Обратная связь
|
Всю твою надежду возложи на Господа
Ни о чем же временном, устроилось ли оно по твоему желанию или не устроилось, не слишком печалься, но во всем положись на волю Божию. Произошло ли это или по небрежности, или по лености других, на них не злобься, если тебе и приходится через сие поскорбеть. Смотри на происшедшее оком веры, усматривая в этом Промысл Божий. Если бы даже тебе пришлось пострадать, и тут вверь себя Божиему Промыслу, а через кого придется нести крест скорби, признай только как орудия Промысла Божия. Через них или других ты должен испытать чашу судеб Божиих, и поэтому, нимало ни смущаясь, не колеблясь, обвиняй только себя, как погрешившего и неисправного, взывая со св. Иоанном Златоустом: «За все слава Богу!» Благодарение Господу, так обо мне благоволившему. По св. Исааку Сирину: «Верующий Божию Промыслу, если бы даже небо столкнулось с землею, не убоится, не устрашится». [9 мая 1910 г.]
Не оставляй молитвы
Когда св. пророк Даниил узнал о постановлении вельмож Вавилонских, утвержденным самим царем Дарием: Если кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров (Дан. 6, 7), вошел в свой дом, и в горнице, обращенной окнами к святому граду Иерусалиму, трижды усердно преклонил колена, молясь Господу. Подражай примеру этого великодушного праведника. Когда враг разными помыслами страха, сомнения, малодушия боязни потревожит, смутит, оскорбит твою душу, представляя малую соринку большою горою, лишая тебя упования и надежды на Божий, спасающий тебя Промысл, несмотря на его льстивые козни, смиренно берись за оружие спасительной молитвы, взывая с верою: «Боже в помощь мою вонми, Господи, помощи мне потщися», и будь уверен: как Господь избавил пророка Даниила от львов, так и тебя десница Его сохранит от всякой злобы бесовской и человеческой, «ибо Он благ, ибо в век милость Его». [10 мая 1910 г.]
Все доброе совершается Господом
Кто-то из святых отцов сказал: «Если на что-нибудь не будет благословения и благоволения Божия, то оно не состоится, не будет совершено, не примет благого конца». Истинно, человек своим разумом, надеждою на свой разум, на свои силы и способности не может совершать истинно полезного, доброго дела. Оно только может совершаться помощью Божией, смиренным мудрованием о себе, что сам собою без помощи Божией десницы я не могу ни в чем возыметь успеха. По слову Спасителя: Без мене не можете творити ничесоже (Ин. 15,5) и пророка Давида: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий (Пс. 126, 1). Посему с полною верою и надеждою на Промысл Божий всегда во всем нужно с смиренною молитвою прибегать к Господу: «Господи! Управляя весь мир, всю тварь в преподобии и правде, управи и наши дела к доброму и полезному концу, чтобы прославлялось Твое великое и святое имя». Аминь. «Господи! Дел рук моих поспеши, и дела рук наших исправи». [12 мая 1910 г.]
Молитва самоукорения
Даруй, Господи, терпение, незлобие, еже бы ни на что и ни на кого не гневаться, но благодушно переносить всякую противность, всякую злобу, всякую неблагодарность от всякого человека, обвиняя себя, что сам многими грехами оскорбил Господа, не сохранил Его заповедей, не восчувствовал великих Его милостей и остался неблагодарным. Но Господь не оставляет меня своею милостью, сохраняет, утешает и не погубляет меня за мои беззакония. Слава, Господи, многому Твоему милосердию и долготерпению! Что воздам Тебе, милостивый и благий Владыка! Приношу Тебе благодарение: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, за молитвы Пречистой Твоей Матери и Всех святых прости моя согрешения и даруй скончать живот мой в мире и в покаянии». [14 мая 1910 г.]
Божие милосердие к кающимся
«О чудесе! Иже Херувимы носимый, блуднице жене беседоваше... хотя привлещи сию воистинну, уловляемую от супостата врага, и напоити ю водою живою, палимую в безместиих люте; яко един Благоутробный и Человеколюбец» (стихира на Господи воззвах, глас 4, в неделю 5-ю по Пасхе о самаряныне). Смотри, брат, Божие снисхождение и человеколюбие! Господь не гнушается блудницею, по выражению Церкви, падшею (разжигаемою) в безместих (в делах постыдных) люте (чрезмерно). И ты, если, подвергнувшись греховным падениям, омрачил в себе Божий образ, осквернив себя грехопадениями, не отчаивайся! Хотя враг уловил тебя в свои многочисленные сети, прибеги к покаянию, в сокрушении и смирении души припади ко Господу, и как Господь самаряныню соделал святою мученицею за святую веру, и тебя Господь, как бы ни глубоко ты пал, соде- лает чадом Своей благодати, приняв твое сокрушенное покаяние, ибо несть греха, побеждающего Божие милосердие. [16 мая 1910 г.]
Учись терпению и смирению
Если что делается неприятное тебе, не согласное с твоею волею, наносится тебе скорбь от кого-либо, пользующегося твоею помощью, прими все это как посланное от руки Божией, доброе о тебе промышляющей, а людей, наносящих скорбь, считай только орудиями Промысла, которыми испытывается душа твоя, насколько она преуспела в терпении и незлобии, что ими (людьми) обнаруживаются твои сердечные движения, приводимые в смущение от противных случаев. Считай это лучшей школой, образующей твое невежество и неведение в прохождении пути добродетели, показующей, как далек ты от истинного смирения и рассуждения и что без помощи Божией ты не можешь потерпеть малейших приражений чего-либо. Смирись и проси у Господа все понести благодушно и терпеливо, считая себя достойным многим скорбям за то, что грехами прогневал Господа. [18 мая 1910 г.]
Надежда на Господа не постыжает
На Тя, Господи, уповах, да не постыжу ея в век (Пс. 70,1). Пророк, имея твердую надежду в помощи Божией, почивая спокойно под охраною Его Промысла как за крепкой каменной скалою, благодерзновенно говорит: Не постыжуся в век. И ты, брат, что бы тебя скорбное ни окружало, какая бы опасность тебе ни предстояла, утвержденный в надежде на охраняющий тебя Божий благой Промысл, ничто же и никого же не убойся, какие бы тонко сплетенные козни пред тобой ни представлялись от хитрости и лукавства вражия. Не могут они повредить тебе, отклоняемые Тем, Который, по пророку, запинаям премудрым в коварстве их (1 Кор. 3,19), Которым вся хитрость, ложь, политика склоняется в прах пред правдою и простотою, сознающею в смиренном мудровании свою немощь и только в помощи Божией полагающей свою надежду. [19 мая 1910 г.]
Господь — просвещение мое
Иисус Христос, невечернее Солнце, просвещает очи слепорожденного. Об этом так выразился исцеленный пред книжниками: от века несть слышано, яко кто отверзе они слепу рождену (Ин. 9, 32). Это дело Того, Кто дал бытие всей твари, Который «просвещает всякого человека, грядущего в мир». Христе Иисусе, просвещение ума моего, просвети мои очи сердечные ко спасению. Твоими спасительными заповедями настави мя на истину Твою. Иисусе, «бисере честный», осияй меня Твоею Божественною благодатью, всякий мрак моей слепоты и неведения озари светом Твоего боговедения, даруй истинное рассуждение и познание, что спасительно душе моей. Без Тебя, без Твоего вразумления и просвещения я слеп, неразумен и грешен. Ты, Сладчайший Иисусе Христе, Солнце невечернее, просвети очи мои душевные к зрению судеб Твоих. [24 мая 1910 г. Неделя слепого]
Просвещение мое — Господь
Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся (Пс. 26, 1). Ты со своим разумом, довольно близоруким, недалеко видишь. Часто ты заблуждаешься, не усматривая истины, Божия света и разума, ты ищешь прямого пути к Богу, ко спасению и не находишь. Трудно идти путем не освещенным, закрытым плотною мрачною мглою, на этом пути скоро можно упасть и разбиться! Кто же укажет прямой путь ко спасению? С верою, со смирением взывай ко Господу: «Иисусе, просвещение ума моего, настави меня, блуждающего во тьме, на истину Твою». «Бисере честный! Освяти меня», — воззовем со Святою Церковью в надежде на Твою благодатную помощь. «Во свете Твоем узрим свет!» А без Тебя, Твоего благодатного озарения тьма греховная омрачает души наши, на Тебя же уповая, никого не убоимся и не устрашимся. [25 мая 1910 г.]
Сострадай к согрешающим
Трости сокрушенны не преломит и лена внемшася [курящегося] не угасит (Мф. 12,20), и научитеся отМене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11,29). Вот пример, достойный подражания пастырю и наставнику — старцу: приходящего к тебе брата, надломленного грехом, опаляемого страстью, измученного тиранством во всю жизнь, лестью греховною, не отгони его от себя твоею хладностью к чужому горю, нечувственностью впадшего в духовный плен, но приими его любезно, как отец принял блудного в свои объятья. Перевяжи его греховные гнойные раны платами любви и сострадания, возложи на его загноившиеся струпы пластырь ободрения и надежды на силу всеспасительного покаяния, на любовь Христову, прощающую истинно кающихся. Проплачь о нем, чтобы Господь очистил его от греха безнадежия и отчаяния. Да уподобимся Псалмопевцу, рекшему: Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой (Пс. 118,53), и за это отверзется и тебе источник милости Божией. Господи, помоги осуществить это делом. [31 мая 1910 г.]
Смиренный ищет совета
«... скажите также, что мы, старые люди, не стыдимся советоваться с младшими, тем паче не грех младшим советоваться со старшими в делах, в которых еще нет опытности» (из письма митрополита Московского Филарета к архиепископу Тверскому Алексию, 1851 г.). Этими словами Святитель преподает урок смирения и предостережения от гордого о себе мнения. При этом вспоминается, как говорили об игумене Дамаскине, что пользовался словами пойги [мальчика-карела], и как преподобный Пахомий на слово молодого послушника: «Авва! Не так плетешь корзину», — отвечал: «Покажи, как надо, чадо мое». Не надейся на свой разум, советуйся с более опытными, вопрошай других с сознанием смирения и неведения, с верою. Даже невеждам Господь открывает (за веру и смирение вопрошаемых) дать ответ полезный и спасительный. Невопрошение обнаруживает гордого: «сам знаю и понимаю», тут далеко смирение, а гордость и тщеславие, кичащееся своею мнимою мудростью. [1 июня 1910 г.]
|
|