Обратная связь
|
За все благодари и славословь Господа
Яко ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о Тебе пение мое выну (Пс. 70,5-6). Кто от ранней юности, от сосец матерних тебя, немощного, убогого, хранил, оберегал и утешал в твоих немощах и печалях? Кто был твоим терпением и одобрением, когда от уныния о своих немощах и грехах изнемогала душа твоя? Кто, изнемогающего тебя от томительства страстей, обнадеживал и умиротворял надеждою спасительного покаяния? Истинно, Господь Бог был мое терпение, упование, утверждение и покров. Воззову к Нему в чувстве благодарения: слава Тебе, Боже! Слава многому Твоему о мне милосердию и долготерпению! Возглашай с пророком: Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. <...> по множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвесели- ша душу мою (Пс. 93,17,19). Слава Богу за все! [13 сентября 1910 г.]
Взирая на святой Крест, благодушествуй о Господе
«Приидите весело, целуем вси живоносное древо на нем же распростреся, Христос избавление» (стихиры на стиховне, глас 2, подобен: Доме Евфрафов. 15 сентября). Святая Церковь, торжествуя радостно Воздвижение Животворящего Креста, приглашает верные чада своя к радости, и ты не скорби, брат! Празднуя этот праздник упованием и верою в Божию помощь, гони далеко всякий бесовский помысел уныния и малодушия от души твоей, говори: Господь на Кресте совершил мое спасение, о чем буду печалиться и смущаться? Вся Вселенная веселится о Кресте Христовом, какое смущение может огорчить мою душу? Господь отъял всякую скорбь от верующих чад Своей Церкви, я ли один обделен Его милостью? Радуйся, душа моя, о Господе, Спасе твоем, и покланяйся с любовью Кресту Его, на немже Он как Бог и Владыка упразднил всю вражью власть и силу. О живоносное трилюбезное Древо, обагренное Христовою кровью, сохрани меня от всех вражьих помыслов уныния и малодушия силою Твоею. [15 сентября 1910 г.]
Побеждай зло силою благодати
Чувства неприязни, нелюбви к другим деспотически заявляют свои права, чувствуется, будто они не могут перейти в противоположные чувства любви и благорасположения к ближнему. Какое омрачение! Не злоба ли человекоубийцы-диавола это устрояет? Избави, Господи, от всякой злобы и даруй любовь даже к ненавидящим и зло творящим. [16 сентября 1910 г.]
В любви и смирении — рай, но в злобе и гордости сущий ад, между тем последнее преодолевает первое, кто это устрояет? Не древняя ли злоба и гордость, противящаяся всегда доброму и смиренному?
Испытывая это, понеси спокойно гнев, злобу, расстройство брата, не враг ли его искушает и расстраивает?
Человек подобен барометру, то поднимающемуся, то опускающемуся: то добр, то зол; то щедр, то скуп; то кроток, то гневен. Поэтому со смирением нужно всегда молиться ко Господу, чтобы избавил нас от всего худого, греховного, неугодного Ему и помог делать все доброе и спасительное, что благоутодно Его святой и благой о нас воле и Промыслу. [17 сентября 1910 г.]
Упование мое Господь
«Иисусе Царю, премогай всех крепости» (акафист Иисусу Сладчайшему). Какое утешение, какую отраду, какую надежду производят на душу слова церковного песнопевца! Внимай им с полною верою, душа моя. Если Господь твое упование, твоя крепость, если Он укрепляет твою немощь, то что или кто может оскорбить тебя или нанести тебе какое-либо зло и искушение? Зная это, в смиренной молитве взывай к Нему: «Иисусе всесильный, укрепи меня в немощах моих, даруй силу хранить спасительные Твои заповеди, со- делай быть выше всякого искушения, даруй с крепкою верою полагать себя в Твой спасительный Промысл, вся мудро и благостно управляющий, даруй ни от коей же вещи века сего унывать, малодушествовать и смущаться и не лиши меня Небесного Твоего Царствия, Сладчайший Иисусе! [18 сентября 1910 г.]
Прибежище мое Господь
Яко преста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою (Пс. 108, 31). Ты убог душевно и телесно, ты обнищал дарами Божией благодати, ты немощен и неразумен, душа твоя в страхе и трепете, злобные враги готовы растерзать душу твою, львы рыкающие разверзли пасти свои, дабы поглотить тебя! Все покинули, оставили тебя. Не убойся! Господь сильный Возбранный Воеводо, утешение и хранитель твой. Он, как сильный вождь, окружает тебя с правой стороны, устраивая спасение и избавление твое. Он, как Бог милосердия и утешения, милостиво взирает на твою немощь и убожество. Он, как мать, любящая свое любимое чадо, оберегает и успокоит тебя во всякой твоей скорби, печали и недоумении. Вверь себя всецело Его Божественному Промыслу, доселе тебя хранящему, взывая: «Жив Господь, избавляющий душу мою от всякой скорби». [20 сентября 1910 г.]
Благодушествуй при порицаниях
Сознавая свои немощи, недостатки, неспособность в послушании, глубоко смиряйся, понеси благодушно, если и укорят тебя, прости от души оскорбивших тебя, считай себя достойным порицания и злословия ради многих грехов твоих. Людей, оскорбляющих тебя, считай орудиями Божия Промысла, через которых тебе нужно понести скорбное и неприятное. Кто-то из святых отцов сказал: «Считай тот день потерянным, в который никто не укорит тебя». Господа твоего, невинного, укоряли, оплевали, осмеяли, оцтом и желчью напоили, ко кресту пригвоздили, и Он молился за своих распинателей. Ты же, много согрешивший, понеси малые скорби, благословляй поносящих тебя и молись о них, желая им всего доброго и полезного. Поношение и оплевание приемый, Иисусе Сыне Божий, даруй мне терпение и благодушие.
Скорби раскрывают душе ее состояние. Когда она смущается — показывает, что нет истинного смирения. [21 сентября 1910 г.]
Принимай скорби как должное
«И удобно и вместе душеполезно, твердо переносить всякую скорбь, людьми ли она причиняется или бесами, зная, что мы заслуженно поллежим всякой тяготе. и никого притом, кроме самих, за то не укоряя. Другого укоряющий в своих прискорбностях уклоняется от правого подобающего суждения». Все учения святоотеческие утверждают ту истину, что скорби, на нас находящие, суть следствия уклонений наших от заповедей Божиих. Никого не обвиняя, сознаем виновными самих себя, и это самоукорение, растворяемое терпением находящих зол, соделается нам спасительной епитимьей, очищающей скверну наших греховных падений и ходатайствующей нам прощение на суде Христовом. [22 сентября 1910 г.]
В скорби молись ко Господу
«Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу». Душа томится, изнемогает, печалится, малодушествует, смущается. Мрачное облако печальных мыслей закрывает надежду на Божию помощь и веру в Божий Промысл. Откуда находит это мрачное, тяготящее душу уныние? Иисусе, души моей утешителю, хранителю, радование и просвещение! Твоею Божественною силою разгони мрачное облако скорбных мыслей; Солнце, озаряющее весь духовный мир, просвети, согрей мое сердце, мглою страстей омраченное, согрей его живительными лучами, спасительной теплотой милости Твоей. Всякий бесовский мрак, омрачающий и огорчающий душу, прогони далече Твоею Божественною силою, Сладчайший Иисусе. Тихое, небурное Пристанище, утиши свирепые, пенящиеся волны, колеблющие тишину души моей. Помыслы упования и благодушия да покроют смущенное сердце мое. Иисусе, плавающих кормчий! Рцы скорбным волнам: «Умолкните и престаньте», ибо Тебе, Господи, яко Царю, премогающему всех крепости, все возможно, все Тебе повинуется. [24 сентября 1910 г.]
|
|