Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема №4. Картина материального единства мира.

План лекции:

1. Категории «бытие», «субстанция», «материя» как основополагающие научно-философские категории.

2. Материя: понятие, сущность, строение уровней.

3. Движение, пространство и время как атрибуты материи.

4. Картина мира как целостная система представлений о действительности.

 

4.1 Любое философское рассуждение начинается с понятия о бы­тии. Вопрос, что такое бытие, имплицитно присутствует в любом философском учении. Он возник вместе с зарождением филосо­фии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество.

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что существует. Это и материальные вещи, это и все процес­сы, их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения—все это части бытия.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуж­дается ни в чем, кроме самой себя.

Центральный раздел философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия - одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в пер­вую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бы­тия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.



Основными формами бытия являются:

- материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

- идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной ре­альности в виде индивидуализированного духовного бытия и объекти­визированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

- человеческое бытие - существование человека как единства материаль­ного и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

- социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бы­тие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Среди бытия также выделяются:

- ноуменальное бытие (от слов "ноумен" - вещь сама по себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблю­дает его со стороны;

- феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменаль­ное бытие совпадают.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытие - состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Представления о бытии начали формироваться уже в самых древних философских учениях. В античной философии первым внимание этой категории уделил Парменид (V в. до н. э.). Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т.е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие — это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.

В философии Платона бытие подразделяется на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей: в) бытие предметов искусства.

В средневековой философии бытие чаще всего отождествлялось с Богом («Бог есть само бытие»), от которого, как полагали, происходит бытие отдельных вещей.

В эпоху Возрождения и в Новое время (XVI—XVIII вв.) фор­мируются натуралистические представления о бытии как приро­де. Материалисты этого периода фактически отождествляли бы­тие с материей во всех ее проявлениях («телесная субстанция»). Д. Беркли обосновывал субъективно-идеалистическую концепцию бытия: «Существовать — значит быть в восприятии».

Важное место категория бытия заняла в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектикой идеалистический подход в понимании бытия парменидовскому метафизическому, подчеркивает, что «становление есть данность бытия». Категория бытия стала исходной при построении его «науки логики» как системы категорий.

Величайшая заслуга Гегеля состояла в том, что, во-первых, он категорию бытия наполнил глубоким диалектическим содержанием, связанным с идеей развития. Во-вторых, философ придал категории бытия полярный характер, связав ее со «своим другим» — категорией «ничто». Единство (противоречие) этих категорий есть становление, единство возникновения и уничто­жения. В-третьих, противоречие «бытие-ничто» Гегель сделал «мотором восхождения» в своей логике как последовательно развертывающейся системе категорий (качество, количество, мера, сущность и явление и др.). В-четвертых, Гегель выдели, две формы объективного процесса — природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие). Однако немецкий философ представил бытие как «инобытие духа», т.е. растворил бытие в мышлении (панлогизм).

В диалектическом материализме бытие разделяется на бытие идеального (духовное бытие) и материальное бытие. Последней считается первичным, определяющим, а первое — вторичным зависимым от него. Эта зависимость раскрывается через понятие «отражение»: идеальное есть активное творческое воспроизведение материального бытия.

В философии XX в. проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме применительно к человеческому существованию (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Основное понятие данного философского направления — «экзистенция». Оно выражает способ бытия человеческой личности как конкрет­ной, неповторимой, уникальной, которая не может быть до­ступна рационалистическому языку понятий. Тем самым бытие — это прежде всего человеческое существование: бытие есть наша жизнь.

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материаль­ное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

- материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы - дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов (Гераклит, Декарт, Бэкон, Гоббс, Фейербах, Маркс и др.), материя первична и представляет собой наличное бытие;

- объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа (Платон, Кант, Лейбниц, Гегель и др.);

- субъективно-идеалистический подход – материя как самостоятельная реальность не существует вообще, она лишь продукт (феномен) субъективного (существующего только в виде сознания человека или Бога) духа (Юм, Беркли, Фихте, Мах и др.)

- позитивистский подход – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать или полностью изучить при помощи опытного научного исследования (Спенсер, Конт, Карнап, Локатос и др.)

В современной российской науке утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи: материя есть объективная реальность и основа бытия, которая даётся человеку в его ощущениях, отражается ощущениями, но существует независимо от них.

4.2 Материя - сложная философская категория, которая мо­жет употребляться сразу в нескольких смыслах. Среди всего многообразия смыслов главными являются два. В соответствии с одним смыслом, который был определен Аристотелем. Материя есть то, из чего состоят вещи, некое субстанциональное начало, довещное состояние, материал, предназначенный для дальней­шей обработки. В соответствии со вторым смыслом, опреде­ленным Р. Декартом, материя есть всякая вещь, отличительным каче­ством которой является пространственное бытие, существова­ние в пространстве. Признаком материи являет­ся ее протяженность, размещение в пространстве.

Первые попытки определить понятие «материя» были предпри­няты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещест­ва: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атома­ми (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) — огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпри­нял Анаксимандр, который первоосновой всего существующего считал «апейрон» — бесконечную, неопределенную, беспредель­ную меняющуюся субстанцию.

В философии Нового времени (XVII—XVIII вв.) материю понима­ли как некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанцию), наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, ма­терия — совокупность частиц, а природа — совокупность матери­альных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя — система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Л.Фейербаха материя — это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.

По мере развития философии и науки понятие материи пос­тепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновре­менно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование вне и независимо от сознания и отражаемая им.

В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя — это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) — это порождение духа, «инобытие» идеи.

В конце XIX – начале XX в. Последовал каскад научных открытий, существенно изменивших представления о материи и ее свойствах. Основные открытия были сделаны в естествознании:

1. Рентгеновские лучи и радиоактивность — результат спонтан­ного (самопроизвольного) распада атомов.

2. Идея квантов (М. Планк), в соответствии с которой испуска­ние и поглощение электромагнитного излучения происходит дискретно, конечными порциями (квантами).

3. Открытие электрона (Д. Томсон) как составной части атомов.

4. Обнаружение Резерфордом того, что в атомах существуют ядра, и построение им планетарной модели атома, которую допол­нил Н. Бор («модель атома Резерфорда — Бора»),

5. Выявление Луи де Бройлем корпускулярно-волнового дуализ­ма: все материальные микрообъекты обладают одновременно и корпускулярными (прерывность), и волновыми (непрерыв­ность) свойствами.

6. Теория относительностиА. Эйнштейна, согласно которой су­ществует тесная связь материи с движением, пространством и временем и происходит изменение этих атрибутов материи в определенных условиях.

7. Соотношение неопределенностей В. Гейзенберга дало объек­тивную характеристику статистических (а не динамических) закономерностей движения микрочастиц.

Названные открытия показали, что атом не есть послед­ний, неделимый «кирпичик» вещества и мироздания в целом. Кру­шение старых представлений о материи привело некоторых естест­воиспытателей и философов к «физическому идеализму». Они стали рассуждать о том, что «атом дематериализовался», «движение про­исходит без материи», «материя исчезла» и т.п. Значит, полагали они, материализм как философское направление потерпел крах.

Заблуждение представителей «физического идеализма» состо­яло в том, что они смешивали естественнонаучные представления о материи с философской категорией «материя». Однако на деле оказалось, что делимость атома означала не «исчезновение» материи, а углубление и расширение наших знаний о материи и ее свойствах, а также открытие ее новых видов. Уже к началу XX в. окончательно выяснилось, что материя — не только вещество, но и различные виды полей — гравитационные, электромагнит­ные, ядерные. Была доказана неисчерпаемость, вечность и беско­нечность материи.

Относительно недавно наука проникла в структуру элемен­тарных частиц и вплотную начала исследование физического ва­куума — своеобразного материального состояния, особого рода резервуара, из которого рождаются и в который переходят элемен­тарные частицы. Таким образом, материя существует в многооб­разии своих видов, через них, а не наряду с ними.

В основе современных научных представлений о строении мате­рии лежит идея ее сложной системной организации. По современ­ным научным данным в структуре материи можно выделить два крупных основных уровня (блока): неорганическая материя (неживая природа) и органическая материя (живая природа).

Неорганическая природа включает следующие структурные уровни:

1. Элементарные частицы — мельчайшие частицы физической материи (фотоны, протоны, нейтроны и др.), каждая из которых имеет свою античастицу. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц (включая античастицы), в том числе и так называемые «виртуальные частицы», существующие в промежуточных состояниях очень короткое время. Характерная особенность элементарных частиц — способность к взаимным превращениям.

2. Атом — мельчайшая частица химического элемента, сохраня­ющая его свойства. Он состоит из ядра и электронной оболоч­ки. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.

3. Химический элемент — совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 116 химических элементов (26 получе­ны искусственно), из которых состоят все вещества неживой и живой природы.

4. Молекула — наименьшая частица вещества, обладающая все­ми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соеди­ненных химическими связями.

5. Планеты — наиболее массивные тела Солнечной системы, движущиеся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца.

6. Планетные системы.

7. Звезды — светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу; в них заключена большая часть вещества Вселенной. Образуются из газопылевой среды (главным образом из водо­рода и гелия).

8. Галактики — гигантские (до сотен миллиардов звезд) звездные системы, в частности, наша Галактика (Млечный путь), кото­рая содержит более 100 млрд звезд.

9. Системы галактик.

 

Органическая природа (биосфера, жизнь) имеет следующие уровни (виды самоорганизации):

1. Доклеточный уровень — дезонуклеиновые кислоты, рибонуклеиновые кислоты, белки. Последние — высокомолекулярные органические вещества, построенные из 20 аминокислот, со­ставляют основу жизнедеятельности всех организмов.

2. Клетка — элементарная живая система, основа строения и жиз­недеятельности всех растений и животных.

3. Многоклеточные организмы растительного и животного мира — отдельные особи или их совокупность.

4. Популяция — совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений.

5. Биоценоз — совокупность растений, животных и микроорга­низмов, населяющих данный участок суши или водоема.

6. Биогеоценоз (экосистема) — однородный участок земной по­верхности, единый природный комплекс, образованный жи­выми организмами и средой их обитания.

Современная наука не только выделяет типы материальных систем, но и раскрывает их связь и взаимодействие. По этому кри­терию выделяют три уровня строения материи:

1. Макромир — совокупность объектов, размерность кото­рых соотносима с масштабами человеческого опыта: про­странственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, километрах, а время — в секундах, минутах, часах, годах.

2. Микромир — мир предельно малых, непосредственно не на­блюдаемых микрообъектов, пространственная размерность которых исчисляется от 10-8 до 16-14 см, а время жизни от бесконечности до 10-24 сек.

3. Мегамир — мир огромных космических масштабов и скоро­стей, расстояние в котором измеряется световыми годами (скорость света 300 000 км/с), а время существования косми­ческих объектов — миллионами и миллиардами лет.

 

4.3 Характерными чертами (атрибутами материи являются движение, самоорганизация, пространство и время, способность к отражению.

В самом широком смысле движение в применении к материи — это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении за­родились уже в древней философии и развивались по двум основ­ным линиям — материалистической и идеалистической.

Движение — это способ существования материи. Быть — зна­чит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей,свойств и отношений. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть само движение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Формы и виды движения многообразны. Они соответствуют уровням структур­ной организации сущего. Каждой форме движения присущ опре­деленный носитель — субстанция.

Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, планетарная, геологическая, термоядерная и др.

При этом следует учитывать, что:

- каждая форма качественно специфична, но все они неразрыв­но связаны и при соответствующих условиях могут переходить друг в друга.

- Простые (низшие) формы являются основой более высоких и сложных форм.

- высшие формы движения включают в себя в «снятом», пре­образованном виде низшие формы. Последние являются по­бочными по отношению к высшей форме, которая обладает своими собственными закономерностями.

- недопустимо высшие формы сводить к низшим. Так, сторон­ники механицизма (XVII—XIX вв.) пытались объяснить все яв­ления природы и общества только с помощью законов клас­сической механики. Механицизм — форма редукционизма, согласно которому высшие формы организации (например, биологические и социальные) могут быть сведены к низшим (например, физическим или химическим) и полностью объяс­нены только закономерностями последних (физикализм, социал-дарвинизм и т.п.). Хотя редукция — если ее не абсолюти­зировать — вполне полезный прием познания.

- подобно восхождению форм движения от низших к высшим, изучающие их крупные отрасли науки должны развиваться одна из другой: механика — физика — химия — биология — социально-гуманитарные науки.

Движение как «изменение вообще» подразделяется не только по своим основным формам, но и по типам (видам). Развитие — процесс движения, изменения органических целостных систем во времени. Характерными чертами этого процесса являются: возникновение качественно нового, направленность, поступа­тельность (иерархичность), противоречивость, цикличность (спи­ралевидность), единство количественных и качественных измене­ний, необратимость.

Материя имеет способность к саморазвитию, самоорганизации - созданию, совершен­ствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Основным источником развития являются внут­ренние противоречия предмета, явления или процесса. Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость развития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что «носи­телем» развития являются сложные открытые самоорганизующи­еся органические системы.

В свою очередь категория «развитие» конкретизируется в таких категориях, как «становление» (первоначальное формирование предмета), «прогресс» (восхождение от низшего к высшему), «регресс» (нисхождение от высшего к низшему) и др. Наукой о развитии в его полном виде является диалектика.

В современной науке категория «развитие» углубляет свое содержание в понятиях «коэволюция» (выражающем сопряженное, взаимообусловленное изменение всех материальных и духовных систем) и «универсальный (глобальный) эволюционизм», который охватыва­ет все сферы естествознания, обществоведения и культуры.

Важнейшими атрибутами материи являются пространство и время.

Пространство есть форма бытия материи, характеризует порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время — форма бытия материи, характеризует взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Пространство и время как объективные формы бытия материи отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени, различают перцептуальное (психологическое) и концептуальное пространство и время.

Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных пространства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адекватным отображением реальных пространства и времени путем логического мышления. Перцептуальное и концептуальное пространство и время являются формами отражения материальной действительности и вместе с тем формами дальнейшего познания внешнего мира.

В истории философии и науки сложились две основных кон­цепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые су­ществуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длитель­ности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демок­ритом, получила свое логическое завершение в концепции аб­солютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

2. Реляционная концепция рассматривает пространство и вре­мя не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам относятся: объективность и независимость от сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, единство непрерывно­го и прерывного в их структуре, количественная и качественная бесконечность, вечность.

Реальные пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Первые выражают их протяженность, они связаны с измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствами пространства являются гомогенность, изотропность, трехмерность, кривизна; времени — од­нородность, одномерность. Топологические свойства выражают пространственную и временную упорядоченность, качественный аспект пространства и времени (связность, симметричность и изотропность пространства, анизотропность, необратимость, ритм, темп).

Общие свойства пространства и времени специфически конкретизируются, преломляются на различных уровнях органи­зации материи, например, в неживой природе, в мега-, макро- и микромире.

С возникновением живой природы возникают биологические пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций).

Специфические особенности биологического времени на­ходят свое выражение во временных ритмах, которые представ­ляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. «Биологические часы» — способность живых организмов ориентироваться во времени. Они основаны на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках — биологических рит­мах. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма.

С возникновением общества возникают социальные про­странство и время. Социальное пространство — это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начи­ная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Соци­альное пространство — это по существу «вторая природа», где люди организуют пространство в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Так, современный город по своей про­странственной планировке отличается от городов античности или средневековья.

Социальное время — это форма общественного бытия, кото­рая характеризует становление человеческой деятельности и пос­ледовательность различных стадий в историческом развитии. В истории время может «ускорять свой бег», события текут быс­трее, т.е. увеличивается интенсивность всех форм жизнедеятель­ности людей. Особым свойством социального времени является то, что исторические события хранятся в памяти человечества.

Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (длительность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории качественно высший уровень социального времени.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) - следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоёма…

Основные уровни отражения – физический, химический, механический, биологический.

Высшим уровнем (видом) отражения является сознание. Согласно материалистической концепции, сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

4.4Картина мира—это совокупность знаний, дающая интеграль­ное осмысление (научное, просто теоретическое или обыденное) тех сложных процессов, которые протекают в природе и обществе, в самом человеке.

Философская картина мира — это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями теоретическая модель бытия в его соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному эта­пу исторического развития.

Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение мо­жет пониматься материалистически или идеалистически, диалек­тически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом, гносеоло­гическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), де­ятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую.

В структуру философской картины мира входят знания о при­роде, об обществе, о познании, о человеке.

В рамках философского видения мира сформировались две мо­дели бытия:

- нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщенных данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;

- религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается зем­ное и сакральное, происходит удвоение мира, где вера считает­ся выше истин разума.

Содержание нерелигиозной, собственно философской картины мира составляют следующие положения:

- философская картина мира строится на базе знаний о при­родном, общественном мире и мире самого человека. Уни­версальную теоретическую картину мира философия строит вместе с науками;

- для философской картины мира характерно единство космоцен­тризма, антропоцентризма и социоцентризма;

- философские идеи не являются статичными. Сохраняется пре­емственность познания, в силу того что новое знание не отвер­гает, а диалектически «снимает», преодолевает свой прежний уровень;

- для философской картины мира окружающий мир человека рас­сматривается как целостный мир сложных взаимосвязей и взаи­мозависимостей, противоречий, качественных изменений и развития.

Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный характер, так как вторична. Она есть результат, проекция другой — настоящей, истинной реальности — Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия.

Таким образом, специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от послед­ней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемо­го как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской и др.

Научная картина мира — целостная система представлений об об­щих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных поня­тий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления раз­личают общенаучную картину мира, которая включает представле­ния о всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания, может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий. По мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естествен­нонаучная (и прежде всего физическая) картина мира строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) — квантовой механики и теории относительности, сегодня — на основе синергетики.

Основные черты современной естественнонаучной картины мира:

- естественные науки изучают мир «таким, как он есть», поэто­му их объект—материальная реальность, ее виды и формы — космос, его микро-, макро- и мегамиры, неживая и живая при­рода, вещество и физические поля;

- естественные науки стремятся отразить и объяснить природу в стро­гих понятиях, математических и иных исчислениях;

- естественнонаучное знание представляет динамично развивающуюся и противоречивую систему, которая постоянно эво­люционирует;

- естественнонаучная картина мира не включает в себя религи­озные объяснения природы.

Различие рассматриваемых картин мира проявляется и в степе­ни их завершенности. Если философское и естественнонаучное знание — это развивающиеся системы, то этого нельзя сказать о ре­лигиозном знании. Основополагающие взгляды и верования, со­ставляющие основу религиозной картины мира, во многом оста­ются неизменными.

 

Тема № 4

Вопросы для обсуждения:

1. Философский смысл категории “бытие”. Формы бытия.

2. Материя как универсальная научно – философская категория.

3. Формирование представлений о материи в истории философии и науки.

4. Движение, пространство и время как атрибуты материи.

5. Структура и структурные уровни материи.

6. Материальное и идеальное (духовное) как диалектические противоположности.

7. Понятие и сущность Картины мира.

8. Научные, религиозные и философские Картины мира.

9. Материализм и идеализм – основные направления философии.

10. Современное естественно – научное представление о материи и её атрибутах.

 

Литература по теме № 4

 

1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: учебник – М.: “Проспект”, 2007. – с.342-374.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,

2010. – с.245-285.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник.-М.: Юристъ,2007. – с.218-246.

4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.140-153.

5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.123-141.

6. Якушев Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2007. – с.149-154.

Дополнительная литература

 

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.

2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.

3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.

4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.