Обратная связь
|
В Господе полагай все упование
Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). При всякой скорби, немощи, печали, недоумении крепко возлагай всю надежду на Господа, отложивши всякий бесовский помысел уныния, огорчающий твою душу. Будь твердо убежден, что Божий Промысл, хранящий весь мир — от крепких вековых дубов до цветущего крина сельного [полевого], — хранящий малую птицу, ценимую единым асарием [мелкою монетою], сохранит и тебя от всякого зла и устроит все о тебе спасительное и полезное. Только отложи свою самонадеянность, надежду на свои силы и свой разум, и, несомненно, помощь Божия, по твоей вере и смирению, устроит все о тебе полезное и благое, если бы даже препятствия и преграды казались тебе, как горы недосягаемые, высящиеся до облак небесных. [27 июля 1910 г.]
Молитвами святого великомученика Пантелеймона помоги мне, Господи!
Божия Матерь — тихое пристанище
«Радуйся, пристанище житейских плаваний» (акафист Пресвятой Богородице). Многие, плавая в водах житейского волнуемого бурею моря, подвергаются потоплению и погибели. Кто их, бедных, избавит от этой горькой опасности, кто проведет их безопасно до тихого пристанища? По свидетельству Церкви и как выражено в словах акафиста Пресвятой Богородице, это пристанище от бурь житейских есть Пресвятая Богородица! Прибегнем к Ней, к этому тихому пристанищу, Владычице, и будем умолять Ее милосердие. О благая Мати! Печальница наша, утешение и спасение, проведи нас невредимо чрез исполненное бед и искушений волнующееся бурею море житейское, не дай нам погрязнуть в его глубокой пучине, избавь от смертного в нем потопления, не только здесь, на земле, но проведи безопасно от князей воздушных души наши, свободные от оклеветания демонского, и Сподоби достигнуть безбедно до небесного небурного пристанища Твоими святыми молитвами, Прене- порочная Дева и Мати. [28 июля 1910 г.]
Спеши в объятия спасительного покаяния
Был у отца игумена [Маврикия], просил его о содействии в описании библиотеки. Отец игумен любезно угостил чаем, обещался содействовать в этом деле, между прочим говорил: «Святая Церковь в лице своих духоносных писателей, как святого Андрея Критского, написавшего покаянный канон, оставила своим чадам на многие времена, на многие роды свои боговдохновенные песнопения для назидания верующих душ». Мысль отца игумена о духоносном поэте, воспевшем покаянную мысль на всем пространстве Святой Библии, не приглашает ли нас к спасительному прохождению святого покаяния, которым многие падшие и отверженные соделались чадами спасительного покаяния, которое Божиим милосердием, за молитвы отца игумена, да сопровождает нас до последнего нашего издыхания. [28 июля 1910 г.]
Юный, береги себя, как зеницу ока
Человек, яко трава, дние его, яко цвет селный [полевой], тако отцветет (Пс. 102,15). Отрок, юноша, полный жизни, цветет как пышная роза. Крепкий силами, бодрый духом скачет, как молодое жребя, и жизнь представляется ему чудным раем, одним блаженством. Но долго ли цветет ароматный, прекрасный цветочек? Очень немного, какие-нибудь недели, потом засыхает, прелестные его лепестки опадают, сгнивают, разносятся ветром, и его как будто и не было. Так и цветущая юность скоро-скоро проходит. То болезни, то искушения надлам- ливают жизнь еще во цвете лет, и время жизни промчится как стрелою и наступит дряхлая старость со своими немощами и болезнями. Истинно пророческое слово, что дни наши, как полевой цветок, скоро засыхают. Юноша, дорожи даром Божиим, данным тебе от Творца, береги себя целым и невредимым от всяких искушений и пороков, то хотя и состареешься, «обновится яко орля юность твоя» и ты, освященный добродетелью, воспаришь душою в небесах к своему Господу.
Наши дни, как одна капля, а милосердие Христово подобно великому океану
Иже грехи нашя Сам вознесе на Теле Своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем: егоже язвою исцелесте (1 Пет. 2,24). Брат! Как бы ни велики, ни многие были твои грехи, не отчаивайся, не унывай, но уповай на милость Божию. Совершай покаяние в духе смирения и сокрушения. Веруй, спасительные страдания Христовы да будут ручательством прощения многих твоих грехов. Сын Божий, не имевший никакого греха, вознес твои грехи на древо, пригвоздившись на нем пречистою Своею Плотью, излив драгоценную святую Кровь, да избавит, да снимет с тебя грехи твои, да поживешь праведно и благочестно. Веруй и уповай, Сын Божий Своими язвами исцелит тебя, и ты, в спасительном покаянии поживши прочее время живота [жизни] твоего, мирно приидеши туда, где живут и не умирают, получивши прощение милостью Христовою за молитвы Пречистой Богородицы, святых апостол и Всех святых. [30 июля 1910 г. День рождения наследника-цесаревича Алексея Николаевича]
Ищи помощи в Господе
«Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи» (молитвы на сон грядущим, молитва св. Иоанна Златоуста, 11). Враг хитрый в своих коварствах и лести, иногда пользуясь злобою людей, употребляет их орудиями своей злобы, чтобы наносить скорбь и вред людям добрым, кротким и мирным. Конечно, это бывает не без воли Божией, допускающей скорбь для пользы терпящего, или за прежние грехи, или чтобы не впасть в грех в настоящее время, или не допустить до будущих искушений (как учат святые отцы).
Трудно переживать скорбь, особенно не постигая козней бесовских, только видишь злобу и лукавство людей и, следуя самооправданию, оставляешь самоукорение и сознание, что это совершается по воле Божией и для очищения грехов моих. [30 июля 1910 г.]
Господь — наше утешение
«Иисусе, отжени от мене уныние» (из акафиста Иисусу Сладчайшему). Часто мысль печальная, томительная, тяжкая, как тяжелое бремя, мрачная, как облако во время дождя, тяготит, смущает, омрачает, беспокоит душу, ничто ее не веселит, не утешает. Безотрадное состояние... Кто и что ее [душу] утешит, умиротворит, обрадует, успокоит? Кто, кроме Господа, Сына Божия, ведущего существа человеческого немощь, Сам опытно испытавший их, возгласивший в саду Гефсиманском: Отче! аще волиши мимо нести чашу сию и прискорбна есть душа Моя даже до смерти (Лк. 22,42; Мф. 26, 38); изливший при молении пот, как капли крови, утешенный Ангелом и с креста возопивший: Боже, Боже мой! Почто Мя еси оставил? (Пс. 21,2) Вот в Нем-то, в Сыне Божием, ищи себе отрады, утешения и подкрепления, взывая: «Иисусе Сладчайший, Иисусе, души моея утешителю», прогони от меня далеко мысль безотрадного уныния, влей в мою душу сладкое утешение, Ты моя отрада, радость, утешение и просвещение. [31 июля 1910 г.]
Божий Промысл
«... надобно благодарить Бога, когда подает Он блага, и не выходить из терпения, когда не ущедряет ими... Бог, без всякого сомнения, распоряжается нашими делами лучше, нежели как предначертали бы мы сами» (из творений св. Василия Великого). Вверь свои дела премудрому Промыслу, премудро и благостно о тебе пекущемуся. Получаем ли все от Него благое и приятное — благодари; если же случается скорбное, неприятное — не ропщи, не малодушествуй, но все принимай, как от руки Божией, сознавая, что так угодно Его святой воле. Господь более тебя знает, что полезно тебе. Если кто из людей наносит тебе обиду, огорчение, не злобься, не негодуй на них, считай их только орудиями Божия Промысла, усматривай в этом невидимо действующий чрез них Божий Промысл, тебе полезное и спасительное совершающий. [2 августа 1910 г.]
Сохранит душу твою Господь
«Иисусе, хранителю мой преблагий» (из акафиста Иисусу Сладчайшему). Какое радостное, приятное изречение этих церковных речений для верующей и уповающей в Промысл Божий души! Если Господь — мой хранитель и притом в высшей степени предобрый, то кого я убоюся или от какой вещи века сего устрашуся? Никто и ничто не может нанести мне никакого вреда без воли Божией. Только то может со мною совершиться, что будет благоугодно Божию Промыслу, пекущемуся обо всех тварях и тем более о человеке верующем. Будучи уверен в этой непреложной истине, воззову от души: «Господи, буди воля Твоя, благословен и Свят Бог во всех делах Своих». «Иисусе, хранителю мой преблагий», сохрани меня от всякого зла, от всякого искушения, не только в этой исполненной бед жизни, но наипаче приими в руце милосердия Твоего душу мою, когда она будет отходить в жизнь бесконечную. [2 августа 1910 г.]
Молитва ко Господу
Господи Боже, Сыне Единородный, источниче мудрости и благости, даруй спасительное ведение, истинно познавать, что благоугодно Тебе, даруй истинное познание святых заповедей Твоих, даруй в благом хранении их, в смирении духа, в любви к ближним, мирствовать со всеми, радоваться о Тебе, Господе, Спасителе нашем. Даруй мудрость и разум на все находящее смотреть как на посланное Твоим Божественным Промыслом, в немощах тела и души не изнемогать, не малодушествовать, не смущаться, но во всем повергаться в святую волю Твою и все доброе и противное принимать благодарно, безропотно, считая себя недостойным Твоей милости по многим грехам моим и достойным всякого наказания, как не хранящего святых Твоих заповедей. [3 августа 1910 г.]
|
|