Основные принципы составления меню В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ
При организации питания больных детей в стационаре важно не только назначить соответствующую диету каждому больному, обеспечивая необходимый состав лечебного рациона, правильный подбор продуктов, их сочетание и т.п. Необходимо также помнить, что пища больных детей должна быть хорошо приготовленной, достаточно разнообразной, по возможности отвечать пищевым привычкам и вкусам детей. Следует максимально соблюдать принципы полноценности питания, соответствия его возрасту и состоянию здоровья детей, что и должно быть в основе работы по составлению конкретных меню по каждой диете.
Меню составляет диетсестра пищеблока при участии старшего повара, под контролем врача-диетолога, на основании получаемых от старших сестер отделений сведений о назначенных врачами диетах, числе детей, находящихся на каждой диете, их возрастном составе.
Меню рекомендуется составлять на 7-10 дней на каждую диету, что имеет ряд преимуществ. Наличие 7-10 дневного меню позволяет:
· равномерно распределять продукты питания на указанный срок;
· обеспечить необходимый химический состав и калорийность пищи;
· избежать однообразия в питании за счет увеличения ассортимента блюд, исходя из 7- или 10-дневной нормы продуктов той или иной диеты;
· использовать продукты с учетом сезонных особенностей;
· обеспечить плановый завоз продуктов и правильную расстановку персонала кухни;
· облегчить работу пищеблока и улучшить наблюдение за правильным приготовлением пищи.
Составляя меню, следует пользоваться среднесуточными нормами набора продуктов для каждой диеты, рассчитанными на три или четыре возрастные группы (1-2 года, 3-6, 7-10 и 11-14 лет).
Особое внимание необходимо уделять равномерному распределению продуктов, богатых животными белками, между отдельными приемами пищи. Желательно, чтобы в каждом основном приеме пищи (завтрак, обед, ужин) одно или два блюда содержали полноценные белки. Это особенно необходимо для детей ослабленных, страдающих различными нарушениями пищеварения и обмена веществ, обусловленных патологическим процессом. Такое более равномерное распределение продуктов богатых белками животного происхождения, увеличивает биологическую ценность растительных белков рациона и повышает их усвоение. С этой же целью в меню следует чаще включать блюда, в которых сочетаются продукты животного и растительного происхождения (суфле, пудинги, запеканки).
По возможности (в зависимости от назначения каждой конкретной диеты) в меню следует широко вводить различные овощи, фрукты, ягоды в натуральном виде в составе салатов, закусок, гарниров, третьих блюд.
С другой стороны, при групповой системе питания в детском стационаре следует избегать большого количества блюд в различных диетах, так как это отягощает работу кухни и может привести к нарушениям правил кулинарной обработки продуктов и ухудшению качества питания. Учитывая это, можно предусматривать приготовление одних и тех же блюд для различных диет, обеспечивая только соответствующие способы их кулинарной обработки.
Химический состав и калорийность пищи не должны иметь больших колебаний в различные дни, распределяясь, по возможности, более равномерно. В этих случаях, когда по каким-либо причинами отсутствует тот или иной продукт, прибегают к равноценной его замене. Продукты заменяются с таким расчетом, чтобы химический состав рациона существенно не изменялся, особенно по содержанию белка. При этом удобно пользоваться таблицей замены продуктов по белковому и углеводному компонентам.
Для более легкого и удобного составления меню следует пользоваться картотекой блюд, содержащие данные по раскладке продуктов, выходу готового блюда, его химическому составу. Такая картотека блюд должна иметься в двух экземплярах на пищеблоке каждой детской больницы.
используемая литература
1. Руководство по лечебному питанию детей / Под ред. К.С. Ладодо. – М.: Медицина, 2000. – 283 с.
2. Справочник по детской гастроэнтерологии / Под ред. А.М. Запруднова, А.И. Волкова. – М.: Медицина, 1995. – С. 300-317.
3. Справочник по детской диететике / Под ред. И.М. Воронцова, А.В. Мазурина. – Л.: Медицина, 1980. – 415с.
4. Лечебное питание в педиатрической практике (от 3 до 14 лет) – Учебное пособие для студентов / Под ред. К.У. Вильчука. - Гродно: ГрГМУ, 2004. - 49с.
5. Питание при пищевой аллергии у детей / Инструкция по применению. – Мн., 2001.с.22
6. Лекции по педиатрии. Т. I (изменённый и дополненный) / Под ред. В.И. Шилко. Екатеринбург, УГМА, 2010. С.108
7. Физиология роста и развития детей и подростков. (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. Л.А. Щеплягиной. Т. I. – М. издательская группа «ГЭОТАР-Медиа». 2006. с.324-330.
8. Справочник по диетологии / Под ред. М.А. Самсонова, А.А. Покровского. – М.: Медицина, 1992.
9. Барановский А.Ю. Реабилитация гастрэнтерологических больных в работе терапевта и семейного врача. – С-Пб., 2001. – 416 с.
10. "Фенилкетонурия у детей и ее лечение" /В.М.Студеникин, Т.Э.Боровик, Т.В. Бушуева
- НЦЗД РАМН, М. «Лечащий врач» 2011 №11
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Краткая историческая справка . . . . . . . . . . . . . . . .
Рациональное питание детей и подростков. . . . . . . . . . .
Диеты № 15 и 16 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основные принципы лечебного питания . . . . . . . . . . . .
Рекомендации по использованию различных диет . . . . . . . .
| Диета №1А. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 1Б . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 4Б . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 4В . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Диета № 4АГ – аглютиновая . . . . . . . . . . . . . . . . .
Безмолочная диета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Диета № 5А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 5П . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Гипоаллергенная диета . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета №6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Диета № 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 11 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 12 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Диета № 13 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Диета № 14 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Диетотерапия при фенилкетонурии . . . . . . . . . . . . .
| Рекомендуемые объемы порций пищи для детей различных
возрастных групп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Основные принципы составления меню в условиях детской
больницы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . .
|
| (тестовые вопросы для самоконтроля).
1. Соотношение б:ж:у у детей старше года должно составлять:
а) 1:1:4
б) 1:0,7:3,7
в) 1:2:4
г) 1:2:3
д) 1:3:6.
2. Количество белков для детей в возрасте от 1 до 3 лет должно составлять:
а) 2-2,5 г/кг,
б) 2,5-3 г/кг,
в) 3-3,5 г/кг,
г) 3,5-4 г/кг,
д) 4-5,5 г/кг.
3. Сколько раз в день должен питаться ребёнок 3 летнего возраста:
а) 3 раза,
б) 4 раза,
в) 5 раз,
г) 6 раз,
д) 7 раз.
4. Какой стол рекомендуется ребёнку 5 лет, больному острой не осложнённой пневмонией:
а) №1,
б) №3,
в) №7,
г) №15,
д) №16.
5. Какой стол является физиологическим для ребёнка 2 лет:
а) гипоаллергенный,
б) №3,
в) №7,
г) №15,
д) №16.
6. Во время гормональной терапии при ревматизме и ревматоидном артрите рекомендуется включать в диету:
а) творог и кефир,
б) овощные и фруктовые салаты,
в) печёный картофель,
г) сухофрукты,
д) всё перечисленное.
7. Во время обострения гастродуоденита рекомендуется назначать:
а) овощные и фруктовые салаты,
б) свежая выпечка,
в) мясные, рыбные и грибные бульоны,
г) слизистые и протёртые супы,
д) отварное мясо (куском).
8. Ребёнку 6 лет со следующей симптоматикой - отёки век, голеней, мало мочится, целесообразно назначить диету:
а) стол гипохлоридный,
б) стол фруктово-сахарный,
в) стол вегетарианский,
г) стол без соли и мяса,
д) стол с ограничением белка.
9. Какой стол назначается детям старше 3 лет с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сопровождающимися признаками сердечной недостаточности:
а) №1,
б) №3,
в) №7,
г) №10,
д) №16.
10. Какие продукты и блюда назначают детям с заболеваниями желчевыводящих путей:
а) мясные, рыбные и грибные бульоны,
б) репа, редька, редис,
в) газированные напитки,
г) кофе, какао, шоколад,
д) творог, кисломолочные продукты, отварные мясо, рыба.
11. Из диеты детей с нервно-артритическим диатезом исключаются два варианта продуктов:
а) молочные продукты
б) мучные и крупяные изделия
в) +птица
г) +субпродукты
д) отвары, компоты, морсы
12. Принципы диетотерапии при фенилкетонурии:
а) исключение жира
б) ограничение углеводов
в) +ограничение молока
г) +исключение мясных продуктов
д) +включение малобелковых смесей
13. К гипоаллергенным продуктам относятся:
а) +крупа гречневая
б) крупа манная
в) какао
г) +кабачок
д) куриное мясо
14. При целиакии в питании используются:
а) +рис
б) +кукуруза
в) пшеница
г) рожь
д) овёс
15. Принципы диетотерапии при лактозной непереносимости:
а) исключение жира
б) исключение риса
в) +исключение молока
г) исключение мясных продуктов
д) +включение безлактозных смесей
16. Больные целиакией не переносят
а) моносахара
б) микроэлементы
в) витамины
г) +глютен
д) жиры
17. Больные фенилкетонурией не переносят:
а) картофель
б) +мясо
в) +молоко и молочные продукты
г) кукурузу
д) +яйца
18. В питании детей с нервно-артритическим диатезом используются:
а) +молочные продукты
б) +мучные и крупяные изделия
в) птица
г) субпродукты
д) +отвары, компоты, морсы
19. Из диеты детей с аллергическим диатезом исключаются:
а) крупа гречневая
б) +крупа манная
в) +какао
г) кабачок
д) +куриное мясо
20. При лактозной непереносимости из диеты исключаются:
а) картофель
б) мясо куриное
в) +молоко и молочные продукты
г) кукуруза, рис, овёс
д) яйца
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ:
1. а 6. д 11. вг 16. г
2. г 7. г 12. абд 17. бвд
3. б 8. г 13. аг 18. вгд
4. г 9. г 14. аб 19. бвд
5. д 10. д 15. вд 20. в
|