Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Проблема истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и славянофилов.

Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г.Белинский.

Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии ( материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. По мнению «западников», отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России-освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

Оппонентам «западников» являлись «славянофилы». Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы.

Согласно «славянофилам» основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

3.В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Ее цели-отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Ее главным лозунгом в середине XIXв. было: «православие, самодержавие, народность». Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев.

Основными темами своей философии они считали: единство мира, проблему жизни и смерти, проблему морали и правильного критика (морального) образа жизни, негативных явлений русской жизни.



4.Представителями философского религиозного направления были известные русские писатели-Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.

Ф.М. Достоевский бедующее России видел не в капитализме и социализме, а в опоре на русскую «национальную почву», обычаи, традиции. Выделяет два варианта жизненного пути человека: путь человекобожества и путь богочеловека.

Л.Н. Толстой создал особую религиозно-философскую доктрину-толстовство. Суть которого в том, чтобы: многие религиозные доктрины следует отбросить; религия должна быть простой и доступной для народа; бог и религия-добро, любовь, разум, совесть; смысл жизни –самосовершенство; главное зло на Земле -смерть и насилие; сопротивление злу - в этом основа поведения человека; государство - отживающий институт.

5. Представителями революционно-демократического направления русской философии XIXв. были: Н.Г. Чернышевский; народники-Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев; анархист П. Кропоткин; марксист Г.В. Плеханов.

Общая черта данных направлений-социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, бедующее видели по-разному.

6. Завершает философскую традицию XIXв. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем являлся русский философ В.С. Соловьев (1853-1900).

Основными идеалами его философии были:

-идея всеединства-объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);

-идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности - право, высший –л юбовь);

-идея прогресса -как всеобщей связи поколений;

-идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение) , так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;

-идея Бога как выражения добра.

Основными направлениями Русской философии конца XIX-XXвв. были:

-философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);

-естественно - научная философия;

-светская философия;

-философия русского зарубежья.

Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты:

-сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный подход к истории);

-обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.

1. «Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIXв.-10-х годов XXв. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.

Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.

Основные идеи религиозной философии: объединение всех христианских церквей в единую христианскую «экуменическую» церковь. Разобщенность-главная причина всех бед на земле; мир как единое взаимосвязанное целое.

2. Космизм-направление в философии, которое рассматривает космосом, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Видными представителями этого направления были: Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

Основные философские идеи этого направления: идея Ноосферы-сферы разума; вечности, несотворимости и неуничтожаемости материи; космос-живой развивающийся организм; космос как система космических монад; идея космической биологии.

3. Естественно-научная философия представлена творчеством ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А.Тимирязева и других.

Основные идеи этого направления: бытие есть материальная развивающаяся система и рассматривать это надо с точки зрения естественных наук-физики, химии, биологии, медицины; допускается возможность познания механизма Вселенной; общество это развивающаяся единая система на основе объективных законов.

4. Начиная с 20-х гг. XXв. и вплоть до начала 90-х гг.XXв. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развилась, главным образом, как советская философия.

В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксисткой философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии:

-1917-30-е гг.- время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

-30-е-50-е гг.-период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

-50-е-80-е гг. время возрождения самостоятельности советской философии.

К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х-80-х гг., можно отнести следующие: проблема ценностей; проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к «истинному Марксу», «истинному Ленину»; проблема гносеологии; проблема сознания; проблема идеальности; проблема культуры; проблема философских методов.

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:

-Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

-А. Богданов (теория систем-«тектология»);

-А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);

-М.М. Бахтин (проблема истории);

-А.М. Деборин (творческое понимание материализма);

-Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);

-М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

-Б.М. Кедров (общество, история);

-В. Асмус (широкий круг исследований);

-Ю. Лотман (общество, философия, история);

-П.В. Копнин (философия).

Не все философы нашли возможность для продолжения своей философской деятельности в России.

По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья». Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

2.9.Развитие классической философии, стремившейся к выработке единого целостного учения о мире и человеке завершилось в середине XIXв. В современной философии, получившей название постнеклассической, многочисленные школы и концепции группируются вокруг нескольких основанных направлений. Философия начинает искать (и исследовать) основания существования явлений не в высших (потусторонних) законах или идеях, а в формах (структурах) самой жизни (в формах культуры, языка, деятельности, практики, экзистенции и пр.). Эта направленность философского знания на саму философсофствующую личность находит выражение в том, что философия приобретает антропоцентрический характер. Философия рассматривается при этом как специальная область интеллектуальной деятельности как особая человеческая способность к размышлению. Выражается эта способность в умении ставить вопросы и проблемы, видеть область своего незнания, в стремлении к прояснению мыслей и на этом основании к межчеловеческому взаимопониманию.

На особенности развития философии XX – XXI вв. существенное влияние оказывают социокультурные процессы, в частности резко изменившийся статус науке в обществе и в культуре в целом. В результате в современной культуре формируются две социокультурных ориентаций, которые специфически по-разному осмысливают этот абсолютный образ науки, сциентизм и антисциентизм.

Формирование ряда крупных философских направлений, таких как позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотолизм, герменевтика, психоанализ и др. создает общую «философскую картину» XX века.

1.Позитивизм-направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIXв. и выступающее. За то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достовереное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.