Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Рыночное равновесие. Роль конкуренции в его установлении

В процессе колебаний спроса и предложения их величины могут совпасть. Такая ситуация называется рыночным равновесием (рис.7). На графике это точка Е, координатами которой являются РЕ – равновесная цена и QЕ – равновесный объем.

 

Равновесная цена показывает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. В состоянии равновесия рынок сбалансирован. У продавцов и покупателей нет побуждения его изменить. При любой другой цене, отличной от равновесной, рынок не сбалансирован.

Если цена установилась на уровне выше равновесного (Р2), то возникает избыток товаров. Если цена установилась на уровне ниже равновесного (Р1), то возникает дефицит товаров. В первом случае возникнет конкуренция между продавцами, под влиянием которой цена понизится до равновесного уровня. Во втором случае возникает конкуренция покупателей, под давлением которой цена повысится до равновесного уровня.

В результате установления равновесия выигрыва­ют и потребители, и производители. Выигрыш (изли­шек) потребителя возникает в связи с тем, что цена равновесия обычно ниже предлагаемой потребителями цены. Графически — это площадь PmaxEPE (рис. 8).

В то же время равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить пере­довые фирмы. Разница между общей выручкой (OPЕEQ E) и совокупными издержками (OPminEQ E) составляет изли­шек (выигрыш) производителя (РE ЕРmin).

Рис. 8. Выигрыш производителя и потребителя

Итак, рынок как система взаимосвязанных и взаимодействующих спроса, предложения и цены обеспечивает механизм, способный синхронизировать решение продавцов и покупателей. Необходимым условием такого согласования является свободная конкуренция — неотъемлемый элемент рыночных отношений.



Устойчивое равновесие формируется тогда, когда на рынке величина предложения может так или иначе приспособиться к величине спроса, а отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются. При этом различают абсолютно устойчивое и относительно устойчивое равновесие. Если в первом случае устанавли­вается единая равновесная цена, то во втором — суще­ствуют небольшие отклонения от нее.

Важно отметить, что формирование равновесия зависит от характера ценовых колебаний. Так, если ко­лебания носят равномерный или взрывной характер, то цена равновесия вообще не формируется. Равновесие устанавливается в течение определенного периода време­ни, если колебания цен носят затухающий характер.

Как уже отмечалось, рыночное равновесие выгодно и продавцам, и покупателям. Однако из этого правила существуют ис­ключения. Может возникнуть такая ситуация (как след­ствие сложных противоречивых процессов в экономике и на рынке), когда равновесные цены могут оказаться слиш­ком высокими для потребителей или слишком низкими для продавцов. В этом случае в процесс рыночного ценообразования вмешивается государство, устанавли­вая пределы роста или падения цен. Оно может устано­вить фиксированную цену на уровне, превышающем цену равновесия или же ниже ее. Чаще всего фикси­рованные цены выше цены равновесия устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию с тем, чтобы по­пытаться гарантировать фермерам определенный уровень дохода. Такие цены создают избыток продукции (Q2 пре­вышает Q1), который правительство вынуждено закупать на деньги из госбюджета и делать запасы товара.

Существуют разные точки зрения по поводу того, насколько хороши такие действия правительства, так как они оказывают весьма противоречивое влияние на рынок и экономику. Мы здесь лишь подчеркиваем факт нару­шения рыночного равновесия (в данном случае со сторо­ны государства) для создания более благоприятных усло­вии функционирования отрасли.

В случае установления цен ниже цены равновесия возникает дефицит продуктов (Q2 превышает Q1). Следствием такой ситуации может быть так называемый черный рынок, где товар продается по ценам, превышаю­щим равновесную цену (так как в нее включается еще плата за риск). Но объем продаж будет меньше, чем в условиях равновесия. К установлению потолка цен при­бегало, например, американское правительство во вре­мя второй мировой войны, регулируя цены на масло, чтобы повысить его доступность для семей с низкими доходами. В дальнейшем потолок цен установили на квартирную плату. Возник устойчивый дефицит жилья, хотя его доступность для беднейших слоев повысилась. Многие считают, что фиксированные цены на жилье приносят больше вреда, чем пользы, так как в этих условиях снижаются стимулы к строительству нового жилья, возможности рынка эффективно перераспределять ресурсы между сферами деятельности.

Установление фиксированных цен государством, как мы видели, ведет к разрушению рыночного равновесия. Но регулирование рынка может осуществляться и без нарушения законов спроса и предложения. Так, устанавливая налог, правительство побуждает производителей повысить цену и в то же время сократить объем производства. Под влиянием этого сокращается спрос и продолжается падение объемов производства. В результате этих сдвигов точка равновесия смещается на новый, болеe высокий уровень. К обратному результату приводит установление дотаций производителю, цена равновесия смещается вниз.

Вмешательство государства в процесс ценообразования свидетельствует об определенной «несостоятельности» рыночного механизма. Необходимость вмешательства государства и его границы рассматриваются в курсе макроэкономика.

Вопросы для самопроверки:

 

1. Охарактеризуйте спрос, описывающий поведение покупателя, с качественной и количественной точки зрения.

2. Сформулируйте закон спроса и объясните механизм его действия, опираясь на закон убывающей предельной полезности, эффекты дохода и замещения. Постройте кривую спроса как графическое обоснование действия закона спроса.

3. Какие факторы влияют на формирование рыночного спроса. Чем обусловлено их деление на ценовые и неценовые.

4. Охарактеризуйте предложение, описывающее поведение продавцов, с качественной и количественной точки зрения.

5. Сформулируйте закон предложения и представьте его действие графически с помощью кривой предложения.

6. Какие факторы влияют на формирование рыночного предложения. Чем обусловлено их деление на ценовые и неценовые?

7. Какую роль в формировании рыночного предложения играет фактор времени?

8. Что понимается под эластичностью спроса и как ее можно измерить?

9. Приведите формулы коэффициента ценовой эластичности спроса и покажите границы изменения величины этого коэффициента. Поясните, почему значение этого коэффициента берут по модулю.

10. Охарактеризуйте степени эластичности спроса в зависимости от значений коэффициента ценовой эластичности.

11. Охарактеризуйте основные факторы, влияющие на эластичность спроса.

12. Что понимается под эластичностью предложения и как ее можно измерить. Представьте формулу коэффициента ценовой эластичности предложения и границы изменения величины этого коэффициента.

13. Охарактеризуйте степени эластичности предложения в зависимости от значений коэффициента ценовой эластичности.

14. Охарактеризуйте основные факторы, влияющие на эластичность предложения.

15. Рассмотрите на примерах практическую значимость теории эластичности.

16. Что такое рыночное равновесие, равновесная цена и равновесный объем. Сделайте графические построения.

17. Какие неравновесные ситуации могут возникнуть на рынке в результате отклонений рыночной цены от равновесного уровня. Покажите это на графике.

18. Почему рыночное равновесие выгодно и продавцам, и покупателям? Поясните это с помощью понятий выигрыш (излишек) покупателя и выигрыш (излишек) продавца. Покажите на графике величину этого выигрыша.

19. В каких случаях и почему государство может вмешаться в механизм рыночного ценообразования и каковы последствия этого вмешательства.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.