Обратная связь
|
Схиигумен Сергий (Кошманов) (1880-1973)
Схиигумен Сергий (в миру Гавриил Николаевич Кошманов) родился 26 марта 1880 г. в селе Алексеевка Корочанского уезда Курской губернии.
Родители его, Николай и Анна, были людьми православными, глубоко верующими. До военной службы жил он в своем родном селе, где окончил двухклассное образцовое училище, а потом занимался земледелием и плотничеством.
В 1901 г. Гавриил поступил на военную службу в гвардейский второй стрелковый батальон. В 1904 г. уволился с военной службы и жил в доме родителей.
11 октября 1908 г. Гавриил поступил в Валаамский монастырь, где проходил послушание в сапожной мастерской. 26 июня 1912 г. зачислен в послушники. Послушник Гавриил был звонарем, пономарем, чтецом. 21 февраля 1914 г. его приняли в число братии Валаамского монастыря, совершив над ним монашеский постриг с именем Герман.
3 марта 1914 г. по прошению перемещен в Хренников монастырь Тамбовской епархии.14 января 1915 г. по прошению принят обратно в братство Валаамского монастыря. 11 июля 1923 г. рукоположен во иеродиакона. В послужном списке о. Германа архиепископ Выборгский Серафим отметил: «Личность иеродиакона удостоверяю. ...Посвящен мною в сан иеродиакона. Он отличается ревностью о Православии, любовью к молитве, к послушанию, к монашеским подвигам и принадлежит к числу лучших иноков Валаамского монастыря. Достоин всякого внимания, сочувствия и покровительства».
22 октября 1926 г. иеродиакон Герман был уволен с Валаама за неприятие нового стиля. В 1927 г. он выехал в Сербию. 4 августа того же года его рукоположил в сан иеромонаха митрополит Скопийский Варнава. В 1939 г. указом патриарха Варнавы о. Герман был переведен в г. Печь, в старую Сербскую Патриархию.
В 1938 г. по собственному прошению переведен иеромонахом сначала в Темский женский монастырь, а затем в монастырь Сичево — до 1944 г. настоятелем, после — духовником обители.
В 1950 г. о. Герман прибыл в Болгарию и с июня 1951 г. стал ответственным за монастырские богослужения в Покровском девичьем монастыре в Княжево, предместье Софии.
Подвижник сразу стал участвовать почти во всех сферах жизни молодой обители, делясь своим богатым монастырским опытом и незаурядными хозяйственными способностями. Он помогал сестрам советами и прежде всего трудами на огороде, пасеке, скотном дворе. У него всегда вызревал удивительный урожай на скудной каменистой горной земле. Заботился о. Герман и о животных: зимой спасал только что рожденного монастырского теленка от стужи в своей келье. Ему удалось развести пчел, хотя местность для пчеловодства была неблагоприятная.
Более всего о. Герман любил богослужения, старался служить каждый день. Правило перед литургией, как и свое монашеское правило с тремя обязательными канонами, он очень часто прочитывал ночью, так как днем работал на огороде, на пасеке или же занимался в саду, прививая дикие деревья. С особым благоговением относился о. Герман к чтению канона на утрени, и если начинали читать сестры, он волновался и говорил: «А что тогда буду делать я?»
Иеромонах Герман очень любил рассказывать о своем незабываемом Валааме, приводя примеры истинной монашеской жизни. Рассказывал он, как со словами
«За святое послушание» валаамские монахи, даже седые старцы, собирали траву из-под снега, когда однажды в конце зимы кончился корм для монастырской скотины. Припоминал и такой чудесный случай: как-то он должен был по делам своего послушания отправиться с другими монахами на далекий остров. Выйдя на берег, иноки увидели в дне лодки большую дыру. И они заметили это только после того, как благополучно доплыли до острова, хранимые силою благословения!
В 1956 г. о. Герман вернулся на Родину и остановился сначала в Харькове, а потом перебрался в село Пе- ресечное (в 20 км от Харькова), где поселился в маленьком домике с небольшим садом. Там до конца своих дней он сам келейно служил литургию два раза в неделю; и пока силы не изменили ему, вычитывал каждый день все богослужебное правило, положенное по уставу. Его знали, очень любили и уважали не только благочестивые люди из Харькова, но и верующие из других мест, которые приходили к нему на исповедь и за советами.
Когда в 1968 г. в Болгарской Церкви ввели новый стиль, только монастырь Покрова Пресвятой Богородицы не принял календарную реформу. Сестры монастыря со своим духовником архимандритом Пантелеймоном (Старицким), бывшим в течение 30 лет келейником прав, архиепископа Серафима (Соболева), остались верными своему идеалу — отеческому церковному календарю.
В эти трудные годы о. Герман, келейно постриженный в схиму с именем Сергий, укреплял и поддерживал сестер обители письмами:
«Дорогие сестры! Я рад, что у вас все благополучно и что храните мои завещания и устав Валаамского монастыря, выработанный святыми отцами... Главные черты Валаама: труд, пост и неусыпаемая молитва...
Получив ваше письмо и прочитав его, перекрестился и сказал: дай, Господи, терпение гонимым! Все это я переживал на своей спине... Мы были гонимы своим епископом, а после игуменом, у нас проводили новый стиль два раза... брожение увеличивалось, православный народ указывал — всё как на Валааме. Епископ, видя, что ошибся, хотел стиль старый вернуть, приехал на Валаам, стал допрашивать братию, все ли желают старый стиль. Все единодушно кричали: “Все”, а двое сказали: “Кровью подпишем”. Но игумен испугался и перешел на новый стиль, а нас всех на допрос и передал суду человек до 200... Брожение все увеличивалось, они выгнали 50 человек... Мой совет вам — храните веру, а все остальное Богом приложится, и будьте единодушны, чтобы не оказалось Иуды-предателя. Любящих Бога Господь никогда не оставляет. Писал я об этом о. Никандру. Он написал письмо и прислал карточку их монастыря, которую посылаю вам, а вы сами усматривайте, но знайте, что брожение будет все более увеличиваться».
5 марта 1970 г. подвижник писал сестрам Покровского монастыря: «Теперь же в России тоже идет подготовка к новому стилю, но в России он едва ли пройдет, народ сильно против нового стиля... Мы... были запрещены к служению, с нас сняли мантии и клобуки, а в Сербской Патриархии не обратили на это никакого внимания. У нас на Валааме был старец отец Онуфрий, который за несколько лет предсказал об этой буре, многим давал колпаки и подрясники и утешал, говорил, что, когда будете под запрещением, не унывайте... Мы писали во все стороны, все были сторонники наши, все не советовали переходить на новый стиль. Новый стиль ничего не давал, кроме раздора... Царство Божие и мир Божий в сердцах наших, а раз нет в сердце мира Христова, то там ад и волнение...»
Схиигумен Сергий призывал как можно чаще прибегать к заступничеству Богородицы: «Молитесь Божией Матери и возьмите себе за правило читать “Богородице Дево, радуйся” по несколько раз, и Она вас не оставит...»
За два года до своей кончины подвижник писал своим духовным чадам: «...я догораю, но на все воля Божия. Хотелось бы узнать судьбу вашу... Я, возможно, скоро отыду к своим предкам, не забывайте, егда молитесь».
Скончался схиигумен Сергий 7/20 января 1973 г., в день Собора Крестителя Господня Иоанна Предтечи. По поводу его кончины Н.М. Дылевский, профессор Софийского университета, хорошо знавший схиигу- мена Сергия, писал игумении Покровского монастыря 23 января 1973 г.:
«Дорогая матушка Серафима! Неожиданная весть о кончине приснопамятного схиигумена Сергия — добрейшего о. Германа — весьма меня огорчила и удручила... Уходят от нас последние достойные представители старого русского монашества, носители его лучших традиций, связанных с историческим прошлым Русской земли. Отодвигается в небытие и овеянный легендами старины знаменитый Валаам, завещавший вашей обители, при посредстве отца Германа, частицу своих песнопений и уставных обычаев, хранителем которых вы являетесь! Сие весьма промыслительно!.. Отец Герман ушел, но оставил свои добрые дела и светлую о себе память у всех его знавших. Да будет ему легка земля отечества, верным и преданным сыном которого он всегда себя чувствовал!»
БЕРЕГИ КАЖДЫЙ ЧАС...
|
|