Обратная связь
|
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. СТРУКТУРА МЕЖЛИЧ-НОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. В социальной психологии принято выделять три уровня общения — межличностный, внутригрупповой и межгрупповой. При этом наиболее часто предметом теоретического анализа и эмпирического изучения становится межличностное общение, или общение в диаде, которое фактически и рассматривается как синоним понятия общения, если не делается специальных уточнений.
Отечественная социальная психология, имея в качестве культурного образца западную социальную психологию, с одной стороны, и опираясь на идеи отечественной психологии, с другой, оказалась перед непростой задачей увязать между собой эти две разные традиции. Попытка соотнести отечественную и западную традиции в подходе к анализу общения в социальной психологии через выделение в его структуре коммуникативной, интерактивной и социально-перцептивной сторон [Андреева, 1996] оказалась очень продуктивной, поскольку в результате преодолевался разрыв между указанными традициями и появлялась возможность «наводить мосты» между ними. Общение в этом подходе рассматривается как способ связи (обмен информацией) между действующими (взаимодействующими) индивидами, стремящимися к достижению взаимопонимания (воспринимающими друг друга определенным образом). При этом подчеркивается несводимость понятия общения к каждому из трех выделенных в нем компонентов. Вместе с тем такой подход позволяет при анализе целостного процесса общения учесть разработку каждого из компонентов в отдельности.
Направления исследований общения, сложившиеся в отечественной психологии в течение трех последних десятилетий, можно условно разделить на собственно социально-психологические направления и направления, связанные с другими областями психологической науки. К последним относятся:
1) Трансформация психических процессов в условиях общения исследуется в рамках общей психологии с ее попытками поиска новых перспектив в изучении человеческой психики. Традиционно общая психология исследовала психические процессы отдельного индивида, и вопрос о том, как данные процессы изменяются в ситуации общения индивида с другими людьми, стал естественным продолжением развития экспериментальной общей психологии.
Начало этой традиции в отечественной психологии положили еще в 20-е годы прошлого века экспериментальные исследования В. М. Бехтерева, создателя коллективной рефлексологии. Бехтерев разработал принцип сравнительного анализа психических процессов индивида вусловиях изолированной деятельности и в условиях его общения с другими людьми. Осуществив серию экспериментов по индивидуальному и совместному выполнению заданий на восприятие, выявление различий и сходства объектов, решение творческих задач и некоторых других, Бехтерев экспериментально доказал, что группа влияет на индивида позитивно, при этом «слабые» испытуемые получают от групповой работы больше, чем «сильные»
Таким образом, в экспериментах В. М. Бехтерева организовывалось собственно внутригрупповое общение, связанное с деятельностью группы, что является крайне важным для последующего анализа . проблемы общения в социальной психологии.
2) Психолингвистические исследования общения — направление исследований общения, преимущественно связанное с психолингвистикой, предмет которой определяется как «соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной образующей образа мира, с другой» [Леонтьев А. А., 19976. С. 19]. 3) онтогенетические исследования общения;
Три линии психолингвистических исследований общения отчетливо демонстрируют связь психолингвистики с социальной психологией.
В рамках первой линии разработаны, в частности, схема анализа коммуникативной структуры речи (текста) [Ушакова и др., 1989] и метод интент-анализа выступлений в политической дискуссии [Ушакова и др., 1990], использующиеся в современных прикладных исследованиях общения в социальной психологии.
Вторая линия представлена в рамках особой дисциплины — лингвосоциопсихологии, или семиосоциопсихологии, рассматриваемой как раздел социальной психологии общения [Дридзе, 1980]. В качестве единицы общения здесь выделяется текст (сообщение), анализируются место коммуникативной деятельности человека среди других видов общественной деятельности и место текстов в структуре социальной коммуникации.
Третья линия исследований осуществляется в рамках психосемантики и, пожалуй, наиболее интенсивно развивается в последние годы [Артемьева, 1999; Петренко, 1988; Шмелев, 1983]. В русле этой линии проведено множество экспериментальных работ с помощью большого класса психосемантических методов (первым из которых был метод семантического дифференциала Ч. Осгуда). В экспериментах реконструировались индивидуальные и групповые субъективные семантические пространства, а также семантические структуры межличностного восприятия, измерялась когнитивная сложность личности, изучались этнические стереотипы и эффективность речевого коммуникативного воздействия
4) Онтогенетические исследования общения ведутся в возрастной психологии. В ней изучаются, в частности, изменения в общении, происходящие в процессе онтогенетического развития индивида. Эти изменения тесно связаны с проблемами социализации, в рамках которой общение рассматривается как одна из сфер становления личности человека, наряду со сферами деятельности и самосознания. Здесь очевиден прямой контакт с социальной психологией, и фактически речь идет о междисциплинарных исследованиях, методология проведения которых разрабатывалась Л. С. Выготским при изучении роли общения в развитии психики человека [Выготский, 1982]. Другой поворот междисциплинарных исследований онтогенеза общения связан с онтопсихологическим подходом в психологии, разработанным Б. Г. Ананьевым. Центральной задачей этого подхода является системный анализ всех возрастных стадий психического развития индивида, жизненного пути личности и изменения характеристик человека как субъекта труда, общения и познания.
Развитие общения в детстве, отрочестве и юности традиционно находилось в центре внимания специалистов и сегодня продолжает изучаться в возрастной и социальной психологии [см., например: Лисина, 1997]. При этом проблема общения взрослых людей, хотя фактически и затрагивается в большинстве исследований, однако пока еще не стала предметом специального анализа. Вместе с тем именно этот аспект рассмотрения общения становится востребованным в современных условиях, когда взаимодействие людей в усложняющихся и конфликтных социальных ситуациях становится все более проблематичным и возрастают требования к общению в разных видах профессиональной деятельности.
4. Общение в контексте обучения и воспитания — направление исследований общения, которое связано спедагогической психологией. В рамках этого направления акцент делается на изучение специально организованного (обучающего и воспитывающего) общения прежде всего взрослых и детей. Такое общение получило название педагогического [Леонтьев А. А., 1979].
К собственно социально-психологическим направлениям исследования общения относятся: 1) изучение общения в условиях совместной деятельности; 2) изучение связи общения и личности; 3) изучение общения как коммуникативного воздействия; 4) изучение проблем невербальной коммуникации. Каждое из этих направлений в той или иной степени отвечает на вызовы, предлагаемые новой социальной ситуацией.
1. Общение в условиях совместной деятельности. Содержание этой дискуссии касается как достаточно общих вопросов («порождает» ли деятельность общение, или они выступают «равноправными» формами индивидуального бытия человека, или общение само является деятельностью), так и более конкретных.
2. Общение и личность. Изучение влияния общения на личность и личности на общение представляет особый интерес, поскольку связывает между собой «межличностную» и «внутриличностную» реальности человеческого существования.
Однако есть и существенное различие: в анализируемом направлении вследствие признания наличия связи между общением и личностью переосмысляется само понятие личности. «Проблема «общение и личность»», — как указывает А. У. Хараш, — вырастает в «основной вопрос» психологической теории личности. Во всяком случае, решительный поворот от моно-(интра-) субъектных представлений о личности к «коммуникативным» (интерсубъектным) понятиям составляет едва ли не важнейшую особенность развития советской психологии последних лет» [Общение и оптимизация... 1987. С. 30].
Описываемый подход к пониманию личности получил название интерсубъектного (в противовес традиционному интрасубъектному). Интерсубъектный подход «берет в качестве своего отправного пункта не самого по себе индивида, а его связь сдругими индивидами и усматривает в этой связи не нечто внешнее по отношению к его личности и жизнедеятельности, а ее внутреннюю смысловую ткань» [там же. С. 31].
3. Общение как коммуникативное воздействие.Оказание воздей-ствия на партнера или аудиторию традиционно рассматривается как одна из главных целей общения. Понятие коммуникативного воздействия сложилось в социальной психологии в традиции изучения массовой коммуникации как процесса убеждения и изначально связано с необихевиористскими представлениями об общении.
В межличностном диалогическом общении можно выделить два аспекта воздействий: воздействие как мотив, цель общения одного или обоих собеседников и воздействие как изменение вследствие общения, его реальные последствия. Межличностный диалог — это общение, центрированное на процессе, а не на результате. Его участники не имеют цели оказать воздействие друг на друга, уважают личностную свободу друг друга, но, тем не менее, (а точнее, именно поэтому!) это воздействие оказывают [Психология с человеческим лицом, 1997. С. 204]. Постановка цели воздействия в межличностном общении, согласно логике описываемой позиции, лишает его диалогичес-кой направленности и сводит на уровень монологического — авторитарного или манипулятивного — общения.
Манипулятивное общение рассматривается как один из видов психологического воздействия, осуществляемого, как правило, коммуникативными средствами. Манипулятивное коммуникативное воздействие предполагает искусное и скрытое «вкладывание» манипулятором собственных целей в сознание объекта манипуляции [Доценко, 1997]. Фактически манипулятивное воздействие означает скрытое управление жизнью другого человека. Проблема манипулятивного воздействия является одной из острых проблем в современной социальной жизни, поэтому изучение культурных, социальных, межличностных и внут-риличностных предпосылок, психологических механизмов и технологий воздействия, а также способов защиты от него становится крайне актуальной научной задачей [там же].
Особая проблема в социальной психологии — проблема воздействия во внутригрупповом общении, и, в частности, проблема воздействия в рамках социально-психологического тренинга [Петровская, 1989; Жуков, Петровская, Растянников, 1990], где основными механизмами воздействия принято считать самораскрытие, сопровождающееся конструктивной обратной связью. Изучение межличностной обратной связи как воздействующего сообщения является одним из направлений исследований, ведущихся в этом русле [Петровская, 1989; Соловьева, 1992].
4. Проблемы невербальной коммуникации. Сравнение вербальных сообщений с невербальными показывает, что последние отличают большая многозначность, ситуативностъ, синтетичность, спонтанность [Куницына и др., 2001].
Важной стороной проблемы конгруэнтного общения является соответствие вербального сообщения невербальному рисунку поведения человека. В случае расхождения вербальной и невербальной составляющих коммуникации, как показывают исследования, реципиент неосознанно реагирует именно на невербальную составляющую общения как заслуживающую доверия. Декодирование невербального сообщения носит характер психологической интерпретации, осуществляющейся в условиях многозначности невербального поведения и неочевидности его смысла. В качестве основных категорий интерпретации невербального поведения выделены следующие: действия, эмоциональные состояния, интеллектуально-волевые процессы, межличностные отношения, качества личности, социальные роли и статусы, а также формы обращения и взаимодействия Адекватность интерпретации невербального сообщения зависит от развитости способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения. Эта способность входит в круг социально-перцептивных способностей, которые занимают важное место в структуре социальных способностей личности [там же]. Таким образом, проблема интерпретации невербального сообщения оказывается связанной с проблемой личности в общении. Более того, изучение невербального общения выводит как на проблемы культуры и социума, поскольку оно культурно и социально обусловлено, так и на проблемы личности и индивидуальности, поскольку оно индивидуально. В этом смысле изучение невербальной коммуникации представляет собой область социальной психологии, в которой, как в фокусе линзы, собрались разные проблемы этой науки, поэтому проводимые здесь исследования крайне значимы для развития социальной психологии в целом.
|
|