Социальный конструктивизм К. Гергена. В США заявку на построение принципиально новой парадигмы в СП сделал К. Герген. Его концепция социального конструкционизма укладывается в рамки современного течения, известного под названием «постмодернизм».
Одним из проявлений постмодернизма является претензия на новую перспективу в построении знания. Акцент смещается с того, что теории должны соответствовать реальному миру, на то, чтобы теории начали «генерировать новые формы поведения».
Одна из центральных идей Гергена заключается в том, что СП недооценивает значения социальной ситуации, в рамках которой осуществляется процесс познания человеком окружающего мира, т.е. утрачивается такой важный компонент познавательного процесса, как конструирование социального мира. Знание не может быть рассмотрено как предмет индивидуального обладания, сосредоточенный в пределах человеческого разума, а должно быть понято как продукт совместной деятельности людей.
Социальный конструкционизм включает требование выхода СП за пределы традиции, сложившейся в контексте американской, культуры:
- исходным пунктом всякого знания является сомнение в том, что окружающий мир есть нечто само собой разумеющееся. Любое объяснение этого мира является только конвенцией (соглашением)
- осмысление мира неизбежно становится результатом совместной деятельности людей, вступающих в определенные отношения, и слова, употребляемые для обозначения социальных процессов, имеют смысл лишь в контексте этих отношений
- распространенность того или иного понимания мира зависит от характера социальных процессов, а правила что чем считать не являются чем-то застывшим
- описания и объяснения мира сами конституируют определенные формы социального действия
Герген, предлагает рассматривать СП как историю.СП сближается с теми дисциплинами, которые ориентируются на интерпретацию как на основу познания. СП не имеет дело со стабильностью, характерной для явлений природы, а напротив, «имеет дело с фактами, которыеподвержены заметным временным флуктуациям ипо большей мере неповторимы»:
- СП сама влияет на процесс социального взаимодействия (через прорывающиеся личные ценности в процессах построения теорий и проведении исследований, которые приводят не только к констатации того как есть, но и того что желательно).
- зафиксированные закономерности, а следовательно, и теоретические принципы жестко привязаны к текущим историческим обстоятельствам.
Новая предполагает следующие четыре задачи:
1) интеграция академического и прикладного знания – преодоление чрезвычайно узкого подхода в конкретном прикладном исследовании и, напротив, чрезмерно высоких абстракций академической психологии.
2) отказ от прогнозирования как краеугольного камня СП и переход к беспрецедентной ее роли «в качестве катализатора социальной восприимчивости и чувствительности», что и отвечает идее конструкционизма.
3) перенос центра тяжести на анализ СП процессов как «психологических копий культурных норм», т.е. на выявление изменений психологических склонностей в связи с социальным поведением;
4) изучение стабильности поведения, дифференцирование социальных феноменыов по их «исторической стабильности» (некоторые из СП склонности, несмотря на их включенность в социальный контекст, в очень сильной степени зависят от физиологических параметров).
Новые теоретические подходы в Западной Европе («Европейский» вклад в новую парадигму):
Критика Гергена сводится к тому, что предлагаемые им идеи, может быть, и актуальны для американской традиции в СП, но что касается Европы, здесь они, как минимум, «запоздали».Европейская СП не только уже давно заявила о тех же требованиях, что выдвинуты Гергеном, но и реализовала их в целом ряде конкретных теорий, среди которых:
1) Теория социальных представлений С. Московичи,
2) Теория социальной идентичности А. Тэшфела
3) Этогеническая теория Р. Харре.
Идеи С. Московичи, вписывающиеся в социальный конструкционизм:
1) Социальное представление – форма познания социальной действительности, помогающее понять человеку смысл окружающего мира. С одной стороны, социальное представление порождается группой (т.е. связано своим происхождением с социумом), а с другой — оно включается в систему социальных коммуникаций –т.е. существует «двойная» социальная зависимость индивидуального акта познания. Следовательно необходим анализ социальной жизни как основы и общения, и проявлений межличностных отношений, и способов формирования знаний (значение социальной ситуации по Гергену!)
2) Идея активности субъекта познания: конструирование социального мира, т.е. построение такого образа мира, в котором люди реально существуют и функционируют (эта же идея присутствует у Гергена).
Идеи А. Тешфела, вписывающиеся в социальный конструкционизм:
Осознание человеком его места в социальном мире обусловлено прежде всего отнесением себя к определенной социальной группе (социальная категоризация -> социальная идентификация -> социальная идентичность). Следствия важности для индивида осознать свою сопричастность группе (стремление сохранять позитивную социальную идентичность -> постоянные процессы сравнения своей группы и других -> внимательная оценка свойств групп -> при негативной оценке своей группе стремление покинуть свою группу) акцентируют социальную детерминацию поведения.
Идеи Р. Харре, вписывающиеся в социальный конструкционизм:
1) Дискурс — это обсуждение какой либо проблемы. В ходе дискурса происходит обсуждение содержание категорий, при помощи которых обозначены предметы и явления социального мира. Чтобы были возможны совместные действия, необходимо понимать, о чем идет речь, т.е. необходимо разрабатывать единые системы значений.
В ходе обсуждения категория наполняется содержанием на основе пополнения ее характеристиками, приводимыми участниками дискурса. Категория конструирует мир, уточняя его образ и направляя некоторое действие внутри этого мира. «Первая функция дискурса — приводить объекты в бытие, создавать статус реальности»
(это созвучно с идеями социального конструкционизма Гергена)
2) Касаясь вопросов Я-концепции Харре предлагает переключить внимание с «поиска Я как сущности» на «методы конструирования Я», (с «заданности Я» на «творении Я»). Этим «Я-концепция» извлекается из головы индивида и переносится в сферу социального дискурса. Харре предлагает исследовать «повествования о себе», поскольку они всегда связаны с контекстом взаимодействия (могут выглядеть весьма различно в различных обстоятельствах). Например, при повествовании о себе в профессиональной среде индивид будет фиксировать характеристики, значимые для этой среды.
(Эта идея перекликается представлениями К. Гергена о том, что все объяснения СП феноменов должны осуществляться в контексте «значимых событий времени»)
Вывод: новую постмодернистской парадигму СП можно рассматривать как совместный продукт американской и европейской традиций, демонстрирующих некоторую интеграцию на рубеже столетия.
|