Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Иеромонах Евлогий (Федоров) (1876-1969)

 

Это был великан духа, муж огромного терпения и Христовой кротости.

Иеромонах Евлогий (Федоров) родился в Тверской губернии 5 февраля 1876 г. Во святом крещении наречен Ефремом. Отец его Федор и мать Параскева были выходцами из крестьян.

Ефрем получил «первоначальное образование». И уже с юного возраста стремился к монашеской жиз­ни. Родители долгое время противились желанию сына, но все же благословили иконой Богородицы «Знамение», которую о. Евлогий благоговейно по­читал и хранил до своей смерти.

На Валаам Ефрем прибыл весной 1900 г. и был за­числен в послушники. В одном из своих писем старец повествует об этом периоде своей жизни:

«Было большое чудо, как Господь привел меня на Валаам... Я был в монастыре послушником, пел и чи­тал в церкви. Вот искуситель начал меня искушать и ввел меня в уныние. И навел следующие помыс­лы: “Тебе лучше всего возвратиться в мир и идти до­мой ...” Тогда мне пришла мысль: поеду я к отцу Иоан­ну Кронштадтскому и попрошу у него совета... О. Иоанн прозрел духовными очами, что я нуждаюсь в его совете. Он приснился мне ночью, он пришел ко мне на Валаам, где я жил на Германовском острове в скиту, и разговаривал со мною всю ночь. На проща­ние о. Иоанн сказал мне: “Из тебя будет монах, и тебе дадут имя Евлогий”».

После этого видения старец посещал Кронштадт два раза, после чего его «мирская жизнь показалась ни­чтожной» и он окончательно уехал на Валаам. 18 мая 1911г. послушник Ефрем был пострижен в монашество с именем Евлогий в честь св. Евлогия Едесского.

Господь наделил о. Евлогия красивым тенором, поэтому основным его послушанием стало пение на клиросе. В 1926 г. монах Евлогий был рукоположен во иеродиакона, а во иеромонаха — уже на Новом Валааме в 1944 г.



Являясь почитателем афонской традиции исихаз­ма, старец был «большим делателем молитвы Иису­совой. Часто его видели в полном погружении в себя».

С особым трепетом о. Евлогий относился к совер­шению Божественной литургии. Приходя заранее, иеромонах долго молился в притворе. Составитель жизнеописания старца игумен Герман (Валаамское общество Америки) рассказывает о следующем случае: «Однажды во время Литургии его (о. Ев­логия. — Авт.) лицо так засияло ослепительным светом, что близстоящие священномонахи быстро бросили полотенце на его голову, дабы не ослепнуть и чтобы не было смущения. Но о. Евлогия это никак не смущало, он продолжал молиться по-прежнему. Проявление нетварного Божественного света, как видно на примере о. Евлогия, есть знак великой ми­лости Божией за глубокое смирение».

На глазах старца приходящие к нему за советом люди часто видели слезы, которые, по слову самого старца, есть «великая милость и дар Божий. Мы должны, — говорил о. Евлогий, — особенно благодарить Бога, что Он одарил нас, смертных, слезами, которые смы­вают с нас всю скверну греховную... Первый плод духовного подвига есть слезы».

Монахиня Мария (Стахович), духовная дочь иеросхимонаха Михаила (Питкевича), лично знала старца: «Хорошо помню о. Евлогия! Смиренный он был! Все на конюшне послушание нес с лошадьми. И они его знали. Как увидят издалека, так галопом мчатся к нему. Точно разговаривали с ним... Он был весь в молитве, хотя и служил часто, и письма писал далеким палом­никам... Он жил своим, чисто монашеским миром. Миролюбствовал и был молчальником, но при надоб­ности говорил дельно».

За три года до своей кончины старец почти потерял зрение. Это мешало ему участвовать в совершении богослужений, однако он приходил помолиться и при­частиться Святых Христовых Таин почти на каждую литургию. До последнего дня о. Евлогий, несмотря на ухудшение зрения, писал письма своим духовным де­тям и топил печь в нижней церкви. На 94-м году жизни 7 мая 1969 г. старец скончался и был погребен на кладбище Нового Валаама в Финляндии.

При жизни самым любимым занятием о. Евлогия была переписка с духовными чадами. В архивах Ва­лаамского и Ново-Валаамского монастырей хранят­ся неопубликованные письма иеромонаха Евлогия к его духовным детям. В финляндской обители на­ходятся как подлинники, так и копии писем, но они не были кодифицированы. В 2000-2001 гг. архива­риус Валаамского монастыря иеродиакон Онуфрий (Маханов) сделал в АФВМ копии большей части писем о. Евлогия и привез на Валаам, где они были собраны в два дела и кодифицированы. Всего со­брано около 100 писем, написанных с 1946 по 1965 г. и адресованных как монашествующим, так и ми­рянам. Среди адресатов — «дочь духовная матуш­ка Мария», «мать Серафима», Евпраксия

Петровна, Мария Николаевна. Письма содержат наставления в христианском аскетизме, размышле­ния о подвиге крестоношения в современных усло­виях, поздравления с праздниками Пасхи и Рожде­ства Христова, различные пожелания, описания монастырской жизни. Часто старец поучал словами почитаемого им св. прав. Иоанна Кронштадтского, при этом уточняя, что слова принадлежат не ему, а именно о. Иоанну.

Ведущими темами эпистолярного наследия стар­ца являются борьба со страстями и терпение скор­бей: «Не бойся борьбы (со страстями. — Авт.) и не бегай ее: где нет борьбы, там нет и добродете­ли, где нет искушения верности и любви, там неиз­вестно, есть ли верность и любовь к Господу. Вера, упование и любовь наши познаются в противно­стях, то есть в трудных и тяжких обстоятельствах внешних или внутренних, в болезнях, скорбях и ли­шениях».

«Наша плоть, — пишет о. Евлогий, — унывает и понуряет голову, когда подвергается немощам; а когда здорова и вкушает удовольствия плотские, тогда восхищается, скачет и выходит из себя». В таких ситуациях «не надо обращать внимания на обманчивые чувства плоти и вообще должно прене­брегать всякой плотской игрой, плотским востор­гом, нужно терпеть скорби и болезни плотские, ду­хом мужаться и возлагать надежду на Бога... Сердце в одну минуту может измениться несколько раз к доброму или худому, к вере или неверию, к просто­те или лукавству, к любви или ненависти, к доброжелательству или зависти, к щедрости или скупости, к целомудрию или блуду. О, какое непостоянство! О, сколько опасностей! О, какое нужно трезвение и внимание к себе!»

В одном из писем старец благодарит адресата за присланные ему мед и лекарства и замечает: «Господь мог бы в один момент исцелить, но, облегчая страда­ние, оставляет поболеть и потерпеть, как золото в огне очищает; необходимо за грехи епитимию по­нести, чтобы после смерти... в лике Ангельском ве­селиться».

Подобно апостолу Иакову иеромонах Евло­гий задает вопрос: «Что такое жизнь наша?» — и сам отвечает, подчеркивая, что жизнь человека полностью зависит от Господа: «Горение свечи: стоит лишь дунуть Тому, Кто ее дал, и она потух­нет».

Трепетное отношение старца к молитве просле­живается во многих письмах: «Молитва есть ды­хание души... Молитва умиряет гнев и ненависть, уничтожает гордость и уныние... просвещает разум, отстраняет леность, порождает в душе умиление и туда вселяет страх Божий...» По мнению стар­ца, молитва помогает стяжать добродетели и побо­роть страсти. В таком же духе рассуждали многие святые отцы. Так, например, в «Невидимой бра­ни» говорится, что «молитва — средство для при­влечения и длань для принятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимо­го источника беспредельной к нам любви и благо­сти Божией». Среди молитв о. Евлогий особо выделяет 90-й псалом и Архангельское приветствие Божией Матери: «Дорогие мои рабы Божии, за­учите его (90-й псалом. — Авт.) на память и читай­те чаще, и Бог сохранит вас от всех бед и скорбей и внезапной смерти. А также возможно чаще читай­те “Богородице Дев о, радуйся!” и за это Она возлю­бит вас и будет покрывать, помогать и спасать от всех бед и искушений, от тоски и уныния. Она все- мощная Помощница и Покровительница в нуждах ваших: в бедности, вдовстве и беспомощном сирот­стве и убожестве».

В одном из писем о. Евлогий касается проблемы взаимоотношений родителей и детей, отвечая на недоумение некое: «Дети Ваши считают себя умны­ми, а Вас стариками глупыми. Но Бог гордым про­тивится и только смиренным дает Свою благо­дать. Бог может их смирить, и они познают свою гордость и безумие, неверие, маловерие и слепо­ту сердечную. Они слепы духовно и потому не ви­дят своей духовной слепоты и погрязли в суете мирской, житейской. Они как мусором засыпали свои очи сердечные и не видят себя, в каком они опасном находятся положении. И Вас считают ста­риками глупыми, а именно они-то и есть великие глупцы и неразумные дети. Да избавит их Господь от такой слепоты!»

Поздравляя духовных чад с праздниками, старец старался пояснить их глубокий смысл и назидатель­ное значение. Так, говоря о Рождестве Христовом, он с горечью констатирует, что подлинно праздну­ют этот день очень немногие из христиан: «Только

Святая Церковь достойно, по силам своим оцени­ла и оценивает это чудное промышление Божие о спасении мира и ежедневно и ежегодно вспоми­нает и прославляет чудное воплощение Сына Бо­жия, Его житие с человеками, Его чудеса, Его уче­ние, все заповеди, советы, Его страдания и смерть, погребение, Воскресение и Вознесение. И к Церк­ви большинство христиан равнодушны и холодны. Удивительная дремота и сон! Ужасеся о сем небо и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски, а современное человечество спит да ест и пьет».

Самым радостным торжеством для иеромонаха Ев­логия было Светлое Христово Воскресение:

«Пасха! Она открывает нам путь к неисчерпае­мой сокровищнице вечных благ, дабы исполнить­ся нам света и мудрости и радостно возвеличить имя Всемогущего Бога. Сколь благодатен сей день, день бесценного приобретения для человека, ибо вли­вается светлая и восторженная надежда в человече­ские сердца. Священное приветствие “Христос Воскресе!” возвещает истину, преисполняющую века, облагодетельствованную Христовой любовью. Ис­тина Воскресения Христова есть твердая основа нашего исповедания, неотъемлемый догмат веры, сияющий в сердцах светом нетления и дающий нам разум понять проповедь Евангелия об искупитель­ном подвиге Христовом».

На протяжении долгих лет иеромонах Евлогий вел духовную переписку, укрепляя людей в вере, помогая им благочестиво совершать свой земной путь. Приведенные здесь фрагменты писем — всего лишь крупицы духовной сокровищницы мудрости старца, но и они приоткрывают завесу внутренней духовной жизни о. Евлогия — углубленного, сосре­доточенного постижения тайн Домостроительства Божия.

 

Часть III

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.