Обратная связь
|
Молитва святому великомученику Георгию Победоносцу
Сегодня память обновления храма святого великомученика Георгия. Святой страстотерпче Геор- гие, любви ради Христовой претерпевший тяжкие страдания, с верою поклоняясь святой твоей иконе на северных вратах Благовещенского придела, молю тебя, угодниче Божий, помоги мне в немощах моих, всякое бесовское уныние далече прогони от души моей, малодушной и грешной; даруй мне спасительное благодушие, чтобы ни от коей же вещи века сего смущаться и малодушествовать, обнови мя благодатью, юже обильно от Господа приял еси, обветшавшего во страстях греховных. Вся Вселенная исполнена чудес твоих, не забудь нас, милостивый предстателю и молитвенниче, к тебе с верою и любовью в скорбях прибегающих. [3 ноября 1910 г.]
Упование мое — Господь
Где душа и в ком найдет себе упокоение и радость? Истинно — в Едином Господе! Он — радость твоя, прибежище твое, утешение твое; Он — отрада твоя; Он — покой твой, мир твой; Он — прощение грехов твоих; Он — успокоение совести твоей, надежда в бедствиях твоих; Он — покровитель твой не только в этой краткой жизни, но во вся веки. Он искупил тебя от ада и смерти Своими спасительными страданиями. Он воскрес и даровал тебе бессмертие. Имея такого благого милосердого Господа, кого убоишься? Кто дерзнет нанести тебе какое-либо зло, какую-либо беду? С тобою только то будет, что угодно Его Божией воле, Его благому Божественному Промыслу, только не колеблись, но крепко стой на камне спасительного упования. [3 ноября 1910 г.]
Мир — рай, расстройство — ад
Научитеся от Мене, яко кроток Есмъ и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашым (Мф. 11,29). Брат, прими учение Христово о кротости и смирении. Будь кроток и смирен, уступи свое право ближнему, из вещей маловременных, ничтожных не заводи ссоры и неприятности, оставь злобу и огорчение, избегай говорить брату слова злобы и гнева. По учению Господа, поступая кротко и смиренно, ты найдешь покой и мир в душе своей, пребывая в мире и любви со всеми. Это райское состояние, где нет ни злобы, ни зависти, но любовь и согласие. Но напротив: где злоба, гнев, злоречие, ненависть, какое тут неустройство, смущение, беспокойство. Это адское состояние, где нет и тени любви, а где только крамолы, раздор, злоба и несогласие. Братия, возлюбим спасительное смирение, облечемся в одежду тихой кротости, и покой Божий усладит души наши. (Без рассуждения и добродетель приводит к огорчению). [6 ноября 1910 г.]
Искушения и немощи понуждают искать Божией помощи
Св. Исаак Сирин учит, что человек бывает подвержен изменениям, легко побеждается всякой страстью, изнемогает и смущается от малейших скорбей, все это допускается от Промысла Божия, чтобы человек глубоко смирился, сознал, что своими силами, своим разумом не может избавиться ни от какой скорби, не может одолеть и воспротивиться никакой малейшей страсти. Посему всегда с глубоким смирением, с сознанием своей немощи нужно молиться и призывать Всесильного Господа, чтобы избавиться от всякого искушения, от всякого греха, и если случится по немощи согрешить в чем-либо, не смущаться, не малодушествовать, но приносить искренне покаяние, опять полагать доброе начало исправления, уповая на милость Христову и на молитвы Пречистой Богородицы и Всех святых. [ 10 ноября 1910 г.]
Предание себя в Божию волю
«Что благо, кроме Бога? Предадим же Ему все, касающееся нас, и благо нам будет; ибо Благий, конечно, есть и благих даров податель» (Добротолюбие. Т. 2, прп. Нил Синайский, о молитве, 33). Что бы мы ни пожелали в душе своей, но ничего нет такого, что прекраснее и лучше Бога. Поэтому все, что с нами случается, предадим в Его Святую волю, в Его благий и пекущийся о нас Промысл, и все будет хорошо, полезно и прекрасно для нас. Если же что верно и истинно, Он, как благой, как Источник всего доброго и прекрасного, несомненно, дарует нам все полезное и спасительное. Отложивши всякую заботу, всякую печаль, всякое попечение о себе, предавшись в волю Божию, будем почивать в благой надежде на Господа, что Он, Утешитель, упокоит и спасет нас. [12 ноября 1910 г.]
Духовное общение митрополита Филарета с преподобным Сергием
Из разговора наместника Троице-Сергиевой лавры с преосвященным Леонидом: «Не явно ли, что на это воля Преподобного. Верите ли, что во всем и в частностях вижу и вижу, что Преподобный управляет всем, а мы лишь орудия! Все делает, все облегчает, все благословляет, всему снисходит (вера в помощь преподобного. — мон. Иосиф), но скажу вам по секрету, не снисходит одному: неудовольствию против Владыки! Это мне так явно, что усумниться я и хотел бы, а невозможно. Поражаюсь очевидностию союза между ними и смиряюсь крепостию его». Владыка был в большом смущении, когда отказался от освящения Триумфальных ворот в Москве и наместник ему советовал не святить, «хотя бы пришлось и поскорбеть, хотя это будет неприятно Государю», так что Владыка от скорби заболел. Потом Владыка в радостном духе передавал о. Наместнику, что Преподобный явился ему чувственным образом. «Я заснул, а был уже час пятый, как послышался шорох в двери. Я чуток, проснулся, привстал. Дверь, которую я обыкновенно запираю, тихонько отворилась, и вошел Преподобный, старенький, седенький, худенький и росту среднего, в мантии без епитрахили, и, наклонясь к кровати, сказал мне: “Не смущайся, все пройдет” и скрылся... “Спасибо, — сказал мне Владыка, — ты один говорил мне против всех”. И оправдались слова Преподобного. Слышал от о. Наместника эту тайну 16 августа 1853 года в скиту за всенощной, в алтаре». (Душеполезное чтение. 1905. Ч. 3. Из записок Преосвященного Леонида. С. 35-36.)
Вот награда веры в заступление Преподобного! И наша Святая обитель, хранимая и благоустрояемая, что являет? Наша ли мудрость и попечение это совершает? Все наши деятели не суть ли только орудия, а всем управляют преподобные Сергий и Герман благодатью, им от Господа данною? Преподобные Сергие и Германе и преподобный Сергие Радонежский, чудотворцы, молите Бога о нас и помогайте нам в скорбях наших. [12 ноября 1910 г.]
Ищи помощи в Едином Господе
«Зубы их да не ята будет душа моя яко птенец, Слове: увы мне, како имам от врага избыти грехолюбив сый!» (антифон воскресный 2, глас 6). Враг души да не расторгнет своими адскими челюстями мою душу, как птичку немощную, беспомощною. Увы! Горе мне! Как избавлюсь от врага сильного и льстивого, так как всецело пристрастился я к сласти греховной и скверной, которая, как деспот, как злой тиран, терзает, понуждает меня делать, чего не желаю и что ненавижу? Так силен враг, так обольстителен грех! Слове Божий, Сыне Единородный, Возбранный Воеводо и Господи, Победитель ада и смерти, искупивший пречистою Твоею кровью весь мир от проклятия и греха, возьми от мене бремя тяжкое, греховное и сокруши зубы адского змия, и оскверненную грехом душу мою обнови спасительным покаянием. [13 ноября 1910 г.]
Ищи помощи в Господе Иисусе
«Иисусе, Сило непобедимая, Иисусе, мудросте недомыслимая» (слова акафиста Иисусу Сладчайшему). Господи Иисусе, душу мою немощную укрепи Божественною Твоею благодатью, даруй ей силу и крепость быть выше всякого вражьего прилога, колеблющего мир ее, и малейшими немощами, недостатками смущающего ее благодушие. Господи, Твоим Божественным разумом просвети мое неразумие, даруй на все приключающиеся противности, огорчения, скорбные приражения смотреть не смущенно, а через кого это бывает, то смотреть на них как только на орудия Твоего Божественного Промысла, не обвиняя, не гневаясь на них, но считая себя виновным, своим неразумием и нерадением, подавшим повод к расстройству и смущению. Истинно, без Твоего вразумления и помощи я не могу успеть ни в чем полезном и спасительном. «Господи, дело рук моих поспеши и дела рук наших исправи». [18 ноября 1910 г.]
Вражьи козни, сеющие вражду
Иногда враг наносит тучу помыслов, что что-то может случиться, что ты от известных (предполагаемых только) причин можешь потерпеть искушение, что все желают тебе зла, что это делается с такою-то целью не ради Бога. Часто, как учит авва Дорофей: «Из-за ложных помыслов подозрения на ближнего сколько бывает смущений, неприятностей, огорчений, расстраивающих мир душевный и любовь к братии. Этот бесовский сор сеет враг, и им потемняет наш разум, и приводит душу в искушение и смущение!» Избави, Господи, нас от этих смущений, даруй мир душам нашим, чтобы нам из-за малейших пустяков не расстраиваться, не терять любви с братьями, которую враг старается истребить и насадить в нас вражду, зависть и злобу. Мир Твой даруй нам, Сыне Божий. [20 ноября 1910 г.]
Отъезд брата Василия
Пришедший в обитель в 1896 г. при отце игумене Гаврииле, брат Василий, молодой, крепкий юноша, проходил клиросное послушание, жил при часовне на Архиерейском подворье в Москве, на монастырском подворье, ученик отца Варсонофия, недавно почившего (Василия в схиме). Казался благоговейным, скромным. В Москве познакомился с каким-то юродивым, сделался в свою очередь юродом, стал самочинствовать, не слушаться, и поэтому по представлению начальства прислан указ из Консистории ему разуказиться и оставить обитель. Он ныне в рясофоре, завтра уезжает в Санкт-Петербург с отцом Наместником. После вечерни зашел ко мне проститься и принес книжицу «Служба Святителю Митрофану». Я пожалел его, сказав ему: «Зачем, брат Василий, оставляешь обитель? Она подобна великому кораблю, плывет по морю жизни, совершая спасение, и мы подобно маленьким лодочкам, привязанные к этому великому кораблю, хотя слабо и лениво живем, надеемся, с Божией помощью, за молитвы отец и братии уповаем спастись, а ты оставляешь святую обитель и, как оторванная лодочка, пускаешься в бурное житейское море!» При этом чувства душевные невольно оросили ланиты мои слезами. На память я подарил ему свой маленький «Отечник», выбранный из «Отечника» епископа Игнатия (Брянчанинова), когда был на рабочей трапезной послушником 25 лет тому назад. Он иногда заходил ко мне, и я делился с ним словом назидания. Что последовало с ним и какие побуждения и цели его к этому подвигли? Остается тайною. Спаси, Христе Боже, раба Твоего Василия и устрой о нем спасительное и полезное. Пути Божия Промысла неисповедимы! Стоящие высоко падают, но снова, милостью Божией, испытавши многие искушения, подобно блудному сыну обращаются в объятия Отца Небесного, вступают на путь покаяния и получают блаженную кончину. [21 ноября 1910 г. 8 часов вечера]
Будь готов к скорбям
«От всяких скорбей и печалей избавлял и избавляет нас Господь наш Иисус Христос, и мы благодарим Его за то всем сердцем своим. Но как быстро охватывает нас враг невесть откуда нечаянно наносимыми скорбями, особенно от злых и лукавых людей или от непредвиденных обстоятельств. Слава Тебе, хранящему живот наш от печалей и скорбей! Блюди, брат, как опасно ходишь! Враг не дремлет, и днем и ночью, во сне и наяву влечет нас к греху и питает в нашей душе всякие страсти душеубийственные. Бодрствуй, брат, распинай страсти плотские, особенно чревоугодие и все плотские грехи» (Живой колос с духовной нивы протоиерея Иоанна Кронштадтского. СПб., 1909).
О Льве Толстом
В мире отверженного от Церкви, похулившего ее таинства и уставы Льва Толстого, недавно умершего, светская пресса и студенты университета прославляют и величают как великое светило, несмотря на то что он тысячи душ отравил своим лжеучением и мнимым просвещением. Горе человеку... имже соблазн приходит (Ин. 1,10). Святая обитель, как стеной отделенная от урагана мирской суеты, мирно пребывает, воспевая древние церковные песнопения, составленные церковными певцами, воспевая радостно Господа и прославляя Его тридневное Воскресение; воспевая после вечерни акафист преподобным Сергию и Герману Валаамским чудотворцам, умоляя Господа о мире всего мира и спасении душ наших.
По благословению отца игумена Маврикия монах Всеволод ведет беседы о богослужении в святом храме. [28 ноября 1910 г.]
|
|