Обратная связь
|
Собирай полезный сладкий мед с цветов духовных
Выдавая книги по случаю говения своего помощника, обратил внимание на книжицу, принесенную для перемены: «Взаимныя должности общего монашеского жития», издания Киево-Печерской Лавры 1823 года, с надписанием на первом листе: «Благословение Киево-Печерской лавры наместника священноархимандрита Петра иеромонаху Парфению, февраля 2-го дня 1841 год». Желательно ею пользоваться для назидания учеников, а также полученной небольшой рукописью (№ 1) о старчестве, умной молитве и духовничестве от монаха Варнавы, доставшейся ему от почившего нашего духовника и старца иеросхимонаха Василия, недавно почившего, и письмами Затворника Вышенского, святителя Феофана, к схимонаху Агапию о старчестве. [17 декабря 1910 г.]
Что бывает при прохождении послушаний
Проходя послушание как старший, видя прекословящих, уклоняющихся от послушания, неповинующихся, является смущающая мысль, что не можешь сохранить добродетель кротости, долготерпения и незлобия, и на душе становится тяжело. Не надеясь на свою мудрость, чтобы предотвратить душевное расстройство, побуждаешь себя с молитвою обращаться за помощью к Господу: «Господи, даруй мир, кротость и незлобие душе пребывать с противляющимися в мире», — или молиться молитвою святого Златоуста: «Избави мя, Господи, от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи» (молитвы на сон грядущим). Истинно, где мир, послушание, повиновение, согласие — там рай, но где раздор, немирствие, неповиновение, непослушание, ссоры — там сущий ад, возмущаемый бесовскою злобою. Подходит под состояние отца Александра. [18 декабря 1910 г.]
Говение и причащение
Говея, в день причащения, проснувшись пораньше, читаю воскресный антифон и шестой выпуск писем епископа Феофана, но душа не удовлетворяется этим. Ей представляется лучшим удовлетворить себя во святом храме, во внимательном выслушивании церковных дневных последований: полунощницы, утрени и святой литургии. Эти последования, предлагаемые Церковью, суть богатая духовная трапеза, изобильно исполненная духовных брашен: покаяния, умиления, сокрушения о грехах, благодарения Господа за все, особенно за причащение Святых Христовых Таин. Господи Боже, благий и милостивый, насыти нас от этой духовной трапезы, исполни души наши небесного радования. Мир глубокий да пребывает в душах наших, Твоею Всесильною благодатью укрепляемый, ибо Ты, как Благий и Милосердый, наше радование, утешение и спасение. [22 декабря 1910 г.]
Блюди, как опасно ходишь!
Как слаб и немощен человек без помощи Божией! Сейчас радовался, как бы хвалился спокойствием совести, свободою от страстей, но через несколько часов, увы, приходится оплакивать свое падение! Страсть, притаившаяся на время, подобно малой искорке, едва таившейся, раздутая возгнетителем адского огня и своим нетвердым произволением и привычкой, превратилась в страшное пламя и опалила душевную храмину. Жалкий человек, не уповай на себя! С глубоким смирением, с сознанием своей немощи проси у Господа прощения и исцеления, взывая: «Исцели душу мою, яко согреших к Тебе. Возьми от меня бремя тяжкое моих грехов и даруй силы противиться всякому греховному вожделению. Без Тебя, без Твоей Всесильной помощи я слеп и окаянен. Возбранный Воеводо и Господи, Победителю ада и всей демонской козни, прогони от души моей всякое бесовское искушение и даруй истинное сознание, что без Твоей помощи я легко побеждаюсь всякою страстью». [4января 1911 г.]
Призыв к покаянию
Крестителю и Предтече Господень, Иоанне! Благодати тезоименитый, даруй нам, многогрешным, спасительную благодать святого покаяния. Ты учил: Сотворите убо плод достоин покаяния (Мф. 3, 8). Даруй нам оставить всякий пагубный, томящий нас грех и укрепи хранить заповеди Христовы. Ты говорил:
Уже бо и секира при корени древа лежит. Всяко у бо древо> не приносящее плода добра, срубают и бросают в огонь (Мф. 3,10). Помоги нам в духе сокрушенного, смиренного покаяния возглашать со Святою Церковью: «Не посецы меня, Спасе, грешнаго, яко неплодную смоковницу, но на многая лета покаяния ми даруй, да принесу Тебе плод милостыни». Как ныне в Богоявление в ирмосе (канон 6) поет о тебе Святая Церковь: «Глас словесе, светильник света, денница солнца, Предтеча, в пустыни покайтеся всем вопиет людем...» Возгласи и в наши оглохшие душевно ушеса: «Покайтесь и обратитесь, пока серп смерти не пожал краткую жизнь вашу». [7 января 1911 г.]
Спасающая Божия благодать потребляет грех
«Свободна убо тварь познавается, и сынове света прежде омраченнии, един стенет тьмы предстатель. Ныне да благословит усердно виновнаго, прежде окаянное языков всенаследие» (Богоявленский ирмос, 8-я песнь 2-го канона). Будучи долгое время угнетаем ярмом несносного греховного рабства, и получивши духовную свободу от тиранства греховных страстей, и бывши прежде омраченный, соделавшись сыном Света, между тем как тьмы предстатель — диавол — подвержен горькому стенанию, побежденный Христовым страданием. Благословляй усердно теперь Господа за избавление от греховного рабства и томления, подобно как бедное человечество, древле избавленное пришествием Христовым, радостно благословляло Христа, родившегося от Пречистыя Девы, и в водах Иорданских главы змиев адских сокрушившего. [9 января 1911 г.]
Предай себя всецело Божию Промыслу
Господи Боже! Управляй всем миром, Святую Церковь, и всякую истинно верующую душу, Своим Божественным, непостижимым, благим Промыслом, управи душу мою ко спасению. Даруй в крепкой надежде в Твой святой Промысл мирно проходить поприще жития сего, быть выше всякой скорби и всякого уныния, во всем желать единственно воли Божией, с верою взирать и ожидать неизбежного перехода из этой временной жизни в жизнь, постигаемую верою, куда перешли праотцы и братия наша. Даруй, Господи, память смерти, чтобы беречься всякого греха, не тяготиться и не унывать ни от какой скорби и не прельщаться ничем временным: ни честью, ни славою, — ибо все временное проходит, протекает, как вода, исчезает, как звук, и, как цвет, засыхает и отпадает. [10 января 1911 г.]
Надежда на Господа
Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей (Пс. 53,6). Вот в Ком моя надежда, в Чем мое упование! Бог и Господь мой, во всем мне поможет, во всем защитит. Имея такого сильного Покровителя, не убоюсь от врагов видимых и невидимых, и они с всею своею злобою, коварством и лестью не могут повредить и нанести мне никакого зла. Пребывая в крепкой надежде нахранящий меня Божий Промысл, ничего я не убоюсь, даже если бы я шел долиною смертной тени, если бы на меня были подняты тысячи мечей и стрел. Возложившего надежду на Господа кто может обидеть, что может повредить? Итак, пребывая как обложенный крепкою бронею, возглашай: Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? (Пс. 26,1). [11 января 1911 г.]
Очувствуйся, бедный грешник!
Бедный и окаянный человек! Святая добродетель тяжела для него, не утешает, не услаждает его душу, молитва ему кажется тяжелым бременем, слово Божие не трогает душу его. Какое омрачение! Какое нечувствие! В чем бы находил покой и мир, в том ему бывает уныние и скука. Не напрасно говорил апостол Павел: Окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7,24). Но грех, который ядом своим умерщвляет его душу, кажется ему приятным и сладким. Какой самообман! Что ведет меня к смерти, то люблю я, что приводит к погибели, вступаю в дружбу с ним. Убойся, брат, греха, умерщвляющего твою душу, и не оскорбляй Господа. Храни спасительные заповеди Христовы, сладчайшие паче меда, да будешь благословенный сын Божий и наследник Его Небесного Царствия. [15 января 1911 г.]
|
|