Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении Данная стадия производства по делу является факультативной, так как нарушитель, другие лица могут признать наложенное административное взыскание справедливым.
Постановление может быть обжалованолицом, в отношении которого оно вынесено, от его имени его адвокатом, а также потерпевшим в течение 10 днейсо дня вынесения постановления. Если срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен.
Постановление административной комиссии может быть обжаловано в соответствующую администрацию или в суд. Решение поселковой, сельской администрации — в вышестоящую администрацию или суд. Постановление иного органа о наложении штрафа — в вышестоящий орган или суд; о наложении иного взыскания — сначала в вышестоящий орган и только после этого в суд. Предупреждение, зафиксированное на месте правонарушения путем составления протокола, обжалуется в вышестоящий орган.
Районный (городской) суд (суд первого звена) является последней инстанцией, правомочной принимать решения по делам об административных правонарушениях. Его решение обжалованию не подлежит.
Подача жалобы приостанавливает исполнение обжалуемого постановления, за исключением обжалования предупреждения, административного ареста, штрафа, налагаемого на месте совершения правонарушения. Жалоба рассматриваетсяправомочным органом в десятидневный сроксо дня ее поступления.
Орган, рассматривающий жалобу, может оставить постановление без изменения; отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; отменить постановление и прекра-
г, 6 5 4 Глава 1 5 . Бюджетный процесс
тить дело, а также изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.
Опротестованиепостановления о наложении административного взыскания осуществляется прокурором.Кроме того, прокурор может опротестовать и решение, принятое по жалобе (протест приносится в данном случае в вышестоящий орган по отношению к органу, принявшему решение по жалобе).
Глава 15 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Понятие бюджетного процесса
Финансовый год в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Это означает, что существует необходимость в принятии актов о бюджете с периодичностью в один год. Именно это и обусловило существование такого явления, как бюджетный процесс.
Бюджетный процесс — это регламентированная законом деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов соответствующих уровней.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Можно выделить несколько стадий бюджетного процесса:
1) составление бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета, контроль за исполнением бюджета;
4) составление и утверждение отчета за исполнением бюджета.
§ 2. Общие положения бюджетного процесса в РФ 6 5 5
Как известно, элементами бюджетной системы Российской Федерации являются бюджеты различных уровней. К ведению Российской Федерации относятся федеральный бюджет и установление общих принципов, основ бюджетного процесса для бюджетов остальных уровней. Детально бюджетный процесс в субъекте РФ, в муниципальном образовании регулируется соответственно законами субъектов РФ и уставом муниципального образования. Поэтому достаточно определенно можно рассматривать лишь процесс по формированию и исполнению бюджета Российской Федерации, а применительно к бюджетному процессу других уровней целесообразно говорить лишь об общих положениях.
Общие положения бюджетного процесса в Российской Федерации
Составление бюджетов.Это является функцией органов исполнительной власти или администрации муниципального образования и производится в соответствии с прогнозом и программами социально-экономического развития соответствующей территории. На основе программ и прогнозов, а также итогов социально-экономического развития территории за предыдущий год, оценки исполнения бюджета текущего года определяются предполагаемый объем доходов соответствующего бюджета, основные направления расходования средств бюджета.
Правительство РФ организует работу по доведению не позднее чем за семь месяцев до начала финансового годадо органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в, том числе и о централизованно установленных социальных и финансовых нормативах, которые необходимо учитывать при составлении бюджета. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ в установленные их представительными органами власти сроки доводят до представительных и исполнительных органов власти (чаще муниципальных органов) соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, включая социальные и финансовые нормативы Российской Федерации и субъектов РФ.
В том случае, если предполагаемый объем доходов соответствующих бюджетов не соответствует нормативам минималь-
656 Глава 15. Бюджетный процесс
ной бюджетной обеспеченности (ниже минимально необходимых расходов), соответствующие органы исполнительной власти представляют в вышестоящий орган исполнительной власти в установленные сроки необходимые расчеты для обоснования размеров отчислений от регулирующих доходов, размера дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов.
Таким образом, исполнительный орган власти соответствующего уровня, составляя бюджет, аккумулирует следующую информацию:
• проектируемые проценты отчислений от регулирующих доходов вышестоящего бюджета;
• размер дотаций и субвенций, намечаемых к предоставлению из вышестоящего бюджета;
• перечень доходов, закрепленных за соответствующим бюджетом, их ожидаемый уровень;
• перечень обязательных расходов, передаваемый из Российской Федерации субъекту РФ;
• прогнозы, программы развития соответствующих территорий, проекты смет бюджетных учреждений и др.
Органы исполнительной власти вправе вносить свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом процентов отчислений, размеров дотаций, субвенций и др. Эти предложения вначале рассматриваются органом исполнительной власти вышестоящего уровня. В случае отрицательного ответа составляется протокол разногласий, содержащий обоснование предложений и отказов, а также образуется на паритетных началах согласительная комиссия. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим представительным органом власти.
На основе вышеизложенной информации органы исполни-! тельной власти, а реально — соответствующие финансовые отделы, управления и т. д. составляют проект бюджета на предстоящий финансовый год.
Утверждение бюджета.Орган исполнительной власти вносит проект бюджета в представительный орган соответствующей территории, к чьей исключительной компетенции относится утверждение бюджета.
Утверждению предшествует работа с текстом бюджета в комиссиях, комитетах представительного органа, где проверяются обоснованность, достаточность расходов, реальность получения предполагаемых доходов.
§ 2. Общие положения бюджетного процесса в РФ 6 5 7
Утверждение бюджетов осуществляется постатейно. Ассигнования на финансирование деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти включаются в бюджеты соответствующего уровня в качестве самостоятельных статей расходов.
Принятые бюджеты оформляются соответственно законами РФ, законами субъектов РФ, решениями представительного органа муниципального образования.
Исполнение бюджета. Входе исполнения бюджета исполнительный орган вправе принимать решения о внесении изменений по статьям расходов в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств. Более серьезные изменения требуют принятия акта соответствующего представительного органа о внесении изменений и дополнений в бюджет.
Кассовое исполнение бюджетов осуществляется соответствующими учреждениями Центрального банка РФ, а в случае их отсутствия по согласованию с соответствующим представительным органом власти — любыми другими банками без взимания комиссионного вознаграждения.
В случаях, когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников, представительный орган власти по предложению исполнительного органа принимает решение о введении механизма секвестрарасходов. Механизм секвестра может вводиться также, если в ходе исполнения бюджета дефицит не уменьшается, результатом чего является невозможность финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий.
Контроль за исполнениембюджета осуществляет соответствующий представительный орган власти, который самостоятельно определяет организационные формы такого контроля. Исполнительный орган власти обязан осуществлять контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями выделенных им из бюджета ассигнований, средств внебюджетных фондов. Представительный орган власти может принять решение о привлечении аудитора для проведения проверки исполнения бюджета исполнительным органом власти.
Отчет об исполнении бюджетаисполнительный орган власти обязан в установленный срок представить соответствующему представительному органу по всем показателям доходов и расходов с необходимым анализом исполнения доходов и расходования средств. Отчет подлежит обязательному опубликованию в печати.
6 5 8 Глава 1 5 . Бюджетный процесс
|