Обратная связь
|
Юный, блюди, как опасно ходишь
Бойся греха, да не умертвит тебя! Берегись и от малых грехов (вино — причина), да не впадешь в большие грехи. Смотри, как малая искра, не погашенная вовремя, производит большой пожар, сжигает целые села, города. Разодранная одежда, не починенная, вся разрывается. Крыша не поправленная весь дом приводит к гниению. Так и грех по нерадению, по бесстрашию Божию допущенный, разрушает весь дом добродетелей. Хотя сила святого покаяния восстановляет падшего, но сколько придется понести душевной тревоги, упреков совести, страданий, не дни, но целые годы. Как блажен, счастлив человек, который хранит себя в непорочности, душа его всегда в мире и спокойствии. Зная это, попечемся, братия, о себе, будем блюсти себя от всякого греха, ограждаясь страхом Божиим. [16 июля 1910 г.
Вражья злоба
Бесовская злоба не дает мирно успокоиться сном безмятежным, но, как разбойник, нагло нападает, смущая и обольщая душу блудными и нечистыми мечтаниями
и желаниями, но и днем всегда нужно трезвится и стоять на страже. Здесь бывает видимая брань от людей противных, наводящих на душу скорбь словами язвительными, укоризненными, подвигающими к гневу. Нужно молиться и терпеть, смиренно прося Господа даровать смирение, кротость, великодушие и сознание своей немощи. [18 июля 1910 г.]
Искание чести первенства, зависть к другим имеющим преимущества, подвигает таких желателей к поношению, к злословию на тех, кто сие имеет или через кого сие получается. Язык их, как бритва изощренна! Избави, Господи, от человек некоторых и бесов, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи! Избави мя от всякого искушения. Господи! Не введи мене в напасть. [1910 г.]
Божия сила и наша немощь
Святой Божий пророк молитвою небеса затворил, дождь с небес свел, сына вдовицы воскресил, студныя пророки заклал, огнь с небес на жертву свел, на небеса вознесся, но убоялся злобы Иезавели, грозящей смертью, убежал в пустыню, дав место гневу. Что это? После таких дивных дел, совершенных благодатью Божией, пророк убоялся жены злобной? Не для того ли, чтобы не подумал о себе высоко, что страх слабой жены привел в страх, что без Божией помощи и не мог ничего сделать. Из этого научимся не надеяться на свою силу, премудрость, но во всем надеяться на Бога и глубоко смиряться, сознавая, что если Бог не поможет, то не можем совершать великого и славного, но даже от единой тени страха убоимся и вострепещем. [20 июля 1910 г.]
Господь — мое просвещение
Увидевши или наслышавшись о многом, упразднившись помыслами о прошедшем, настоящем, будущем, в смущении, малодушии, страхе, душа лишается мира, покоя и тишины. Эта душевная мгла тревоги обременяет ее, огорчает. С верою в Промысл Божий, в Его Святую волю, не нужно беспокоиться от этого мысленного сора, закрывающего горизонт душевной чистоты, но молитвою, растворенною смирением, с сознанием своей немощи взывать ко Господу: «Иисусе, просвещение ума моего; Иисусе, солнце правды, освяти мя; Иисусе, бисере честный, осияй мя, без Тебя, невечернего Света, мрак греховных помыслов омрачает мою душу. Просвети очи мои, да не когда усну в смерть, да не речет враг мой: “укрепихся на него”». Ты, Иисусе Сладчайший, мое просвещение, утешение и радость. [20 июля 1910 г.]
Утверждайтесь в правой вере
Один брат, в память преподобного Серафима Саровского читая его житие, передавал, как один раскольник совопросничал о вере с преподобным Серафимом, на что преподобный ему сказал: «Мы, плавая в великом корабле Православной веры, с трудом достигаем спасения, а вы, плавая на малой ладье своего суемудрия, как можете надеяться доплыть до вечного спасения?»
В пространном катехизисе, составленном Высокопреосвященным митрополитом Московским Филаретом, мы читаем эту истину: «Как спасшиеся от всемирного потопа обрели спасение только в ковчеге, так обретающие истинное спасение обретают оное только в единой кафолической Церкви». Даруй, Господи, всем нам, рожденным в православной вере, пребыть твердо и непреткновенно в ней до последнего нашего издыхания. [20 июля 1910 г.]
Утешение монаха о Христе Иисусе
«Иисусе претихий, монахов радосте» (слова из акафиста Иисусу Сладчайшему). Брат, оставивший мир и вся яже в мире, не возвращайся назад, подобно жене Лотовой, забудь котлы египетские — мирские пристрастия, все, что льстило тебе там. Все, чем, забывши Бога, занимался там, делами греховными, попирая заповеди Божии. Здесь, в этой тихой пустыни, давши обеты совершать заповеди Христовы, ищи утешения в Едином Господе Иисусе Христе, к Нему в молитве воссылай вопль твоей души и в Нем ищи утешения и разрешения всех твоих скорбей, сомнений и запросов духа. Он — сладчайшая отрада твоя. Он — мир обуреваемой мраком скорбей души твоей. Ищи у Него Единого просвещение в Божественном слове, ибо Он — «мудрость недомыслимая». Ищи в Нем, как в крепком оплоте, подкрепления, ибо Он — «Царь, премогая всех крепости». Спеши под крыло Его от бури греха, ибо в Иисусе пресладком да будет радость твоя и утешение. [22 июля 1910 г.]
Упование наше Господь
Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело (Пс. 45,1). Верующая в Промысл Божий душа! Крепко-накрепко положи твое упование и надежду в Едином Господе. Он прибежище твое, Он сила и помощь твоя во всякой скорби твоей, угнетающей и огорчающей тебя своею чрезмерною тягостью. Прилепись к Нему теплою верою, воззови к Нему сердечною любовью: «Боже мой, Отче щедрот и всякого утешения, Сыне Единородный, искупивший меня честною Твоею кровию, помоги мне, утеши меня, будь мне утешением, радованием и упованием во вся дни живота моего, не остави меня во исходе моем и сохрани меня во вся дни века, ибо Ты Царь мой Создатель и Господь, в Тебе вся моя надежда, радость, утешение и спасение. [23 июля 1910 г.]
Беги от греха, как от змия
Скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое (Рим. 2,9). Бедный грешник, любящий грех! Оставь его, покайся в нем. Нет в нем мира и радости. От него душа смущается, печалится, страдает, беспокоится, унывает. Беги от него, как от змея, да не ужалит тебя на смерть своим смертоносным ядом. Он отделяет от тебя Бога, источника радости и мира; он приводит тебя в уныние и скорбь. Не дружись с ним, дружба с ним причиняет смерть, удаляет от Бога, из сына Божией благодати делает тебя сыном геенны. Плачь, взывай смиренно ко Господу: «Сыне Божий! Возьми от меня бремя тяжкое, греховное и даруй мне слезы умиления, да, оплакав его здесь, мирно переселюсь в жизнь будущую». [23 июля 1910 г.]
Радуйся о Господе
Душа чувствует себя одинокою, лишенною утешения, мира и радости, кто и что ее утешит, возвеселит, успокоит? Пророк говорит: Ты если прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедшихмя (Пс. 31,7). Господи Боже! Надежда моя, сладкое мое утешение, радование и спасение, возвесели духовною радостью унывающую скорбную душу мою, пролей сладкий поток утешения в печальную душу мою, даруй мне благодать радоваться и веселиться о Тебе, Боге Спасе моем, возглашая с пророком: «да возрадуется душа моя о Господе» и «почто прискорбна еси душе моя, и почто смущаеши мя?» Уповай на Бога! Облекись в надежду, как в крепкую броню, ожидая с терпением милости Божией. Смотри: море, колеблемое силою ветра, утихает; после сырой мрачной погоды снова блистает солнце и природа как бы снова оживляется и радуется, и твои скорби милостью Христовою пройдут, успокоятся, и душа твоя снова обновится и возрадуется о Господе. Итак, не скорби, но благодушествуй о Господе. [24 июля 1910 г.]
Берегись и малого греха
«Сперва не важными грехами, как извилистый ручеек, впадаешь ты в сердце; потом открываешь себе пошире дорогу; потом уже входишь большою и мутною рекою и, наконец, как океан или бездна поглощаешь меня своею пастью» (из творений св. Григория Богослова). Берегись, брат, и малых грехов. Увлекшись ими, оставя хранение себя, живя неосторожно, неосмотрительно, прельстившись малою сладостью, будешь понуждаем к большей, дойдешь до больших грехов. Поправ совесть, благословение, страх, как сильным напором воды низринешься в бездну порока, от которого весьма трудно возвращаться к добродетели. Итак, будь весьма внимателен к себе и осторожен, помни: малая искорка, не потушенная, сжигает целый город. Так и малый грех, допущенный без страха, превращается в страшного льва, поражая насмерть душу. [26 июля 1910 г.]
Молись Царице Небесной
Божия Мати! Утешительница скорбящих, унывающих Радосте, Отрадо печальных, малодушных крепкое благодушие! Утеши печальную скорбную мою душу, с верою к Тебе прибегающую, разгони тучу печали, омрачающую душу мою, просвети меня светом Твоей спасительной благодати, даруй мне в Тебе обретать всегда крепкую Помощницу, сладкое утешение, мир и покой. Ты всякой скорбящей душе, с верою и любовью Тебя, как державную Помощницу, призывающей всегда, поможешь утешить и успокоить, ничто же невозможно ходатайству Твоему, безневестная Мати. Взбранная Воевода, всему миру Предстательница и Прибежище, помоги мне, от малейших прилогов скорбных смущаемому и малодушествующему, ибо я к Тебе с верою, любовью и надеждой всегда прибегаю. [26 июля 1910 г.]
|
|