Обратная связь
|
Праздник св. апостолов Петра и Павла и молитва к ним
Праздник св. апостолов Петра и Павла. Святые первоверховные апостолы Петре и Павле! Пронесшие веру во все концы вселенной, утвержденные крепко на камне веры Христа Иисуса, даруйте мне от вашей веры хотя малую крупицу святого семени веры, да, имея ее в себе, не убоюсь ни от ко ея же вещи века сего, но, утвержденный на ней великодушно, небоязненно шествую путем жития сего, взирая святою верою в жизнь грядущую, нескончаемую, где всякой верующей душе положены залоги спасительной надежды, да обрету вечное спасение, нескончаемую радость и веселие вашими крепкими святыми молитвами, первоверховные апостолы Петре и Павле, якоже крепкие адаманты, Святую Православную веру непоколеблему утверждающие силою и благодатью Христовою, ими же бо- гатно одарил вас Начальник спасения нашего Иисус Христос, Сын Божий. [29 июня 1910 г.]
Божия помощь и утешение
Благодушествуй, укрепляйся верою и надеждою на Божий, пекущийся о тебе Промысл, скорбящий брат! Благий, милостивый Господь, милосердно видит твою скорбь, твою немощь, твое расслабление телесное и душевное. Он слышит каждый вздох твоего болезну- ющего сердца. По учению св. Отцов, эти немощи, эти скорби посылаются премудро от Божия Промысла, чтобы человек глубоко-глубоко смирился, истинно познал, что без Божией помощи и утешения он не может понести никакой скорби и искушения, и чтобы, познавая, с верою прибегал к благости Божией, взывая: «Господи Боже, утешение мое и спасение, укрепи меня расслабленного, восстави падшего, утешь печального, ибо Ты, Господи, мое радование, упование, спасение и утешение». [6 июля 1910 г.]
Кто утешит, если не Господь?
Бывает, что люди, стоящие высоко, всю жизнь проведшие в трудах и заботах на общую пользу, проходящие многосложные должности, особенно в нынешнее время, время прогресса, свободы, какими-нибудь борзописцами пред целым светом поносятся, бесславятся. Тяжело, невыносимо переносить эту возливаемую грязь! Даруй, Господи, всякой скорбящей, поносимой иногда несправедливо, ложно, душе с терпением и смирением перенести воздвигаемые злобные рога. Даруй терпение душам их перенести все благодушно, ожидая милости от Промысла Божия, скорбные души утешающего. Без Твоего, Господи, утешения и подкрепления может человек предаться отчаянию. Сохрани, Господи, всякую душу понести терпеливо посланный крест испытаний и воздай за это небесною наградою. [6 июля 1910 г.]
(Под впечатлением о поношении Преосвященного митрополита Антония, вскоре почившего; клевета и поношение замолкает.) Упокой, Господи, Святителя Божия. [10 июля 1914 г. День его тезоименитства]
Ищи познания в Господе
Не уповая на себя, на свою опытность, разум, смиренно говори тебя вопрошающим и приходящим, что подаст Господь, Который в песни св. Анны пророчицы именуется «Бог разумов Господь». У Него, как источника всякой премудрости, и проси вразумления и просвещения, ибо Он, по верованию Церкви, «Христос Свет истинный, просвещая всякого человека, грядущего в мир». «Иисусе, просвещение ума моего», просвети меня светом заповедей Твоих. «Ты дай мне слово, Отчее Слово...», что сказать полезное и спасительное тем, которые ко мне приходят по благословению отца Игумена, и мне за его святые молитвы, как бессловесной Валаамовой ослице, даруй слово изрещи смиренно на пользу слышащим, ибо я сам собою нерассудителен и немногоопытен. Я сознаюсь с св. апостолом Павлом: Что не могу помыслити что, яко от себе, но доволство наше от Бога. [7 июля 1910 г. Память незлобивого преподобного Акакия]
Ищи истину в творениях святых Отцов
За ранней литургией, взирая на священное изображение преподобного Иоанна Лествичника, возжела- лось молиться преподобному, чтобы от его священной книги получать духовный разум в чувстве сердечном, как для себя, так и для предложения сих святых истин ученикам приходящим. Много раз читал эту книгу, которая кажется проста, смотря на нее теоретически, но в ней заключается духовная премудрость и глубина, постигаемая благодатью Божией и прохождение ее опытно в разуме духовном. Но как мы мало усвояем ее внутренний дух, когда еще младенчествуем в познании теории? Преподобие отче Иоанне, сотворивый и научивый, помолись о нас к Источнику всякой премудрости, да вразумит нас Господь в спасительной истине, еже бы от святой твоей книги получать нам нравственное назидание. [9 июля 1910 г.]
Молитва Божией Матери
«Радуйся, греховную отъемлющая скверну» (из акафиста Пресвятой Богородицы). Владычице, Пренепорочная Дево, Невеста Неневестная! Меня, оскверненного и омраченного греховною тьмою, очисти, омой, укрась, не возгнушайся, нетленная Отроковице, моей нечистоты и страстного смрада. Ты, «обоняние Христова благоухания», отмой греховную воню моих беззаконий и скверн, даруй прочее живота моего пожити в чистоте, целомудрии и святыне; даруй прежде неже приидет кончина, оплакать мне греховное мое житие, им же, яко блудный сын, оскорблял милосердого моего Господа, и Тебя, Пречистую Богородицу, нетленно роджую Сладчайшего Иисуса. Не оставь меня, Владычице, погибнуть со грехами моими, но на многая лета покаяние мне даруй, да, получивши залог милости Божией и прощение, мирно почию, «прежде даже не отъиду» в путь непостижимый и долгий. [10 июля 1910 г. Праздник Коневской Божией Матери]
Произволение наше и Божия помощь
За ранней литургией читалось поучение святого Иоанна Златоуста на Бытие о покаянии. Между прочим предлагалась мысль: «Бывает, представляется какое-либо дело, и оно кажется в помысле неудобоисполнительным, но когда возьмешься за него, станешь делать, и с Божией помощью оно сделается удобно без особенной тягости». Внимая этим словам, не нужно предаваться недоумению, малодушию при начинании какого-либо дела, послушания, молитвы, борьбы со страстями, но возложивши твердую надежду на Божий Промысл, смело и бодро идти по пути добродетели, испрашивая смиренною молитвою помощи Божией. Когда с нашим произволением соединится Божия помощь, то все преграды разрушатся, все препятствия устранятся, и что казалось невозможным, устроится прекрасно. «Ибо Бог, действуя в нас, еже хотети, и еже даяти», но без Его помощи не может быть успеха по слову Христову: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15,5). [12 июля 1910 г.]
Продолжим мысль святого Златоуста. Человеку, преданному греховным страстям, привычкам, которые, как мучительные деспоты, наложили на его волю крепкие цепи греховного рабства, думается, что от них никогда и никак не освободиться. Когда человек, истомленный тиранством их, взывает с Церковью: «от юности моея мнози борют мя страсти» (антифон гласа 4 на воскресной утрене), «от юности моея враг мя искушает, сласть- ми палит мя». Но все это, как бы ни льстило нам, как бы ни вязало нашу слабую волю, может быть побеждено усилием, стремлением к добру, с помощью благодати Христовой, «немощная врачующей, и оскудевающая исполняющей». Сколько есть примеров в Писании, в истории, как величайшие грешники соделывались великими святыми. Итак, оставивши маловерие и леность, с верою поспешим в объятия спасительного покаяния, взывая: «объятия Отча отверзти ми потщи- ся: блудно иждихмое житие» (неделя о блудном сыне, на утрени, седален, глас 1). [12 июля 1910 г.]
Учись терпению
Неприятно, горько терпеть укоризны, выговоры и упреки, тем более от младших, но что же делать? Вступать с ними в борьбу? Этим сам расстроишься и их более расстроишь. Не лучше ли, сознавая в смиренном духе свою немощь, свои недостатки, свое неразумие, по учению Отеческому, предаться в волю Божию, в Его спасительный, пекущийся о нас Промысл. Сознавать: верно, так угодно воле Божией за мои грехи, мне нужно это понести и не роптать на оскорбляющих, но считать
их орудиями Божия Промысла, чрез них меня наказу- ющего, чтобы я видел, насколько я преуспел в незлобии, терпении и смирении, без которых очень жить тяжело с людьми противными и немирными. Господи! Тебе все ведомо, что полезно мне, даруй мне терпение, благодушие и смирение. [15 июля 1910 г.]
|
|