Обратная связь
|
Структура, функции и динамика конфликта Структура конфликта(по Н.В.Гришиной и Л.А.Петровской): структурные характеристики представляют собой составные элементы конфликта. Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно. К структурным компонентам конфликта относятся: 1) стороны (участники) конфликта; 2) условия протекания конфликта; 3) предмет конфликта; 4) образы конфликтной ситуации; 5) возможные действия участников конфликта; 6) исход (результат) конфликта. Стороны (участники) конфликта: те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации, чья позиция прямо определяет динамику и характер конфликтного взаимодействия. Участниками, или сторонами, конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции государств и т.д.
Условия протекания конфликта: под условиями явления обычно понимают обстоятельства или факторы, определяющие его характеристики и возможность его возникновения и условия его протекания. Предмет конфликта: это то, что становится объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Предмет конфликта, как правило, связан с целями конфликтующих сторон (или, по меньшей мере, с целью одной из них). Образы конфликтной ситуации: образы, внутренние картины конфликтной ситуации порождаются и обусловливаются объективной реальностью. Однако отношения образов и реальности весьма сложны, и они допускают случаи се рьезного расхождения. Образы являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников. Возможные действия участников конфликта: образы конфликтной ситуации, которые имеются у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Исход конфликта: исход конфликта как структурный элемент представляет собой не столько результат, завершающую стадию развития конфликта, сколько идеальный образ этого результата, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия и, в конечном счете, определяющий его направленность.
Функции конфликтов:
Деструктивная функция конфликта (по Л.А. Петровской): негативное воздействие конфликта на оппонентов заключается в том, что он значительно ухудшает настроение, приводит к насилию и гибели людей, разрушает межличностные отношения, может ухудшать качество индивидуальной деятельности, способствует закреплению социальной пассивности личности. Деструктивное воздействие конфликта на социальное окружение проявляется в нарушении системы отношений, ухудшении социально-психологического климата, качества совместной деятельности, снижении сплоченности группы. Особенности развития: а) «экспансия» - расширение сферы (расширение кол-ва вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок); б) «эскалация» - углубление (наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера и пр.).
Конструктивная функция конфликта (по Л.А. Петровской): устранение противоречия в отношениях, более глубокое познание участниками конфликта друг друга, ослабление психической напряженности, способствование развитию личности, улучшение качества деятельности, повышение авторитета участника в случае его победы. Он активизирует социальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, актуализирует гуманистические ценности, может способствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др. Функции конфликта по М. Дойчу: конфликт имеет множество позитивных функций. Он предотвращает стагнацию, стимулирует интерес и любопытство, выступая в роли медиатора, с помощью которого артикулируются проблемы, находятся их решения, служит основой социальных и персональных изменений. Конфликт четко разделяет различные группы и этим способствует установлению групповой и персональной идентификации; внешний конфликт часто приводит к внутреннему сплочению.
Динамика конфликтов(по Л.А. Петровской): рассмотрение конфликта в динамике предполагает вычленение стадий конфликта: 1) возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации); 2) осознание ситуации как конфликтной; 3) переход к конфликтному поведению (или собственно конфликт); 4) разрешение конфликта.
Возникновение объективной конфликтной ситуации: в большинстве случаев конфликт порождается определенной объективной конфликтной ситуацией, которая какое-то время не осознается сторонами. Эту стадию можно назвать стадией потенциального конфликта, т.к. подлинным конфликтом он становится лишь после восприятия, осознания объективной ситуации ее участниками. Осознание объективной конфликтной ситуации: участники должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную, чтобы конфликт стал реальным. Именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение. Обычно понимание ситуации в качестве конфликтной является результатом осмысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений. Однако нередко конфликтность образов возникает в случае, когда объективная основа конфликта отсутствует. Переход к конфликтному поведению: конфликтное поведение можно определить как действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений и т.д. Необходимым условием, признаком конфликтного поведения является его осознание сторонами в качестве именно конфликтного. Разрешение конфликта: заключительная стадия эволюции конфликта. Разрешение конфликта возможно за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации и за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон.
Не следует понимать, что всякий конфликт непременно проходит каждую из перечисленных стадий.
ТИПОЛОГИИ КОНФЛИКТОВ. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
Понятие конфликта: проблемы с определением конфликта и объемом его понятия остаются в психологии нерешенными. В самом общем виде: социальный конфликт - наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Таким образом, конфликт рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.
Типологии конфликтов
Социальные конфликты исследуются целым рядом дисциплин, и в каждой из них существует множество различных типологий конфликта. Последнее справедливо и в отношении социальной психологии.
Изучая конфликт с самых различных точек зрения, исследователи могут выделять самые разные, существенные для их частных целей основания классификации и соответственно получать различные виды типологии. Поэтому любые попытки предлагать какую-либо единственную классификацию конфликта представляются заведомо неоправданными.
Традиционно выделяют внутриличностные, межличностные, межгрупповые и внутригрупповые конфликты. Обычно выделение видов конфликта основано на различении конфликтующих сторон (К. Боулдинг: конфликты между личностью и группой, личностью и организацией, между разными типами групп и тд). С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня конфликтов до конфликтов между государствами, нациями и т.д. А.Я. Анцупов и А.И. Шипиловпредлагают различать три основных типа конфликтов: социальные конфликты (межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями), внутриличностные конфликты и зооконфликты.
Таким образом к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона. Однако проблемное поле их исследования остается не вполне определенным: наряду с конфликтами, имеющими конкретных субъектов взаимодействия, классификации могут включать явления, не принадлежащие к конкретной социальной структуре, а также те, социальный характер которых нуждается в обосновании.
Типология конфликтов по М. Дойчу: 6 типов конфликтов:
1)Истинный конфликт. Это объективно существующий тип конфликта, воспринимаемый «правильно». Он не зависит от легко меняющихся условий среды.
2)Случайный конфликт. Существование конфликта зависит от некоего набора обстоятельств, не осознаваемого конфликтующими сторонами. Случайный конфликт не имеет места, если признается существование альтернативных ресурсов для удовлетворения нужд конфликтующих
3)Подмененный конфликт. При этом типе конфликта стороны спорят по «неверному» поводу.
4) Безатрибутивный конфликт. Здесь мы имеем дело с неподлинными участниками конфликта и, как результат, с неподлинным основанием конфликта.
5)Латентный конфликт. Такой конфликт, который должен возникнуть, но не возникает. Это может происходить оттого, что конфликт «подменен», подавлен, безатрибутивен или же не существует психологически.
6)Фальшивый конфликт. Имеется в виду возникновение конфликта, когда для этого отсутствуют объективные условия. Такой конфликт всегда предполагает неверное восприятие или неверное понимание.
Шесть типов конфликта, которые описаны выше, не являются взаимно исключающими!
М. Дойч делит конфликты на деструктивные и конструктивные: конфликт является деструктивным, если его участники неудовлетворены его исходом и чувствуют себя обделенными его результатами. Аналогично конфликт является конструктивным, если его участники довольны его исходом и полагают, что в результате него они получили пользу.
|
|