Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социальный конструктивизм К. Гергена.

В США заявку на построение принципиально новой парадиг­мы в СП сделал К. Герген. Его концепция социального конструкционизма укладывается в рамки современного течения, известного под названием «постмодернизм».

Одним из проявлений пост­модернизма является претензия на новую перспективу в построении знания. Акцент смещается с того, что теории должны соответствовать реальному миру, на то, чтобы теории начали «генерировать новые формы поведения».

Одна из центральных идей Гергена заключается в том, что СП недооценивает значения социальной ситуации, в рамках которой осуществляется процесс познания человеком окружающего мира, т.е. утрачивается такой важный компонент познавательного процесса, как конструирова­ние социального мира. Знание не может быть рассмотрено как пред­мет индивидуального обладания, сосредоточенный в пределах че­ловеческого разума, а должно быть понято как продукт совмест­ной деятельности людей.

Социальный конструкци­онизм включает требование выхода СП за пределы тради­ции, сложившейся в контексте американской, культуры:

- исходным пунктом всякого знания является сомнение в том, что окружающий мир есть нечто само собой разумею­щееся. Любое объяснение этого мира является только конвенцией (соглашением)

- осмысление мира неизбежно становится результатом совместной деятельности людей, вступающих в определенные отношения, и слова, употребляемые для обозначения социальных процессов, имеют смысл лишь в контексте этих отношений

- распространенность того или иного понимания мира зависит от характера социальных процессов, а правила что чем считать не являются чем-то застывшим



- описания и объяснения мира сами конституируют определенные формы социального действия

Герген, предлагает рассматривать СП как историю.СП сближается с теми дисциплинами, ко­торые ориентируются на интерпретацию как на основу познания. СП не имеет дело со стабильностью, ха­рактерной для явлений природы, а напротив, «имеет дело с фак­тами, которыеподвержены заметным временным флуктуациям ипо большей мере неповторимы»:

- СП сама влияет на процесс социального взаимодействия (через прорывающиеся личные ценности в процессах построения теорий и проведении исследований, которые приводят не только к констатации того как есть, но и того что желательно).

- зафик­сированные закономерности, а следовательно, и теоретические принципы жестко привязаны к текущим историческим обстоятель­ствам.

Новая предполагает следующие четыре задачи:

1) интеграция академического и прикладного знания – пре­одоление чрезвычайно узкого подхода в конкретном прикладном исследовании и, напротив, чрезмерно высоких абстракций академической психологии.

2) отказ от прогнозирования как краеугольного камня СП и переход к беспрецедентной ее роли «в качестве катализатора социальной восприимчивости и чувствитель­ности», что и отвечает идее конструкционизма.

3) перенос центра тяжести на анализ СП процессов как «психологических копий культурных норм», т.е. на выявление изменений психологических склонностей в связи с социальным поведением;

4) изучение стабильности поведения, дифференци­рование социальных феноменыов по их «исторической стабильности» (неко­торые из СП склонности, несмотря на их включенность в социальный контекст, в очень сильной степени за­висят от физиологических параметров).

 

Новые теоретические подходы в Западной Европе («Европейский» вклад в новую парадигму):

Критика Гергена сводится к тому, что предлагаемые им идеи, может быть, и актуальны для аме­риканской традиции в СП, но что касается Ев­ропы, здесь они, как минимум, «запоздали».Европейская СП не только уже давно заявила о тех же требованиях, что выдвинуты Гергеном, но и реализовала их в целом ряде конкретных теорий, среди которых:

1) Теория социальных представлений С. Московичи,

2) Теория социальной идентичности А. Тэшфела

3) Этогеническая теория Р. Харре.

Идеи С. Московичи, вписывающиеся в социальный конструкционизм:

1) Социальное представление – форма познания социальной действительности, помогающее понять человеку смысл окружающего мира. С одной стороны, соци­альное представление порождается группой (т.е. связано своим происхождением с социумом), а с другой — оно включается в систему социальных коммуникаций –т.е. существует «двойная» социальная зави­симость индивидуального акта познания. Следовательно необходим анализ социальной жизни как основы и общения, и проявлений межличностных отношений, и способов формирования знаний (значение социальной ситуации по Гергену!)

2) Идея активности субъекта познания: конструирование социального мира, т.е. построение такого образа мира, в котором люди реально существуют и функционируют (эта же идея присутствует у Гергена).

Идеи А. Тешфела, вписывающиеся в социальный конструкционизм:

Осознание человеком его места в социальном мире обусловлено прежде всего отнесением себя к определенной социальной группе (социальная категоризация -> социальная идентификация -> социальная идентичность). Следствия важности для индивида осознать свою соприча­стность группе (стремление сохранять позитивную социальную идентичность -> постоянные процессы сравнения своей группы и других -> внимательная оценка свойств групп -> при негативной оценке своей группе стремление покинуть свою группу) акцентируют социальную детерминацию поведения.

Идеи Р. Харре, вписывающиеся в социальный конструкционизм:

1) Дис­курс — это обсуждение какой либо проблемы. В ходе дискурса происходит обсуждение содержание катего­рий, при помощи которых обозначены предметы и явления соци­ального мира. Чтобы были возможны совместные действия, необходимо понимать, о чем идет речь, т.е. необходимо разрабатывать единые системы значений.

В ходе обсуждения категория наполняется содержанием на основе по­полнения ее характеристиками, приводимыми участни­ками дискурса. Категория конструирует мир, уточняя его образ и направляя некоторое действие внут­ри этого мира. «Первая функция дис­курса — приводить объекты в бытие, создавать статус реальности»

(это созвучно с идеями социального конструкционизма Гергена)

2) Касаясь вопросов Я-концепции Харре предлагает переключить внимание с «поиска Я как сущности» на «методы конструирования Я», (с «заданности Я» на «творении Я»). Этим «Я-концепция» извлекается из го­ловы индивида и переносится в сферу социального дискурса. Харре предлагает исследовать «повествования о себе», поскольку они всегда связаны с контекстом взаимодействия (могут выглядеть весьма различно в различных обстоятельствах). Например, при повествовании о себе в профессиональной среде индивид будет фиксировать характеристики, значимые для этой среды.

(Эта идея перекликается представлениями К. Гергена о том, что все объяснения СП феноменов должны осу­ществляться в контексте «значимых событий времени»)

 

Вывод: новую постмодернистской парадигму СП можно рассматривать как совместный продукт американской и европейской традиций, демонстрирующих некоторую интегра­цию на рубеже столетия.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.