Исследование развития научных понятий в детском возрасте. Решается проблема обучения и развития. Гипотеза: понятия – значения слов – развиваются , научные понятия также развиваются, а не усваиваются в готовом виде.
Методика Шиф. Детям 2 и 4 классов - серии картинок, на них ситуации: начало, продолжение и конец. По картинкам построить предложения, оканчивающиеся на «потому что» и «хотя».
В качестве вспомогательного приема проводилось наблюдение за учащимися на специальном уроке – учет знаний и т.д.
Знания
| 2 класс
| 4 класс
| Заканчиваение предложений с союзом «потому что»
| Научные понятия - 79,7%
Житейски понятия - 59%
| Научн.понятия - 81,8%
Житейские понятия – 81,3
| Заканчиваение предложений с союзом «хотя»
| Научные понятия – 21,3%
Житейски понятия - 16, 2%
| Научные понятия – 79,5%
Житейски понятия - 65,5%
| Вывод: развитие научных понятий опережает развитие житейских понятий. Это потому, что научные понятия приобретаются в системе обучения, во взаимодействии со взрослым в зоне ближайшего развития.
Понятие – сложный и подлинный акт мышления (а не усваиваются в чистом виде и автоматически).
Житейское понятие развивается снизу вверх – от элементарных свойств к высшим, научные понятия – сверху вниз, от более сложных свойств к элементарным.
Усвоение научных понятий идет по аналогии усвоению иностранного языка в школе, житейские понятия – по аналогии освоения родного языка.
Критика Пиаже Выготским. Ошибочность взглядов Пиаже:
1) только спонтанные понятия и представления ребенка служат источником непосредственного знания о качественном своеобразии детской мысли;
2) неспонтанные понятия ребенка, сложившиеся под влиянием взрослых – это уже не детское мышление, но усвоенное взрослое мышление;
3) Пиаже считает, что спонтанные (житейские) понятия формируются, а научные понятия усваиваются механически.
Отсюда – отмирание особенностей детской мысли по мере приближения ко взрослому мышлению.
Функциональная методика двойной стимуляция Выготского-Сахарова.
I. Теоретическая часть – исследование развития и деятельности высших психических функций с помощь. Двух рядов стимулов: 1) первый стимул – функция объекта (на него направлена деятельность); второй стимул – знак (с помощью него организуется деятельность, инструментальные стимулы.
II. Описание эксперимента.
Игральная доска, на которой ряд полей. В одном поле находитя около 20-30 деервянных фигур, различаемых по:
- цвету (жёлтый, красный, зелёный, чёрный, белый);
- форме (треугольная призма, прямоугольный параллелепипеды, цилиндры);
- высоте (низкие/высокие);
- по объёму (маленькие/большие).
На нижней стороне фигуры – эксперименталые слова:
Маленькие и низкие – «бат»
Маленькие и высокие – «дек»
Большие и низкие – «репе»
Большие и высокие – «мул»
Фигуры расставлены в хаотическом порядке, их количество различно.
Экспериментатор поворачивает одну из фигур («бат»). Ребёнок это для себя фиксирует. Эта фигура выставляется на отдельное поле. После чего ребёнку предлагают вытащить остальные «баты». При ошибке ребёнка экспериментатор заставляет ребёнка открыть тот «бат», который он не смог убрать. Эта фигура кладётся в поле с первый выставленной фигуркой надписью кверху.
Таким образом, предметный ряд дан целиком с самого начала игры, а словесный ряд постепенно вырастает.
Метод тестов и дифференциально-психологическое изучение мышления.
Петухов: Диагностика интеллектуальных способностей (способностей людей к решению задач) – важная составная часть как психологии способностей, так и дифференциальной психологии в целом.
Модель структуры интеллекта(по Гилфорду)
3 измерения:
ü Операции (познание, память, дивергентная и конвергентная продуктивность, оценивание)
ü Содержание (природа материала или информации, на основе кот осущ-ся действия
ü Результаты (форма, в кот информация обрабатывается испытуемым)
Каждый фактор (свойство испытуемого) описывается в трех измерениях.
МЕТОД ТЕСТОВ.
Требования:
ü Стандартизация. Единообразие процедуры, формы предъявления теста, устные инструкции, ограничение времени, деталей проведения теста. На основе широкой стандартизированной выборки выявл. норма.
ü Надежность. Постоянство оценок, полученных при повторном предъявлении теста индивиду. Типы проверки надежности: 1) колебание во времени; 2) специфическая выборка заданий; 3) специфическая выборка моделей поведения.
ü Валидность – степень в которой тест реально измеряет то, для чего предназначен.
Годфруа. Оценка интеллекта. Первый тест был придуман Бине для школы. Суть: хронологический (паспортный) возраст может не совпадать с умственным возрастом, для выявления этого несовпадения ребенок должен сделать задания для своего возраста и предыдущих возрастов. Потом статистически можно рассчитать его умственный возраст.
Коэффициент интеллекта (IQ). Штерн: Нормальный ребенок – тот, у которого умственный возраст соответствует хронологическому. Пр.:
УВ / ХВ = 60 мес / 120 мес = 0,5 ∙ 100 баллов
Недостаток: после 25 лет IQ, рассчитанный по умственному возрасту , теряет свой смысл.
Тест Стэнфорд-Бине. Разработан Терменом в Стэнфордском ун-те на основе теста Бине-Симона.
В общем, это тест направлен, в основном, не на выяснение способностей, а на оценку понимания и сообразительности, развиваемых в процессе обучения. Коренной недостаток этого теста состоит в том, что его авторы игнорировали факт значительного влияния обучения и всего опыта личности на успешность выполнения задания.
Другие тесты на интеллект. Йеркс. Появились первые тесты для взрослых (солдаты). Он отдельно оценивал грамотных (вербальные задания) и неграмотных (невербальные, действенные, образные задания) солдат
Векслер объединил эти два тест для одного человека. WAIS – шкала интеллекта для взрослых, WISC – для детей. Особенности:
ü Задания не объединены по возрастным уровням, а объединены в субтесты;
ü Субтесты расположены в порядке возрастания сложности;
ü Включены вербальные субтесты и субтесты действия, IQ для них считают отдельно.
Тесты нашли широкое применение в клинической практике: явл-ся хорошими предсказателями последующей возможности обучения и подготовки к работе пациентов из спец. учреждений.
Факторный анализ шкалы Векслера
- Фактор вербального понимания
- Фактор перцептивной организации(сочетание факторов скорости восприятия и пространственных представлений)
- Фактор памяти.
Сейчас в школах от подобных тестов отказались, но они используются исследователями для изучения распределения интеллекта в человеческих популяциях.
Групповые тесты интеллекта. Отличия от индивидуальных:
¨ Применяется в большой выборке;
¨ Нет необходимости во взаимодействии испытуемый-экспериментатор;
¨ Стандартные условия;
¨ Более легка обработка данных;
¨ Форма: из нескольких вариантов надо выбрать 1;
Недостатки:
- Уменьшение роли экспериментатора
- Отсутствие индивидуального подхода
- Нет информации об испытуемых в процессе работы
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
|