Тема 3. Религия и философия: происхождение, генезис, сущность. План лекции:
1. Философия и религия: их взаимосвязь, соотношение и интерес.
2. Религия: происхождение, понятие, сущность.
3. Корни и функции религии. Религиозная картина мира.
4. Мировые религии и их роль в развитии культуры, нравственности, государственности.
3.1 Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа», один из важнейших компонентов его мировоззрения. Изучением религии занимаются прежде всего богословие, а также история и философия – каждая под своим особым углом зрения. Богословие стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, данным путем откровения. Философия анализирует прежде всего сущность религии, определяет ее место в систему мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.
Имеются по меньшей мере две причины, которые объясняют причину интереса философии к религии:
Во-первых, невозможно понять специфику религии, ее социальные функции и механизм их осуществления, не исследовав социально-онтологические основания религиозного культа, поведения, веры. А это исключительно прерогатива философского знания.
Во-вторых, в религиозных представлениях и обобщениях теологических концепций запечатлен многовековой нравственно-психологический опыт, представляющий особую ценность для философских размышлений, прежде всего о проблеме человека. Не случайно ряд философских школ был тесно связан с христианской доктриной и лишь впоследствии отпочковался от нее.
Философию религия интересует еще потому что:
- Религия как философия является типом мировоззрения, т.е. специфической совокупностью идей, взглядов, представлений человека об окружающем мире и своем месте в этом мире;
- Религия как и философия является одной из форм общественного сознания
- Религия является специфическим видом идеологии, которая разрабатывается и вносится в массовое сознание специально подготовленными кадрами – теологами;
- Религия является важным социальным институтом, который сопровождает всю историю развития человечества;
- Религиозная философия является одной из наиболее ранних форм философствования. Как и мифология, религиозная философия сыграла определенную роль в становлении научной философии;
- Религия выступает как специфическая форма практической деятельности, человека, связанной с раздвоенностью сознания верующих;
Таким образом задача философского анализа состоит в том, чтобы выявить все связи, взаимовлияния, взаимодействие религии с другими формами общественного сознания, со всеми формами бытия. Раскрыть сущность, особенности и характерные черты религии.
Практика показывает, что примитивные представления, недооценка религии в социально-политическом идейно-теоретическом плане опасная тенденция. Сегодня невозможно понять и прогнозировать многие ключевые процессы реального бытия не принимая во внимание религиозный фактор, который по разному, но весьма ощутимо проявляется во многих странах мира, в том числе и в современной России. Поэтому исследование религии, анализ этого исторического явления является ответственной задачей современного обществоведения, в том числе и философии. Религия остается для значительной части населения Земли господствующим мировоззрением, служит способом регулирования не только внешнего поведения, но и внутреннего «психологического» мира человека.
3.2. Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. В вопросе о происхождении религии необходимо прежде всего различать психологические причины и социальные корни религиозного сознания.
Принципы, лежащие в основании объяснения возникновения религии подразделяются на две группы:
- Первые, супернатуралистические – говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник
- Вторые, предполагают или сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии, или чисто прагматические стремления отдельных лиц ради утверждения власти, или осуществления известных сил природы, или объективирование известных душевных качеств, или почитания предков.
Гносеологический смысл религии или проблемы соотношения веры и знания решаются в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме: сциентистски-позитивистский, исторический (эволюционный) и абсолютный.
Сциентистско - позитивистсткий подход толкует религию как низший вид знания, сводит её к суеверию, которое с развитием науки обречено на исчезновение.
Исторический (эволюционный) подход усматривает в религии развивающуюся форму знания, сохраняющую своё значение даже тогда, когда оно входит в состав иного, более высокого уровня знаний.
Абсолютный подход рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека, значимых для человека и общества.
Религия (от лат.) – благочестие, набожность, святыня, предмет культа, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на акте веры в сверхъестественные силы (или веры в Бога, «священного»).
Теологи утверждают, что религия есть отношение, связь человека с Богом.
Теология – учение о Боге, системное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека. Состоит из 4ёх частей: догматика – содержит непререкаемые истины; экзетика – толкует библейские положения; апологетика – обосновывает и защищает идею Бога; гомилетика – рассматривает вопросы церковных проповедей.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф: происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; объяснение природных явлений; поступки, судьба человека; нравственно-этические проблемы.
Религия формировалась в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад, на более высоком этапе развития общества, чем начало развиваться мифологическое мировоззрение. Одной из существенных предпосылок становления религии было постепенное развитие мышление человека, когда общие понятия («Человек» и др.) обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к наделению их при гипертрофированном представлении в образах – самостоятельным существованием. Наиболее распространенными, или, как их ещё называют, «мировыми», «наднациональными» религиями явились буддизм (VI-V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Главная черта всех религий – вера в сверхъестественное, сверхприродное.
В своем развитии религия прошла несколько этапов:
Первый - вера в предметы, явления, процессы (языческая религия);
· Второй - вера в духовное начало
· третий ( около XIII в. До н.э.) вера в Богов (римские, египетские), затем переход к мононобожию. Абсолютное большинство современных религий монотеистические.
В настоящее время появились религии, в которых наблюдается отсутствие Бога как Абсолюта. Утверждается вера в Мировой Разум, Мировой Дух.
Религия для определенной части населения была, есть и будет источником этических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, определенной гарантией справедливости, фактором объединения, сплочения людей.
3.3 Религия, как форма общественного сознания, характеризуется раздвоенностью восприятия окружающего мира: объективно существующий мир (объективная реальность) и существование потустороннего мира. Этим во многом объясняется двойственных характер деятельности (поступков) верующего.
В свою структуру религиозное сознание включает:
- религиозную психологию (совокупность представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, связанных с определенной системой религиозных идей);
- Религиозная идеология (система идей, взглядов, догм, разработкой и пропагандой которых занимаются специальные религиозные организации, богословы, служители культа)
Религия выполняет, как и другие формы общественного сознания, ряд функции:
- Иллюзорно-компенсационная функция(особая функция религии) дает человеку своеобразное «ускорение» по реализации того или иного действия, процесса, при этом сама жизнь не меняется.
- мировоззренческая функция позволяет формировать своё представление о мире, о природе, обществе и человеке, свою религиозную картину мира, которую воспринимают прежде всего верующие, удовлетворяя свои познавательные потребности;
- регулятивная функция формирует свою систему норм, которые регулируют отношения и поведения человека, подчиняют его деятельность требования религиозных догм, требованием церкви;
- коммуникативная функция способствует общению людей в пределах религиозной общины или религиозной организации;
- познавательная функция направлена на познание окружающей действительности и потустороннего мира прежде всего через познание Бога;
- Аксиологическая функция заключается в морально-нравственной оценке вещей, явлений и процессов окружающего мира через призму их соотношения с бытом.
- Культурологическая функция способствует распространению определенной культуры, влияет на культуры.
- Нравственно-восклицательная функция культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, состраданию, честности, терпимости, порядочности, долга и прочее.
Корни религии, т.е. те основания, которые могут привести человека к акту веры в сверхъестественные силы заключаются прежде всего в способности сознания отрываться от действительности.
Гносеологические корни религии представляют собой условия, предпосылки, возможности формирования религиозного сознания, возникающее в процессе познавательной деятельности человека (ограниченность противоречия, несовершенство и др. познания)
Психологические корни религии проявляются, прежде всего через различные эмоционально-психологические состояния человека (страх, горе, одиночество, беспомощность и пр.), что может привести человека к вере, к усвоению религиозных идей и представлений.
Социальные корни религии заключаются в бессилии человека перед силами природы, перед несовершенством социальных законов, несправедливости в жизни людей, перед трудностями и проблемами социального бытия
Религиозное сознание в обобщенно-мировоззренческой форме выражается в религиозной картине мира. Религиозная картина мира. Разделяет реальность на естественную и сверхъестественную сферы (на основе акта веры), при этом первая считается зависимой от последней.
Следует выделить некоторые особенности обобщенной современной религиозной картины мира применительно к основным мировым религиям - буддизму, христианству и исламу:
- центральный пункт любой религиозной картины мира – сверхъестественный символ Бога (богов).Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. Но общим положением для всех религиозных картин мира является то, что они основаны на знаниях – заблуждениях и религиозной вере;
- сторонники религии, верят, что материальное создано Богом, а мир существует как посторонний эмпирический, в котором временно живет человек, так и мир потусторонний, где вечно обитают души людей. Потусторонний мир разделяется в некоторых религиях на три уровня существования: мир богов, мир рая и мир ада. Вопрос о создании и устройстве мира является одним из основных вопросов в учении о мире;
- важное место в религиозных картинах мира занимают представления о времени, которые в разных конфессиях трактуются неоднозначно. Для христианства социальное время выстроено линейно. Буддизм оперирует периодами «космического времени», которые носят название «кальпы»;
- все конфессии рассматривают бытие человека, обращенного к Богу, но по-разному определяют его. Буддизм видит бытие человека как судьбу чрезвычайно трагическую, наполненную страданиями. Христианство на первое место ставит греховность человека и важность ее искупления перед Богом. Ислам требует беспрекословного подчинения воле Аллаха уже при земной жизни.
Рассмотренные картины мира имеют общие признаки:
- все они своей основой имеют обобщенные знания о бытии, хотя и различного
характера
- выстраивая зримый портрет мироздания, его образно-понятийную копию, все
картины мира не выносят за свои рамки самого человека. Они оказываются
внутри нее. Проблемы мира и проблемы самого человека всегда тесно
переплетены.
К существенным различиям данных картин мира можно отнести:
- каждая их картин мира носит конкретно-исторический характер;
- Важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является характер самого знания. Так, философское знание имеет всеобщий и общий сущностный характер. Естественно-научное знание носит преимущественно конкретно-частный, предметно-материальный характер и отвечает современным критериям научности; оно экспериментально проверяемо, нацелено на воспроизведение сущности, предметности, используется для воспроизводства материальной и духовно-светской культуры. Для религиозного знания характерна вера в сверхъестественное, сверхприродное, тайное; определенная символичность и догматичность.
Тема № 3
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, сущность и функции религии.
2. Философия и религия: их соотношение.
3. Место и роль религии в системе культуры.
4. В чем причина выживания религии на всех этапах истории человечества?
5. Основные мировые религии и их роль в развитии культуры, нравственности и государственности.
6. Почему иудаизм не относится к мировым религиям?
7. Наука и религия: их соотношение?
8. Наука и искусство: что их объединяет?
9. Как объяснить тот факт, что Бог един, а религии разные?
10. Проблемы и перспективы функционирования религии в будущем мировом сообществе.
Литература по теме № 3
1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2007. – с.64-70.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 502с.
3. Лавриненко В.Н. Философия:Учебник.-М.; Юристъ,2007.-с.383-399.
4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 240с.
5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.38-52.
6. Якушев Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2007. – с.176-182.
Дополнительная литература
1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.
2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.
3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.
4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.
|