Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Схиигумен Сергий (Кошманов) (1880-1973)

 

Схиигумен Сергий (в миру Гавриил Николаевич Кош­манов) родился 26 марта 1880 г. в селе Алексеевка Корочанского уезда Курской губернии.

Родители его, Николай и Анна, были людьми право­славными, глубоко верующими. До военной службы жил он в своем родном селе, где окончил двухклассное образцовое училище, а потом занимался земледелием и плотничеством.

В 1901 г. Гавриил поступил на военную службу в гвардейский второй стрелковый батальон. В 1904 г. уволился с военной службы и жил в доме родителей.

11 октября 1908 г. Гавриил поступил в Валаамский монастырь, где проходил послушание в сапожной ма­стерской. 26 июня 1912 г. зачислен в послушники. Послушник Гавриил был звонарем, пономарем, чте­цом. 21 февраля 1914 г. его приняли в число братии Валаамского монастыря, совершив над ним монаше­ский постриг с именем Герман.

3 марта 1914 г. по прошению перемещен в Хренников монастырь Тамбовской епархии.14 января 1915 г. по прошению принят обратно в братство Валаамско­го монастыря. 11 июля 1923 г. рукоположен во иероди­акона. В послужном списке о. Германа архиепископ Выборгский Серафим отметил: «Личность иеродиако­на удостоверяю. ...Посвящен мною в сан иеродиакона. Он отличается ревностью о Православии, любовью к молитве, к послушанию, к монашеским подвигам и принадлежит к числу лучших иноков Валаамского монастыря. Достоин всякого внимания, сочувствия и покровительства».

22 октября 1926 г. иеродиакон Герман был уволен с Валаама за неприятие нового стиля. В 1927 г. он вы­ехал в Сербию. 4 августа того же года его рукоположил в сан иеромонаха митрополит Скопийский Варна­ва. В 1939 г. указом патриарха Варнавы о. Герман был переведен в г. Печь, в старую Сербскую Патриархию.



В 1938 г. по собственному прошению переведен иеро­монахом сначала в Темский женский монастырь, а за­тем в монастырь Сичево — до 1944 г. настоятелем, после — духовником обители.

В 1950 г. о. Герман прибыл в Болгарию и с июня 1951 г. стал ответственным за монастырские богослу­жения в Покровском девичьем монастыре в Княжево, предместье Софии.

Подвижник сразу стал участвовать почти во всех сферах жизни молодой обители, делясь своим богатым монастырским опытом и незаурядными хозяйствен­ными способностями. Он помогал сестрам советами и прежде всего трудами на огороде, пасеке, скотном дворе. У него всегда вызревал удивительный урожай на скудной каменистой горной земле. Заботился о. Гер­ман и о животных: зимой спасал только что рожден­ного монастырского теленка от стужи в своей келье. Ему удалось развести пчел, хотя местность для пчело­водства была неблагоприятная.

Более всего о. Герман любил богослужения, старался служить каждый день. Правило перед литургией, как и свое монашеское правило с тремя обязательными канонами, он очень часто прочитывал ночью, так как днем работал на огороде, на пасеке или же занимался в саду, прививая дикие деревья. С особым благогове­нием относился о. Герман к чтению канона на утрени, и если начинали читать сестры, он волновался и гово­рил: «А что тогда буду делать я?»

Иеромонах Герман очень любил рассказывать о сво­ем незабываемом Валааме, приводя примеры истинной монашеской жизни. Рассказывал он, как со словами

«За святое послушание» валаамские монахи, даже седые старцы, собирали траву из-под снега, когда од­нажды в конце зимы кончился корм для монастырской скотины. Припоминал и такой чудесный случай: как-то он должен был по делам своего послушания отправить­ся с другими монахами на далекий остров. Выйдя на берег, иноки увидели в дне лодки большую дыру. И они заметили это только после того, как благополучно до­плыли до острова, хранимые силою благословения!

В 1956 г. о. Герман вернулся на Родину и остановил­ся сначала в Харькове, а потом перебрался в село Пе- ресечное (в 20 км от Харькова), где поселился в ма­леньком домике с небольшим садом. Там до конца своих дней он сам келейно служил литургию два раза в неделю; и пока силы не изменили ему, вычитывал каждый день все богослужебное правило, положен­ное по уставу. Его знали, очень любили и уважали не только благочестивые люди из Харькова, но и верую­щие из других мест, которые приходили к нему на исповедь и за советами.

Когда в 1968 г. в Болгарской Церкви ввели новый стиль, только монастырь Покрова Пресвятой Бого­родицы не принял календарную реформу. Сестры мо­настыря со своим духовником архимандритом Пан­телеймоном (Старицким), бывшим в течение 30 лет келейником прав, архиепископа Серафима (Соболе­ва), остались верными своему идеалу — отеческому церковному календарю.

В эти трудные годы о. Герман, келейно пострижен­ный в схиму с именем Сергий, укреплял и поддержи­вал сестер обители письмами:

«Дорогие сестры! Я рад, что у вас все благополучно и что храните мои завещания и устав Валаамского мо­настыря, выработанный святыми отцами... Главные черты Валаама: труд, пост и неусыпаемая молитва...

Получив ваше письмо и прочитав его, перекрестил­ся и сказал: дай, Господи, терпение гонимым! Все это я переживал на своей спине... Мы были гонимы сво­им епископом, а после игуменом, у нас проводили новый стиль два раза... брожение увеличивалось, пра­вославный народ указывал — всё как на Валааме. Епи­скоп, видя, что ошибся, хотел стиль старый вернуть, приехал на Валаам, стал допрашивать братию, все ли желают старый стиль. Все единодушно кричали: “Все”, а двое сказали: “Кровью подпишем”. Но игумен испу­гался и перешел на новый стиль, а нас всех на допрос и передал суду человек до 200... Брожение все увели­чивалось, они выгнали 50 человек... Мой совет вам — храните веру, а все остальное Богом приложится, и будьте единодушны, чтобы не оказалось Иуды-пре­дателя. Любящих Бога Господь никогда не оставляет. Писал я об этом о. Никандру. Он написал пись­мо и прислал карточку их монастыря, которую по­сылаю вам, а вы сами усматривайте, но знайте, что брожение будет все более увеличиваться».

5 марта 1970 г. подвижник писал сестрам Покров­ского монастыря: «Теперь же в России тоже идет подготовка к новому стилю, но в России он едва ли пройдет, народ сильно против нового стиля... Мы... были запрещены к служению, с нас сняли мантии и клобуки, а в Сербской Патриархии не обратили на это никакого внимания. У нас на Валааме был старец отец Онуфрий, который за несколько лет предска­зал об этой буре, многим давал колпаки и подрясни­ки и утешал, говорил, что, когда будете под запреще­нием, не унывайте... Мы писали во все стороны, все были сторонники наши, все не советовали переходить на новый стиль. Новый стиль ничего не давал, кроме раздора... Царство Божие и мир Божий в сердцах наших, а раз нет в сердце мира Христова, то там ад и волнение...»

Схиигумен Сергий призывал как можно чаще прибе­гать к заступничеству Богородицы: «Молитесь Бо­жией Матери и возьмите себе за правило читать “Бого­родице Дево, радуйся” по несколько раз, и Она вас не оставит...»

За два года до своей кончины подвижник писал сво­им духовным чадам: «...я догораю, но на все воля Божия. Хотелось бы узнать судьбу вашу... Я, возмож­но, скоро отыду к своим предкам, не забывайте, егда молитесь».

Скончался схиигумен Сергий 7/20 января 1973 г., в день Собора Крестителя Господня Иоанна Предтечи. По поводу его кончины Н.М. Дылевский, профессор Софийского университета, хорошо знавший схиигу- мена Сергия, писал игумении Покровского монасты­ря 23 января 1973 г.:

«Дорогая матушка Серафима! Неожиданная весть о кончине приснопамятного схиигумена Сергия — добрейшего о. Германа — весьма меня огорчила и удручила... Уходят от нас последние достойные представители старого русского монашества, носи­тели его лучших традиций, связанных с историческим прошлым Русской земли. Отодвигается в небытие и овеянный легендами старины знаменитый Валаам, завещавший вашей обители, при посредстве отца Гер­мана, частицу своих песнопений и уставных обычаев, хранителем которых вы являетесь! Сие весьма про­мыслительно!.. Отец Герман ушел, но оставил свои добрые дела и светлую о себе память у всех его знав­ших. Да будет ему легка земля отечества, верным и пре­данным сыном которого он всегда себя чувство­вал!»

 

БЕРЕГИ КАЖДЫЙ ЧАС...






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.