Тема 5. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 1. Анализ потребительского поведения с точки зрения кардиналистской теории полезности.
2. Анализ потребительского поведения с точки зрения ординалистской теории полезности.
Анализ потребительского поведения с точки зрения кардиналистской теории полезности
Потребительское поведение -этопроцесс формирования спроса на товары и услуги, в котором потребители решают три проблемы. Во-первых, как уравновесить расходы с доходами в рамках своего бюджета; во-вторых, какова полезность приобретаемых благ; в-третьих, насколько соизмеримы цена и полезность благ. При этом исходят из положения о рациональном поведении потребителя. Рациональное поведение означает такое распределение ограниченного денежного дохода на приобретение благ, которое позволяет потребителю получать как можно большую полезность от их потребления.
Но можно ли измерить полезность благ, если оценки потребителей субъективны? Различают два подхода к решению этой проблемы. Кардиналистская теория полезности. (Г. Госсен, У. Джевонс, К. Менгер, Ф. фон Визер, и др.) предлагала ввести точное измерение величины полезности и в качестве меры полезности использовать субъективную единицу измерения ютиль (U).Кардиналисты использовали две оценки полезности:
1. Общая полезность (TU) – мера общего удовлетворения от потребления всего количества благ за определенный период.
2. Предельная полезность (MU) – прирост общей полезности при потреблении дополнительной единицы блага.
Взаимосвязь общей и предельной полезности можно представить следующим образом:
;
Предельную полезность можно представить в виде частной производной от общей полезности: '
Графически взаимосвязь между общей и предельной полезностью иллюстрируется на рис. 9.
Рис.9. Общая и предельная полезность блага.
Общая полезность достигает максимума, когда предельная полезность равна нулю. Изменение предельной полезности подчиняется закону убывающей предельной полезности:если потребление всех остальных товаров неизменно, то в рамках определенного периода предельная полезность данного товара снижается по мере увеличения его потребления. Этот закон сформулирован немецким экономистом Г. Госсеном и называется первым законом Госсена.
У каждого потребителя существует много потребностей. Потребитель ранжирует их и, следовательно, спрос на рынке: первые места занимают самые неотложные потребности, за ними располагаются остальные. Удовлетворение потребностей потребитель начинает с самой неотложной, постепенно переходя к менее неотложным. Он действует таким образом что в конце концов предельные полезности приобретаемых благ станут одинаковы (одной и той же величины). Поскольку у каждого блага своя цена, то на их покупку тратятся разные суммы денег. Если предельную полезность блага разделить на его цену, то получим взвешенную предельную полезность. С учетом этого потребитель расширяет потребление тех или иных благ до тех пор, пока предельные полезности благ не окажутся пропорциональными их ценам, то есть пока не окажутся одинаковыми взвешенные предельные полезности. Иначе, последний рубль, затраченный на благо А, должен предоставлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на благо В.
Это положение получило название второго закона Госсена. Его можно формализовать следующим образом
= α ,
где A, B…N – блага.
MUA, MUB… MUN – предельные полезности этих благ.
PA, PB…PN – цены благ
α – величина, характеризующая предельную полезность денег
Это оптимум потребителя, условие потребительского равновесия с точки зрения кардинализма.
Главный недостаток кардиналистской теории состоит в том, что на практике не всегда удается найти универсальную и точную единицу измерения полезности, поэтому в конце XIX века на смену кардинализму пришла ординалистская теория.
|