Возбуждение дела об административном правонарушении Поводами к возбуждению являются:
1) обнаружение события административного правонарушения (например, превышение скорости);
2) поступившие из государственных органов материалы, указывающие на наличие такого события;
3) сообщения, заявления физических и юридических лиц и др.
Составление протокола.Правоотношение по поводу привлечения правонарушителя к административной ответственности возникает на основе сложного юридического факта: обнаружения административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении. Если обнаружение проступка в основном регулируется ведомственными актами (например, уставом патрульной службы и т. д.) и имеет
§ 3. Возбуждение дела об административном правонарушении 6 4 1
слабое отношение к производству по делу об административном правонарушении, то протокол об административном правонарушении — это та процессуальная форма, в которой происходит возбуждение дела.
Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на то должностным лицом контрольно-надзорного органа, работником милиции и др.
Если дело возбуждается не по инициативе должностного лица, то оно, в случае если составление протокола об административных проступках этой категории входит в его компетенцию, не может отказаться от его составления. Если же это не входит в его компетенцию, оно обязано, давая мотивированный отказ, разъяснить заявителю порядок возбуждения дела.
Составление протокола не всегда обязательно. Так, если за административное правонарушение установлена ответственность в виде предупреждения или минимального штрафа (до одного минимального размера месячной оплаты труда) и нарушитель не оспаривает допущенное правонарушение и налагаемое на него взыскание, то протокол не составляется. Протокол не составляется и в других случаях, когда в соответствии с законодательством штраф налагается и взымается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения.
Протокол об административном правонарушении должен содержать определенный перечень сведений: дата и место его составления; должность, фамилия, имя, отчество лица, составляющего протокол; сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей, если они имеются, объяснения нарушителя, необходимые для разрешения дела. Кроме того, в нем должны фиксироваться доказательства, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие правонарушения, виновность лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и правонарушителем. Лицо, совершившее правонарушение, может отказаться подписать протокол, в котором в этом случае об этом делается запись, а также вносятся объяснения и замечания по содержанию протокола, мотивы отказа от его подписания, если нарушитель таковые представит.
При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности. Протокол направляется органу (дополни-
6 4 2 Г л а в а 1 4 . Административно-процессуальное право
тельному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
В некоторых случаях протокол об административном правонарушении составляется не на месте правонарушения, а, например, в отделении милиции, помещении военизированной охраны в течение двух суток. Это имеет место:
• при невозможности составить протокол на месте правонарушения, если составление протокола является обязательным;
• если у нарушителя нет документов и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем;
• если у нарушителя отсутствуют необходимые документы на транспортное средство;
• в других случаях.
Доставление правонарушителя в административный орган должно быть произведено в возможно короткий срок.
Процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Внекоторых случаях представляется весьма затруднительным рассмотрение дела об административном правонарушении без применения определенных мер, главной задачей которых является обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела. К таким мерам относятся доставление, административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, осмотр помещений, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и др.
Законодательство устанавливает исчерпывающий перечень поводов к применению мер обеспечения производства по делу. Такие меры могут применяться только в целях:
• пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия. Это основание дает право некоторым ученым причислять меры обеспечения производства к административно-пресекательным мерам, однако при этом упускается из вида другая сторона природы этих мер — обеспечение производства по делу;
• установления личности правонарушителя. Такая потребность может возникнуть в том случае, если у лица, совершившего административный проступок, не окажется при себе документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем. Так как должностное ли-
§ 3. Возбуждение дела об административном правонарушении 643
цо оценивает доказательства (в данном случае — показания свидетелей) по собственному внутреннему убеждению, наличие свидетелей не всегда уберегает правонарушителя от административного задержания и других мер. Поэтому существует негласное правило, согласно которому находиться на улице можно и без документов, но нельзя без них нарушать нормы права;
• составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным;
• обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. В общем, можно только сожалеть о том, что в законодательстве нет четких формулировок в качестве оснований для применения мер обеспечения производства по делу. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
1. Административное задержание.Такое задержание может быть, кроме того, и мерой административного пресечения. Суть административного задержания заключается в кратковременном ограничении свободы правонарушителя и содержании его в отделении милиции, караульном помещение и др. для совершения определенных процессуальных действий, направленных на правильное и своевременное рассмотрение дела. Административное задержание несколько дублирует такой институт административного права, как доставление нарушителя, по поводам и причинам применения, но не по сути. Дело в том, что доставление имеет своей основной целью принудительное препровождение нарушителя в отделение милиции, где затем к нему может быть применено административное задержание, срок которого исчисляется с момента доставления, а может и не применяться.
Административное задержание обязательно должно оформляться протоколом об административном задержании, составление которого производится прежде всего в интересах нарушителя, так как протокол является своеобразной гарантией законности задержания. Поэтому задержанный в любом случае должен требовать составления протокола об административном задержании. В протоколе обязательно должны указываться следующие сведения: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Особое внимание следует обратить на указание времени задержания, так как именно с этого момента исчисляется срок задержания.
6 4 4 Г л а в а 1 4 . Административно-процессуальное п р а в о
Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным.
По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или законных представителей обязательно.
Очень важной гарантией прав задержанного является установление сроков административного задержания. По общему правилу задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов.Лица, нарушившие пограничный режим, режим Государственной границы, в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения могут быть задержаны на срок до двух суток.В случаях, когда по делу может быть назначена санкция в виде ареста (при совершении мелкого хулиганства, неповиновении работнику милиции и др.) нарушители могут быть задержаны на срок до 48 часов, а практически до рассмотрения дела народным судьей.Однако для этих дел установлены укороченные сроки рассмотрения дел.
Очень важно знать и перечень органов (должностных лиц), правомочных произвести административное задержание. К ним относятся должностные лица органов внутренних дел, пограничных войск РФ, старшие должностные лица военизированной охраны объектов, должностные лица военной автомобильной инспекции, налоговой полиции.
2. Личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств.Личный досмотр может производиться должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, налоговой полиции, таможенных учреждений и пограничных войск. Личный досмотр может производиться лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола, что наши органы внутренних дел в последнее время часто не соблюдают.
Досмотр вещей и транспорта может производиться с целью обнаружения орудий и предметов совершения административного правонарушения. Как правило, их досмотр должен производиться в присутствии собственника или владельца, но в случаях, не терпящих отлагательства (а не во всех, когда отсутствует владелец), указанные вещи могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие владельца.
§ 3. Возбуждение дела об административном правонарушении 6 4 5
О личном досмотре и досмотре вещей делается запись в протоколе об административном правонарушении или об административном задержании либо составляется отдельный протокол.
3. Изъятие вещей и документов.Могут быть изъяты только такие вещи и документы, которые непосредственно явились ору дием или непосредственным объектом правонарушения и были об наружены при задержании, личном досмотре, досмотре вещей. Изъятые' вещи и документы хранятся до рассмотрения дела и используются в качестве доказательств по делу. После этого они либо возвращаются владельцу, либо конфискуются, либо уничтожаются. Изъятие вещей и документов либо оформляется отдельным протоколом, либо об этом делается запись в прото колах об административном задержании, досмотре вещей, пра вонарушении.
Особым случаем изъятия документов является изъятие водительского удостоверения, которое допустимо лишь тогда, когда за совершенное правонарушение грозит санкция в виде лишения права управления транспортным средством. Поэтому в данном случае эта мера — способ обеспечения исполнения решения о наложении административного взыскания.
При нарушении прав лиц, подвергнутых административному задержанию, личному досмотру, досмотру вещей и изъятию вещей и документов, эти лица могут обжаловать неправомерные действия должностных лиц в вышестоящий орган или прокурору. Прокурор, например, своим постановлением освобождает лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.
4. Отстранение от управления транспортным средством, осви детельствование на состояние опьянения, задержание транспорт ного средства.Такая мера является особым видом процессуаль ных мер обеспечения производства по делу.
Лицо, управляющее транспортным средством, подлежит отстранению от управления, а транспортное средство — задержанию до установления причины задержания в следующих случаях:
• если имеются достаточные основания полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения. Такими основаниями могут быть данные освидетельствования на состояние опьянения, наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, изменение окраски кожных покровов лица, сам характер движения транспортного средства), заявления граждан об упот-
Г л а в а 1 4 . Административно-процессуальное п р а в о
реблении водителем алкогольных напитков, признание самого лица в употреблении спиртных напитков и т. п.;
• если водитель не имеет права управлять транспортным средством, а равно не имеет при себе водительских прав;
• если водитель не имеет при себе регистрационных документов на транспортное средство;
• если транспортное средство эксплуатировалось без номерных знаков, с подложными номерными знаками, с нестандартными, нечитаемыми или установленными с нарушением требований правил дорожного движения номерными знаками.
Под отстранением от управления понимается запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение, и выражается в изъятии ключа из замка зажигания, в освобождении задержанным лицом места водителя. Задержанное транспортное средство доставляется в дежурную часть органа внутренних дел, площадку около поста милиции, платную стоянку. Порядок хранения транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Управляющие транспортным средством лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат освидетельствованию на состояние опьянения. При этом важно отметить, что инспектор ГИБДД и другие лица не могут проводить освидетельствование без достаточных оснований. Существует два способа освидетельствования: с помощью индикаторных трубок «контроль трезвости» и в стационарном медицинском учреждении.
1. Освидетельствование с помощью индикаторных трубок производится в присутствии двух свидетелей. Трубка вскрыва ется непосредственно перед применением в присутствии обсле дуемого лица и свидетелей, при этом необходимо убедиться в том, что срок годности трубки еще не истек. Работник, прово дящий освидетельствование, предлагает продуть трубку. Напол нитель трубки под действием паров алкоголя должен изменить окраску с желтой на зеленую в течение одной-двух минут.
2. Освидетельствование в медицинских учреждениях проводит ся, во-первых, когда обследуемое лицо не согласно с результатами проверки с помощью индикаторной трубки, а во-вторых, в случае обследования водителей — участников дорожно-транспортных происшествий, в результате которых причинен существенный ма териальный ущерб или имеются пострадавшие. Проводить обсле-
§ 4. Рассмотрение дела об административном правонарушении 647
дование в медицинских учреждениях могут только лица с высшим медицинским образованием в специализированных кабинетах, наркологических диспансерах, других учреждениях. Врач должен специализироваться в области психиатрии, наркологии, невропатологии или быть специально подготовленным для проведения освидетельствования. При несогласии лица с результатами медицинского освидетельствования производится повторное освидетельствование другим врачом или медицинской комиссией.
|