которые были пережиты лично)
o Семантическая (память на основные значения слов и понятия)
Долговременная память
| Эксплицитная
| Имплицитная
| Осознанная
| Неосознанная
| Прямо доступная
| Косвенно доступная
| Зависит от факторов возраста, амнезии, интерференции и т.д.
| Не зависит от факторов возраста, амнезии, интерференции и т.д.
|
Подходы к изучению памяти. Метафоры памяти.
Подходы:
- Объектно-ориентированный (ОО): исследователя интересует зависимость организации памяти от вида и структуры запоминаемого материала.
- Субъектно-ориентированный (СО): внимание исследователя акцентировано на субъективных факторах – мотивы, эмоции и пр.
1) Ассоцианизм. ОО Память – механически складывающийся продукт ассоциации. Ассоциация – предполагаемая умственная связь между явлениями сознания и поведения, которая образуется при условии их близости в пространстве или во времени, а также благодаря их сходству или контрасту. Эббингауз изучал формирование ассоциаций, их фиксацию и разрушение. Были разработаны классические количественные методы исследования памяти.
2) Бихевиоризм. Исследовали навык. Торндайк, Толмен. Память - приобретение различных двигательных и речевых навыков. Центральная проблема – заучивание наизусть. Влияние на успешность заучивания повторений, объема и характера материала, установок и мотивов субъекта.
3) Гештальт-психология. ОО Келер, Коффка, Вертгеймер, Левин. Память как результат организации восприятия. Припоминание элемента гештальта → припоминание всего гештальта.
4) Бергсон. Память тела (знания, привычки, умения), память духа (собственно воспоминания), работают совместно.
5) Конструктивный подход. Бартлетт СО Память как конструктивный процесс. Память организована в виде схемы. Основания организации: по интересам. Схема – активная организация прошлых реакций или переживаний, которая должна действовать при любом адаптивном ответе организма.
6) Когнитивная психология. Комплексный подход: учитывают объективные (стимульные факторы, контекст, инструкция) и субъективные (мотивация, эмоции, прошлый опыт, культурные и индивидуальные особенности) факторы. Компьютерная метафора психических процессов человека. Поэтапность процесса переработки информации.
7) Подход уровней переработки информации. Запоминание – побочный продукт переработки информации. Чем глубже переработка, тем прочнее след памяти.
8) Деятельностный подход. Зависимость памяти от мотивации. Понятие мнемической направленности (Смирнов): задачи и/или установки запоминания на полноту, прочность, точность, последовательность, своевременность.
9) Социокультурный подход. Жане, Выготский. Память – акт социального поведения в условиях отсутствия субъектов или объектов социального взаимодействия. Жане: амнемозия – отсутствие памяти у детей (недостаточный словарный запас) и стариков (выпали из ситуации соц.взаимодействия). Выготский: память как ВПФ.
МЕТАФОРЫ ПАМЯТИ
Сократ: память – восковая дощечка, на ней отпечатываются ощущения и мысли. Но дощечка не бесконечна и не идеальна: изображенное на ней может затереться, для чего-то может не хватить места – это забывание. Иногда отпечаток может быть неаккуратным → возникают ложные мнения. От качества воска тоже зависит многое: хорошая память будет или нет, будут ли знания человека чистыми и глубокими или нет.
Августин: дворцы памяти, где собраны бесчисленные образы всего того, что было воспринято. В кладовых хранятся ощущения разных модальностей, на всякий случай: вдруг понадобится. Воспоминания приходят в виде образов: когда вспоминаем о солнце, возникает его образ, значит солнце есть в памяти, ведь мы вспоминаем солнце, а не образ солнца. Забывчивость – невозможность найти что-либо в бесконечных кладовых памяти в силу того, что это не может быть узнано, т.к. образ его исчез.
Фрейд: метафора «вечного блокнота». Объединяет достоинства грифельной доски и бумаги: длительность хранения информации и неограниченно долго готовая к восприятию поверхность.
13. Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (ассоцианизм, психоанализ, гештальтпсихология, конструктивный и деятельностный подходы).
I. Ассоцианизм.
II. Психоанализ.Фрейд («Психопатология обыденной жизни») предположил, что наряду с обычным забыванием (время), есть еще и мотивационно обусловленное забывание. Мы забываем нечто в том случае, если на самом деле не хотим его помнить. Согласно Фрейду, содержание памяти может быть вытеснено в область бессознательного («забытого») по двум причинам: 1) воспоминание несет в себе травматический опыт; 2) содержание воспоминания само по себе нейтрально, но может быть ассоциативно связано с иным, травмирующим содержанием. Пр.: Фрейд трижды забывал купить в магазине свой любимый сорт бумаги (fliesspapier). В результате анализа он пришел к выводу, что данное слово также созвучно с фамилией неприятного для него человека (Dr. Fliess) и посему было вытеснено и, как следствие, забыто.
III. Гештальтпсихология.
|