Характеристики стилей различных периодов культуры античности стили в культуре
| идея стиля
| признаки стиля, объекты
| – крито-микенский
| утопическая религиозность (религия земли и плодородия
| – дворцы и толосы (усыпальные храмы)
– культ быка
– анфасные изображения
– «примитивная» скульптура
– доминирование ярких жизнерадостных цветов: бирюза, красный, желтый
| – геометрический, гомеровский
| – воинская доблесть – арете
– «героический кодекс»: достижение славы, вслед за которым идёт чествование, соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство
| – статичные, гипертрофированные «героические» фигуры
– геометрические и огромным количеством деталей узоры на керамике
| – классический
| ИДЕЛЬНЫЙ МИФ
(религиозный материализм)
Идеализация, обожествление
человека
и очеловечивание богов
| – золотое сечение
– идеальность фигур и обезличенность черт
– пластическая гармония фигуры (динамика, оживление) посредством драпировок
| – эллинистический
| – свободная колонна, колоннада
– симметрия, мера, уравновешивание
– живость и эмоциональность скульптур
– «обнаженная» идеальная красота богов и героев
| – древнеримский
| – форумы, цирки, базилики, купол
– арки и аркады,
– фальш-колонна
– индивидуализация скульптурного портрета
| Вопросы для групповой рефлексии:
1. В чем мировое значение античной культуры?
2. Какой из стилей периодов античной культуры наиболее знаком и востребован в культурно-познавательном туризме больше?
3. Оправдана ли с точки зрения «стоимости» культурного наследия в составе туристического продукта цена туров по Греции и Криту?
Вопрос для самостоятельного изучения:
Признаки стиля культуры архаического периода (VII – VI века до н.э.);
Тема эссе:«Признаки античной культуры в современности».
Тематика рефератов (мультимедиа-презентаций):
Памятники изобразительного искусства, литературы, архитектуры и скульптуры античности.
Контрольные вопросы:
Вопрос 1. К признакам стиля в памятниках античной культуры не относятся:
1) символизм
2) статика
3) антропоморфизм
4) золотое сечение
5) идеализация изображения
Вопрос 2. Изображения богов в виде идеальных статичных человеческих фигур характерно для стиля:
1) архаического
2) гомеровского
3) классического
4) эллинистического
5) древнеримского
Вопрос 3. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
1) классический
|
| А – индивидуализация скульптурного портрета, фальш-колонна, арки и аркады
| 2) древнеримский
|
| Б – симметрия, мера, уравновешивание, свободная колонна, колоннада
| 3) геометрический
|
| В – золотое сечение, пластическая гармония (динамика, оживление)
| 4) эллинистический
|
| Г – статика и «сверхсила» скульптур; каноничность в передаче пропорций лиц и фигур
| Вопрос 4.Основные признаки древнеримского стиля в скульптуре античной культуры:
1) статичность и идеальность сложения статуй
2) передача пластики движений через красоту и изысканность поз
3) утрированное портретное сходство, индивидуализация изображения человека
4) очеловечивание изображения божества
Вопрос 5. Для какого стиля в архитектуре античной культуры характерно использование свободной колонны:
1) классический
2) геометрический
3) древнеримский
4) эллинистический
5) крито-микенский
Вопрос 6.Для какого стиля в памятниках культуры античности характерно использование правила золотого сечения:
1) классический
2) геометрический
3) древнеримский
4) эллинистический
Вопрос 7.В основе стилей античной культуры лежат идеи:
1) идеализации, обожествления человека
2) религиозного материализма
3) антропоморфизма
4) свободы и равенства всех людей
Вопрос 8. Изображение богов в виде движущихся, пластичных и идеально сложенных людей характерно для стилей:
1) архаического
2) геометрического
3) классического
4) древнеримского
5) эллинистического
Вопрос 9. Для какого стиля античной архитектуры характерно использование аркады в общественных сооружениях:
1) классический
2) геометрический
3) древнеримский
4) эллинистический
Вопрос 10.Для какого стиля античной культуры характерно использование огромных, статичных фигур (атлантов и кариатид) для украшения зданий:
1) классический
2) геометрический
3) древнеримский
4) эллинистический
5) архаический
Методическое обеспечение лекционного занятия:
мультимедиа-презентация №7 «Памятники античной культуры»;
Литература к теме:
1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.
2. Розин, В.М. Античная культура. Этюды исследования: учебно-метод. пособие для вузов / В.М. Розин. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2005.
Тема 2.5. Памятники культуры средневековья (2 часа)
Цель занятия:сформировать представления об основных особенностях памятников культуры средневековья.
Задачи:
1. Формировать представления о культурной эпохе и стилях средневековья.
2. Учить распознавать и квалифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей культуры средневековья
3. Создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса при восприятии памятников культуры средневековья.
Вопросы к лекционному занятию:
1. Византийская культура: идея и признаки художественного стиля, влияние византийского стиля на культуру других государств. Памятники культуры византийской эпохи: собор Святой Софии (Стамбул), храмы Равенны и Никеи; византийские мозаики и иконопись.
2. Романский стиль в искусстве: идея и признаки художественного стиля, влияние романского стиля на культуру других государств. Памятники культуры романского стиля: придворные замки и монастыри Испании, Италии, Германии, Англии; капелла в Аахене; Пизанский собор, баптистерий и башня; церковь Сен-Лазар в Отене, собор в Вормсе и пр.
3. Готика – вершина культуры средневековья: характеристика стиля. Памятники культуры готического стиля: церкви аббатства Сен-Дени, соборы в Лане, Париже, Шартре; соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене; соборы в Кельне, Утрехте, в Бургосе; Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор святого Витта в Праге и пр.
Византийская культура: идея и признаки художественного стиля, влияние византийского стиля на культуру других государств
стиль в культуре
| идея стиля
| признаки стиля, объекты
| Византийский
| Безграничное и грозное могущество Бога, Христос во славе, «страшный суд»
| – канон (иератичность, плоскостность) изображений,
– яркость мозаик (смальта), колонн,
– аскетичность снаружи,
– кубоватая капитель,
– аркада на колоннах
| Характерные черты византийского стиля:
|