СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЕДИНОГО ПРОЦЕССА ДИФФЕРЕНЦИА-ЦИИ/ИДЕНТИФИКАЦИИ. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ. Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась в 60-е годы, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями.
Впервые детально понятие идентичности было представлено в работе Э. Эриксона «Детство и общество». Э. Эриксон понимал идентичность как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», что предполагает его динамику на протяжении всей жизни человека. Основной функцией данной личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова, идентичность имеет определенную «организующую» функцию в развитии личности — данное понятие является для Эриксона центральным при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального развития.
Понятие идентичности соотносимо для Эриксона прежде всего с понятием постоянного, непрекращающегося развития «Я». Наибольшее значение данный процесс имеет для периода отрочества, однако задача построения идентичности «никогда не может быть решена окончательно: «Я» не бывает полностью защищено от регрессивных тенденций, как и от событий, их вызывающих — скорби, неудач, ссор».
Эриксон определяет идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с 3 основными уровнями анализа человеческой природы:
- индивидный – идентичность результат осознания человеком собственной временной протяженности - представление о себе как некоторой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющего принадлежащее ему прошлое и устремленного в будущее.
- личностный - идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обусловливающее некоторую тождественность самому себе.
- идентичность - тот личностный конструкт, который, отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя - социальной идентичности.
Эриксон отмечает, что на каждой стадии развития у ребенка должно быть чувство, что его личная, персональная идентичность, отражающая индивидуальный путь в обобщении жизненного опыта, имеет и социальное значение, значима для данной культуры, является достаточно эффективным вариантом и групповой идентичности. Персональная и социальная идентичность выступают как некоторое единство, как две неразрывные грани одного процесса — процесса психосоциального развития ребенка.
Дальнейшее изучение процессов установления идентификации человека с группой проходило в рамках когнитивистски ориентированных концепций.
Исследования М. Шерифа: среди возможных следствий реального межгруппового конфликта - более полное осознание его участниками своей групповой принадлежности, которое, в свою очередь, повышало уровень их внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии.
Более детальную разработку социальной идентичности предложили А. Тэшфел и Дж. Тернер (теория самокатегоризации). Эти концепции также опираются на анализ когнитивных и эмоциональных процессов личности.
Все начинается с процесса социальной категоризации, или процесса распределения социальных событий и объектов по группам, необходим человеку для определенной систематизации своего социального опыта и одновременно для ориентации в своем социальном окружении.
Социальная категоризация - система ориентаций, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе. Данное понятие было введено А. Тэшфелом для определения своей концептуальной позиции при решении вопроса о противоречивости групповых и личностных начал в человеке.
Он рассматривал межгрупповые формы взаимодействия как некоторый континуум, на одном полюсе которого можно расположить варианты социального поведения индивидов, полностью обусловленные фактом их группового членства, а на другом такие формы социального взаимодействия, которые полностью определяются индивидуальными характеристиками участников.
Для объяснения возможных вариантов социального поведения личности в рамках данного континуума А. Тэшфел опирался на когнитивную схему: роль регулятора в этом выполняет Я-концепция, включающая в себя две подсистемы — персональнуюи социальную идентичность.
Согласно Тэшфелу, это равнозначные структуры, первая из которых представляет самоопределение человека в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт, а вторая — в терминах субъективной принадлежности к различным социальным категориям — полу, этносу, профессиональной группе и т.п.
Дж. Тернер в своей теории самокатегоризации отметил наличие реципрокной взаимозависимости между этими двумя подсистемами Я-концепции, а именно: актуализация личностного уровня идентичности подавляет социальный полюс самокатегоризации, снижая количество ролевых, стереотипных самопроявлений, и, наоборот, актуализация групповой идентичности тормозит установки и поведение, порождаемые личностным уровнем самокатегоризации, и ведет к деперсонализации(это какие- либо процессы отказа от индивидуальной стратегии поведения в пользу групповой). Можно говорить о прототипических (стереотипных или групповых) моделях поведения. Самокатегоризация, таким образом, продуцирует внутригрупповой фаворитизм, социальные стереотипы восприятия и нормативное поведение.
Прототип — это абстрактное обобщающее представление специфических стереотипных и нормативных характеристик, которые определяют групповую принадлежность как внутри (видимо, сравнение себя с другими членами группы), так и вне группового контекста.
Через самокатегоризацию индивиды могут использовать созданные групповые прототипы для соотнесения себя с ними, описания и оценивания себя и как следствие — поддержания благоприятной самооценки.
НО: говоря о прототипическом поведении личности как наиболее ярком выражении социальной идентичности, ни в коем случае не следует приписывать ему какой-либо оценочный характер.
Личностные и социальные компоненты являются частью одного целого — Я-концепции, и в этом смысле преобладание тех или иных из них не хорошо и не плохо; различие лишь в актуализации того или иного уровня абстрагирования при самокатегоризации.
Методологическая ценность этих концепций:
1. Они направлены против гуманистических теорий личности,
2. Связаны с утверждением необходимости и важности межгрупповых отношений наравне с межличностными.
Различия Тернера и Тешфела.
Тернер настаивает на уровневом строении Я-концепции: процесс самокатегоризации, результатом которого и является Я-концепция, может идти на трех иерархизированных уровнях:
· высшем, состоящем в категоризации себя как человеческого существа;
· среднем, состоящем в самокатегоризации как члена именно этой социальной группы (т.е. на уровне социальной идентичности);
· низшем, состоящем в личностной самокатегоризации (т.е. на уровне персональной идентичности).
НО: Обращая вслед за Тэшфелом свое основное внимание на средний уровень, Тернер определяет социальную идентичность как «общую сумму личностных идентификаций, которые являются специфическими социальными категориями, интернализованными в когнитивный компонент Я-концепции».
|