Обратная связь
|
Архимандрит Варсонофий (Толстухин) (1887-1952)
Архимандрит Варсонофий (в миру Василий Григорьевич Толстухин) родился 1 января 1887 г. в Епифани Тульской губернии.
Окончил городское училище, в возрасте 15 лет 5 ноября 1901 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. официально зачислен в послушники; 29 апреля 1910 г. посвящен в стихарь. В обители Василий «с терпением и кротостью обучался монашеской жизни...» Еще «в 1907 г. архиепископ Сергий Финляндский... прикомандировал его к своему Архиерейскому дому. Убедившись в глубоком благочестии и незаурядных способностях... иерарх в 1909 г. послал его в Карельскую миссию катехизатором». Целью миссии было распространение и утверждение Православия среди карел.
Особым духовным авторитетом для молодого послушника на Валааме был старец схимонах Онуфрий (Герасимов), подвизавшийся в скиту Всех святых. «Благоговея перед этим старцем, юноша... скоро созрел для принятия иночества». 15 сентября 1910 г. Василий пострижен игуменом Маврикием в монашество с именем Варсонофий. Близкими духовными друзьями монаха в то время были будущие валаамские старцы иеросхимонахи Ефрем (Хробостов) и Михаил (Попов), иеромонах Иустиниан (Серебряков).
В сан иеродиакона о. Варсонофий был рукоположен архиепископом Сергием (Страгородским) 21 ноября 1910 г., а в сан иеромонаха — 14 января 1922 г.
На своем жизненном пути о. Варсонофий встретил «немало весьма замечательных людей. Среди них: отец Иоанн Кронштадтский, Святейшие Патриархи Тихон и Сергий, — и воспитанный ими церковно, с большим мужеством и подлинно христианским достоинством нес тяготу».
Известен также факт, что, будучи иеродиаконом, он ездил в Оптину пустынь и встречался там со знаменитым старцем архимандритом Варсонофием (Пли- ханковым).
От Бога о. Варсонофий имел дар составлять богослужебные гимнографические тексты. В 1923 г. архиепископ Серафим (Лукьянов) наградил его грамотой за составление акафиста прп. Арсению Коневскому.
В сложные послереволюционные годы иеромонах Варсонофий «за отстаивание в Финляндии юрисдикции патриарха Тихона был сослан на Коневец в 1922 г. и оставался там до 1926 г.».
21 мая 1926 г. был вынужден оставить Коневец и отправился в Болгарию1322, в Софию, к проф. Н.Н.Глубоковскому, с которым был хорошо знаком. Душа подвижника искала молитвенного уединения, поэтому он в скором времени устраивается в монастыре Преподобного Иоанна Рыльского, небесного покровителя почитаемого им прав. Иоанна Кронштадтского. В обители о. Варсонофий пишет акафист Рыльскому чудотворцу.
Известно о духовной связи о. Варсонофия и о. Ни- кандра (Белякова): «Был у о. Варсонофия верный друг и товарищ по изгнанию — иеромонах Никандр, ставший многолетним духовником женского Леонинского монастыря во Франции, который поддерживал связь с о. Варсонофием долгие годы».
Из Болгарии иеромонах Варсонофий был вызван митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париж, где посещал лекции в Свято - Сергиевском богословском институте. Некоторое время он также служил при женской обители-приюте в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Гарган-Ливри.
В 1927 г. иеромонах «был послан в Марокко ради основания православного прихода в Рабате»1329. Проживавшие там русские люди нуждались в священнике, они создали временную комиссию по организации прихода и подысканию средств на содержание священника. Комиссия уполномочила топографа А.Ф.Стефановского обратиться к митрополиту Евлогию. Переписка Стефановского сначала с викарием митрополита — епископом Вениамином (Федченко- вым), а позже и с самим митрополитом Евлогием, жившим в Париже, увенчалась успехом. 23 августа 1927 г. последовал указ за № 1725 следующего содержания: «Иеромонаху Варсонофию, настоящим командируетесь Вы с 15 августа с.г. в Марокко для организации там прихода, о чем и посылается Вам настоящий указ».
«Я внял призыву о помощи из далекого Марокко, — пишет митрополит Евлогий в своей книге «Путь моей жизни», — и послал туда своего человека — самоотверженного отца Варсонофий (Толстухина), иеромонаха Валаамского монастыря, старостильника, покинувшего родную обитель из-за разногласия со сторонниками нового стиля». В октябре 1927 г. священник прибыл к новому месту служения.
О. Варсонофий воспринимал свой приезд в Африку как миссионерское служение. «Страна эта, — писал он впоследствии, — место апостольских подвигов евангелиста Марка, священномученика Киприана, епископа Карфагенского и великого святителя христианской Церкви блаженного Августина; орошенная кровью множества мучеников в первые века христианства, она представляла собой до времен ислама цветущую церковною жизнью и культурой христианскую страну с многочисленными епархиями, с развитой церковной жизнью, следами которой остались постановления Карфагенских Соборов Православной Церкви, сохранившие и до сих пор свою каноническую силу и руководящее значение. Все это величественное здание христианской церкви и жизни в Северной Африке было сметено волною ислама и разрушено до основания, не оставив никаких следов, кроме материалов для археологических раскопок. Только берберы, потомки римских ссыльных и прежнего населения, ныне уже давно мусульмане, татуируют по местному обычаю на лбу знак креста, а их женщины носят крестики, в виде украшения, бессознательно свидетельствуя о прежней принадлежности предков их... христианству...»
Будучи талантливым организатором и человеком глубокой веры, иеромонах Варсонофий взялся за организацию церковной жизни. Местные власти передали для совершения богослужений временный деревянный барак, в разных городах собирались пожертвования.
Чтобы жизнь нового русского прихода на территории Александрийского Патриархата была с церковно-канонической стороны устроена правильно, о. Варсонофий послал патриарху прошение, в котором просил благословения совершать богослужение и духовно окормлять русских, проживавших в Марокко. В ответ с благословением была получена грамота от патриарха Мелетия из Александрии.
Несмотря на это обстоятельство, как вспоминал о. Варсонофий, «успех... возбудил зависть в нашем единоверце греческом архимандрите Евангелосе, прибывшем в Марокко, в г. Касабланку, от патриарха Александрийского для устройства греческого прихода». В один из воскресных дней о. Варсонофий служил в барачном храме литургию. Во время литургии архимандрит Евангелос вошел в алтарь в мирских одеждах и держал себя во святой момент ниже достоинства своего сана. А по окончании литургии вышел на амвон и начал говорить по-гречески, с переводом на русский язык одной женщиной, прибывшей с архимандритом. Его речь была насыщена завистью, с антиканоническим требованием подчиниться Александрийской Патриархии и передать церковь и ее имущество в ведение архимандрита Евангелоса. «По окончании этой речи я кратко ответил, что поднятый вопрос подлежит решению высших церковных властей, а посему обоим и следует к ним обратиться. Через три месяца вопрос был разрешен переводом отца Евангелоса из Марокко в Александрию...», а о. Варсонофием получена грамота от патриарха Александрийского, где тот просил присылать подробные отчеты, списки прихожан и вступать в сношения с Патриархией по каждому конкретному случаю крещения, брака и смерти. На эту просьбу русский подвижник дипломатично ответил, что послан в Африку митрополитом Евлогием, в чьей канонической зависимости состоит, и что ему «и доношу о течении нашей приходской жизни... а равно от него же получаю всякие распоряжения, касающиеся православной русской церкви в Марокко. Православные греки, живущие в Марокко, обращаются со своими духовными нуждами к греческому архимандриту... в Касабланку. Примите, Ваше Святейшество, уверение в том, что канонические устои Церкви мною блюдутся, как соблюдались устои Церкви греческими священнослужителями на Святой Руси, где были национальные греческие храмы и подворья под непосредственным управлением греческих Первосвятителей».
Уладив таким образом все вопросы внешние, русский приход во главе со своим пастырем приступил к важному делу строительства церкви. В русских заграничных газетах появилось следующее воззвание: «Православные русские люди! К вам, находящимся в рассеянии, взываем о помощи на постройку Храма Божия в Африке, в Марокко. Скитаясь в пустынях и в вертепах, часто превращенных в храмы, и в пропастях земных, мы оценили потерянное величие и благолепие наших богослужений. Мы, заброшенные в Марокко, приступаем к устройству из деревянного барака пока временного храма. Средств к сему нет никаких. Помогите нам, русские люди и все сочувствующие этому святому делу, помогите зажечь лампаду христианства — выстроить православный храм в стране магометанства. Если Христос обещает награду за чашу студеной воды, то какова же награда ожидает помогающих создать храм во славу Его славного Воскресения...»
И откликнулись соотечественники. Из разных стран в Рабат стали поступать письма и переводы.
Чудесным образом был предоставлен земельный участок под строительство храма: «Житель города Рабата, знатный араб Шериф Хусейн Джебли, был женат на россиянке. Екатерина Алексеевна Джебли родилась в польской семье в Саратове, затем во время учебы в Европе познакомилась с молодым арабом и уехала в Марокко. От этого брака у них родились два сына и одна дочь. Семья была сплоченная, и в ней не было недостатка ни в чем. Но часто при изобилии благ земных отсутствие здоровья печалит и не веселит сердце человека. Так случилось с Шерифом Хусейном Джебли. Он заболел каким-то недугом и долго лечился. Изверившись в лечении лекарствами, он решил позвать к себе для совещания и духовной беседы русского священника, успевшего уже познакомиться с его женой и знавшего о болезни».
Придя в дом к больному, о. Варсонофий сказал: «Часто Бог болезнями и скорбями в этой жизни стучится в наше сердце, дабы мы открыли его Ему и приняли бы Его к себе. Вот вы решили пригласить меня, служителя Христа Бога, к себе, и может быть, ваше решение произошло оттого, что Христос стучится в ваше сердце, откройте Ему вашего сердца двери, и Он исцелит вас... апостол Христов Петр уверил нас, что во всяком народе боящийся [Бога] и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10, 35)». Больной заплакал и сказал: «Ну, вот что — прошу вас, вы служитель Христа, попросите Его, чтобы Он дал мне здоровье, и если Он услышит молитву вашу, то я в долгу перед вами не останусь».
Хусейн Джебли поправился.
«Выздоровление приписали молитвам. Возникло горячее желание вознаградить православного священника.
— Мне ничего не надо, — сказал о. Варсонофий, — но если хотите сделать что-нибудь для нас, дайте нам кусочек земли для построения храма.
— С радостью... сколько вам нужно?
— Хоть бы 300 метров...
— 300 мало, бери 500.
Араб велел принести карту владений и указал, какой кусок он может отдать. Участок оказался большой: 800 метров.
— Что же, хочешь ты ее у меня купить или хочешь, чтобы я его подарил? — спросил араб.
Отец Варсонофий сообразил, что дарственная запись ненадежна, наследники могут ее оспаривать, сказать, что он написал ее, будучи якобы не в своем уме...
— Я хочу землю купить, — заявил о. Варсонофий.
— За сколько?
— За один франк.
— Хорошо, бери за франк!»
В тексте купчей сказано, что подписавшийся господин Шериф Эль Хусейн Сиди Ахмет Джебли Элялями принимает цену в один франк, «признает и считает плату сию доброй и надлежащей, заплаченной в звонкой монете, имеющей ход... Продажа совершена на особом условии, что приобретатель воздвигнет на означенном участке православный храм и что ни в коем случае названный участок не может служить никакой другой цели».
О. Варсонофий был возведен в сан архимандрита 31 октября 1932 г. митрополитом Евлогием, в день великого освящения Воскресенского храма.
Трудами о. Варсонофий были также открыты храмы в марокканских городах: Курибге, Танжере и Касабланке, богослужения для русских совершались тогда в Фесе и Мекнесе. С 1946 г. архимандрит Варсонофий являлся благочинным русских церквей в Алжире и Марокко.
На склоне своих лет архимандрит Варсонофий желал вернуться на родину, о чем свидетельствует его прошение, направленное на имя митрополита Рижского и Латвийского Вениамина (Федченкова), с которым о. Варсонофий познакомился на Валааме и встречался в Париже. «Через всю свою жизнь пронес о. Варсонофий любовь к родной Валаамской обители и к России; надеялся на возможность возвращения туда. Но, увы, Бог судил иначе».
Подводя жизненный итог, архимандрит писал в своем завещании: «В мире дух мой предаю Господу, сердцем моим служил Православной Русской Церкви и родному народу, а прах мой предайте марокканской земле».
Перед смертью о. Варсонофий был очень слаб, почти все время лежал. После исповеди и причастия он бодрился и пытался вставать и ходить по комнатам. В 1.30 ночи 27 ноября 1952 г. он закашлялся, изо рта вытекла струйка крови, и он попросил отвезти его в церковь; это было исполнено, но в дороге он тихо скончался. Архимандрита облачили и, завернув в мантию, положили в храме на «рогознице», то есть на циновке. Гроб привезли к вечеру. Были литии, затем парастас при многих молящихся. Ночью читалось Святое Евангелие. В 10 часов утра началась литургия, а в 11.30 отпевание. На литургии и отпевании было очень много молящихся разных юрисдикций, православные и католики. Во французских газетах всех направлений появились сочувственные отклики; получен ряд телеграмм и писем.0. Варсонофий погребен в русской часовне на европейском кладбище в Рабате.
ЗА СВЯТОЕ ПОСЛУШАНИЕ...
Игумен Филимон (Никитин) (1880-1953)
Игумен Филимон (в миру Феопемт Филимонович Никитин) родился в 1880 г. в деревне Яншнич Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Родители его, Филимон Савельевич и Матрена Андреевна, были благочестивыми крестьянами. Феопемт был младшим ребенком в семье, старшей была сестра Анастасия. Еще до рождения детей матери во сне была открыта их будущая судьба. Снилось ей, что по озеру вдали плывут два лебедя. И стало ей очень грустно, ибо те лебеди были ее и она их упустила. Первоначально мать горевала, думая, что этот сон предвещает смерть будущих детей. Но оказалось, что в этом вещем сне ей было открыто не о физической смерти ее детей, а о смерти их для этого суетного мира. Смысл сна стал окончательно ясен, когда, повзрослев, Анастасия и Феопемт ушли в монастырь.
Конечно, в таком выборе детей была большая заслуга семьи. Родители воспитывали детей в благочестии. И это несмотря на то, что отец был совсем неграмотным, а мать — малограмотной. По церковным книгам Феопемт и Анастасия учились читать. Потом добрые господа-помещики взяли в свой дом Феопемта и Анастасию вместе с другими деревенскими ребятишками учиться грамоте, наукам и искусству. Благодаря этим урокам о. Филимон на всю жизнь полюбил искусство, особенно поэзию и живопись. Первые впечатления о монастырской жизни Феопемт и Анастасия получили в паломничествах по северным монастырям, в которые время от времени отправлялась вся семья Никитиных. Вскоре Феопемт отправился на Валаам, а Анастасия поступила послушницей в Поданский женский монастырь, находившийся в Лодейно- польском уезде Олонецкой губернии, неподалеку от Александро-Свирского монастыря. Там она приняла постриг в мантию с именем Авксентии. В Поданский монастырь перебралась жить и мать после того, как отец скончался.
Впервые Феопемт приехал на Валаам, когда ему было 24 года. «Промысел Божий привлек Феопемта в монастырь через художника [С.В.] Иванова, путешествовавшего по северу и обратившего внимание на даровитого крестьянского юношу. Иванов посоветовал Феопемту отправиться на Валаам учиться живописи в тамошней иконописной мастерской. И вот невольный паломник, получив родительское благословение, пешком отправился на Валаам, как думалось тогда — ради ремесла, а оказалось, ради монашества. Серебром снегов, по словам игумена Филимона, встретила его пустынная Валаамская обитель. И в первый же день Феопемт понял, что отныне эта святая обитель станет его родным домом. Конечно, враг озлобился на юного паломника и обрушил на него бурю противных помыслов и сомнений, но Господь не оставил Феопемта».
7 марта 1903 г. он был принят в обитель трудником — в живописную мастерскую и на общие послушания. 2 июня 1910 г. его зачислили в послушники. Через четыре года искуса, 9 августа 1914 г. Феопемт был пострижен в монашество, с наречением имени Филимон в честь апостола Филимона.12 июля 1923 г. монаха Филимона рукоположили в иеродиакона.
О своей жизни на Валааме игумен Филимон впоследствии вспоминал:
«Вот, например, картинка ее [монашеской жизни], как она протекала у меня, молодого послушника, а потом монаха, работавшего маляром и иконописцем.
Начиналась у нас жизнь рано. В три часа были мы все у полунощницы, а к четырем возвращались. Ставился самовар, чтобы понемногу разогрелся он, а тем временем можно было и поспать еще немного, так чтобы к шести успеть напиться чаю. Всем нам давался чай, сахар, хлеб. К шести выходили мы все на работу — кто куда, в мастерские ли или на какую наружную работу — в лес, в поле, на огород... Каждый шел на свое привычное послушание и его и выполнял, если только не придет, бывало, кто по поручению отца Игумена — был у него такой монах, как бы для службы связи! — и отзовет на работу внеочередную. На помощь, например, огородникам! Ну, хороших-то работников жалели отдавать, а тех, кого, по своей каждого специальности, не так уж было жаль, тех отпускали, человек там десять - двадцать. Много ведь монахов было — тысячи!
А о воскресенье не надо думать, что это для нас всех отдых или молитва одна. Не всегда так было, далеко не всегда! Тут свои были особые послушания — и о них мне хочется сейчас сказать.
В праздник или в воскресенье — паломников много. Надо же их накормить! Вот и работа! Все — ко всенощной, а нас в погреб, под начало к отцу Венедикту... рыбу чистить! Холод там — наденешь на себя теплый не то кафтан, не то полушубок, и вот жмемся мы все друг к другу, да так и занимаемся чисткой рыбы.
А у меня еще и особое послушание было: яму выкопать, куда потом свалить можно было все оставшееся от чистки рыбы, потроха, и засыпать. Вьюга порою, мороз — а тут рой! Да! А в церковь-то охота попасть!
Иногда думаешь словчиться — протиснешься в храм сквозь народ, а его тьма, человек к человеку стоит. Станешь было, а тут сзади голос — это отца игуменова-то наблюдателя: “Поди-ка, брате, за святое послушание — рыбку почистить, к отцу Венедикту, на погреб”.
Тут уж дело святое. Сказано. Значит, ни перечить, ни ловчиться нельзя.
Летом в праздник народу еще больше — куда больше. Пять кухонь работало, и в несколько смен кормили — до самой вечерни. Простой народ, бедный, больше карелы. Три блюда для всех: суп, винегрет, скажем, а на третье — каша.
Наше воскресное послушание — трапезная. Это значит, отца игумена человек накануне скажет: “Завтра помоги, брате, в трапезной!”
Но Бога гневить не надо — в трапезной еще ничего. Вот на кухню кто попал — то крест тяжелый. Кто туда попал — свету, бывало, не видит. А наше дело что? Посуду полоскать, рассаживать, подавать. Тарелки, бывало, полощешь в большом “обрезе”, бросаешь оттуда на вертящийся стол, который другому брату в руки посуду подает, тот ее в свежую воду бросает, дальше катится она — пока на стол снова не попадет... А тут нести надо из кухни еду, подавать, сменять посуду, снова раздавать еду. Уморишься было, сам проголодаешься. Сядешь со всеми поесть — это разрешалось нам, — а тут смотришь: уж всё приели, прибавку надо тащить. А кто-то кричит: эйола! Это по-карельски, по-фински значит: нету чего-то. Ложки нету! Куда девалась? В чей-то карман попала, видно, карела бедного. Ну — тащи еще ложки!
И так — поверите, — как в третьем часу служба отошла, до вечерни возишься. А утром — опять в три часа день начинается, к шести на работу».
Как пишет инок Всеволод, «так бы и протекала далее размеренная жизнь валаамского инока, но тут по попущению Божию разразилась «новопасхальная смута». Иеродиакон Филимон бесстрашно встал в ряды исповедников Православия. Итог известен: вместе с другими старостильниками его в 1926 году выслали из монастыря, после чего они перебрались в Сербию по приглашению Сербской Церкви и Русского Зарубежного Архиерейского Синода».
7 января 1927 г. митрополит Скопийский Варнава рукоположил иеродиакона Филимона в сан иеромонаха. Первоначально валаамцы-изгнанники были размещены в одном монастыре, а затем распределены по разным обителям и храмам. О. Филимон служил на приходе, но уже в 1928 г. Господь привел его в селение Ладомирово на Карпаты (Чехословакия), в монашеское Братство преподобного Иова Почаевского. С этого момента начинается важнейший период жизни о. Филимона — период его духовнического служения. В Ладомирове ему вскоре поручили быть духовником братии, духовником мирян был иеромонах Савва (Струве).
По воспоминаниям игумена Константина (Зайцева), «о. Филимон оказался для братии таким человеком, который, ничего не зная о древнем русском духовничестве как об историческом явлении, явил его, создав вокруг себя такую “покаяльную семью”».
Помимо духовничества, игумен Филимон нес трудоемкое и ответственное послушание брошюровщика.
Братство преподобного Иова под руководством архимандрита Виталия (Максименко) занималось миссионерской издательской деятельностью: печатало периодические издания, церковные календари, молитвословы и прочее. Работы у брошюровщика всегда хватало. По воспоминаниям митрополита Лавра (тогда юного трудника, а потом послушника обители), о. Филимону приходилось переносить напечатанные листы из типографии в трапезную и там их вручную фальцевать (складывать), так как специального помещения для брошюровочной не было.
Известен факт, как по молитве подвижника был исцелен бесноватый мальчик. Было множество и других подобных случаев не только в Ладомирово, но и в Джорданвилле, куда после Второй мировой войны перебралось Братство и где о. Филимон продолжал нести духовническое послушание.
По дороге из Ладомирова в Америку Братство скиталось по Европе. В Германии, куда оно прибыло перед окончанием Второй мировой войны, был такой чудесный случай: в дом, где находились монахи, летел снаряд, но о. Филимон перекрестил его, и снаряд пролетел мимо. Полтора года Братство жило в Женеве. Там игумен Филимон помогал монахам-поварам: он кипятил несколько раз в день самовар, так как горячей воды не было. Кипятил он самовар и для чаепития братии и конечно же вспоминал при этом родной Валаам, где чаепитие за самоваром, сопровождаемое душеполезной духовной беседой, было излюбленным утешением иноков. Далее путь Братства лежал из Европы в Америку. Когда началось путешествие через океан,
о. Филимон очень этому радовался, вспоминая свою жизнь «на ладожских водах». Но в пути старец не избежал морской болезни и сильно от нее страдал. По прибытии на американский берег в 1946 г. о. Филимона и о. Антония (Ямщикова) первыми повезли в Джор- данвилл, так как они сопровождали мощи св. Иоанна Крестителя, преп. Иова Почаевского, свв. Киево-Печерских чудотворцев.
В Джорданвилле, где Братство слилось с немногочисленной братией Свято-Троицкого монастыря, жизнь иноков вошла в свое обычное русло. Несмотря на преклонный возраст, игумен Филимон участвовал в общих трудовых послушаниях: в постройке храма, в огородных работах, а также по-прежнему исполнял обязанности брошюровщика и братского духовника. Духовное окормление о. Филимона было особым. Как свидетельствуют его духовные чада, ему удалось руководствовать ко спасению своих духовных чад по примеру духовников древности. Игумен назначал многим монахам в качестве келейного правила чтение «пятисотницы», и это считалось в порядке вещей. Сам же о. Филимон помимо этого ежедневно вычитывал валаамское иноческое правило — трехканонник с акафистом Пресвятой Богородице. Часто по ночам в его келье горел свет, так как старец вставал на молитву по Валаамскому уставу в три часа ночи. Занимался о. Филимон и деланием умной молитвы. И по милости Божией его монашеское делание было вознаграждено Господом — о. Филимон, по его собственному признанию, сподобился состояния Божественной прохлады, он стоял как бы вне огня страстей.
По воспоминаниям духовных чад старца, «суров был внешний вид о. Филимона. Но это было проявлением его собранности, его душевной серьезности. Стоило... обратиться к нему лично... лицо его озарялось замечательной, несравненной “филимоновской” улыбкой, лаской, заливавшей вам душу. Любовь как-то истекала из него, составляя постоянное содержание его души. И потому о. Филимон был счастлив».
Здоровье о. Филимона было сильно подорвано недосыпанием, трудами и бдениями. Скончался он от рака горла 5/18 апреля 1953 г. Причем предсказал, что, когда он будет умирать, снег будет как на дорогом для него о-ве Валааме. «И хотя на дворе была уже весна, во время погребения игумена Филимона чистые белые хлопья снега закружились над монастырем, как бы приветствуя душу о. Филимона, которая, верим, паче снега убелилась сиянием благодати Божией».
БЛАЖЕННЫ ЧИСТЫЕ СЕРДЦЕМ
|
|