Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Порядок наложения санкций за нарушение налогового законодательства

I. Возбуждение дела о нарушении налогового законодательст­ва.С данной стадии начинается процесс наложения налоговых санкций.

Особенности налогового процесса отнюдь не освобождают финансовые органы от необходимости соблюдать общие для всех отраслей права принципы и положения.

При обнаружении признаков одного из финансовых про­ступков (см. гл. 5 данного учебника) государственный налого­вый инспектор прежде всего должен убедиться в отсутствии об­стоятельств, исключающих производство по делу.


6 6 8 Глава 1 6 , Налогово-процессуальное право

Такими обстоятельствами являются следующие.

1. Отсутствие события налогового проступка. Например, но­тариус ведет учет своих доходов и расходов в произвольной форме, но такое ведение учета не является правонарушением. Или в ходе проверки предприятия налоговый инспектор уста­новил занижение прибыли, однако при перепроверке оказа­лось, что занижение прибыли не имело места, все дело в ариф­метической ошибке проверяющего.

2. Отсутствие состава налогового правонарушения. Напри­мер, если банк задержал исполнение поручения налогопла­тельщика на перечисление налогов, но не использовал эти суммы в качестве кредитных ресурсов, то в такой ситуации имеет место отсутствие объективной стороны налогового пра­вонарушения.

3. Недостижение лицом на момент совершения правонаруше­ния необходимого возраста. Таковым признается возраст 16 лет: согласно ГК РФ предпринимательской деятельностью могут за­ниматься лица, достигшие 16 лет, с этого же возраста можно заключать трудовой договор и т. п.

4. Невменяемость лица, т. е. неспособность отдавать отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни или иного болезненного состояния. Учиты­вая события и социальные потрясения последних лет, в резуль­тате которых существенно пополнилось число пациентов пси­хоневрологических диспансеров, работникам налоговых орга­нов следует для подстраховки убедиться, что тот или иной руководитель не состоит на учете у психиатра.



5. Наличие по этому же факту постановлений о наложении налоговой санкции или привлечении по данному делу к уголовной ответственности. Это имеет особую актуальность в связи с тем, что подведомственность налоговых дел тем или иным фи­нансовым органам в законе еще до конца не прорисована.

6. Истечение к моменту рассмотрения дела о нарушении нало­гового законодательства сроков давности наложения санкций. Срок давности по претензиям, которые предъявляются к физи­ческим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года.

Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юриди­ческих лиц может быть применен также в течение трех лет с момента образования недоимки. В других же случаях следует ру­ководствоваться ст. 4.5 КоАП, где определен двухмесячный срок с момента совершения проступка, а при длящемся проступке —


§ 2. Санкции за нарушение налогового законодательства 6 6 9

два месяца со дня его обнаружения, спустя который наложение санкций за налоговое правонарушение уже нельзя признать правомерным. К длящимся проступкам относится, например, отсутствие бухгалтерского учета на предприятии или уклонение гражданина от государственной регистрации в качестве пред­принимателя.

Убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих про­изводство по делу о нарушении налогового законодательства, налоговый инспектор в обязательном порядке составляет про­токол. В протоколе указываются следующие данные:

• дата и место его составления;

• должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;

• сведения о личности нарушителя;

• место, время совершения и существо правонарушения;

• нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;

• фамилии, адреса свидетелей, если они имеются;

• иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом,

совершившим правонарушение. При наличии свидетелей про­токол может быть подписан также и ими.

При составлении протокола нарушителю должны быть разъ­яснены его права и обязанности, а именно то, что он вправе:

• знакомиться с материалами дела;

• давать объяснения;

• представлять доказательства своей невиновности;

• заявлять ходатайства и отводы;

 

• при рассмотрении дела пользоваться юридической помо­щью адвоката;

• выступать на родном языке и пользоваться услугами пере­водчика;

• обжаловать решение по делу о своем правонарушении.

Дела предприятий-недоимщиков начинаются либо с про­верки сигналов, поступивших в устной или письменной фор­ме, о нарушении налогового законодательства (что бывает крайне редко), либо с плановой, выборочной или иной про­верки, в ходе которой налоговые правонарушения становятся заметными.


6 7 0 Г л а в а 1 6 . Налогово-процессуальное п р а в о

II. Сбор доказательств.Факт нарушения должен быть дока­зан. Для сбора доказательств налоговые органы наделяются правом проводить определенные процессуальные действия.

Одним из главных является счетная проверка денежных доку­ментов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов, касающихся платежей в бюд­жет. Результаты проверки оформляются актами, в которых от­ражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежах в бюджет и факт невыполнения требований должностных лиц государственных налоговых инспекций, а также даются указания об устранении выявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет.

Проверки (плановые и внеплановые, выборочные и полные, камеральные и выездные и т. п.) проводятся и до возбуждения дела о нарушении налогового законодательства. Но после воз­буждения дела часто появляется необходимость произвести проверку более тщательную, комплексную и целевую, с досто­верностью подтверждающую не только факт нарушения нало­гового законодательства, но и его объем и т. п.

Акт проверки подписывается должностными лицами налого­вых органов, другими участниками проверки, руководителем и главным (старшим) бухгалтером проверяемого предприятия. В тех случаях, когда имеет место несогласие с фактами, изло­женными в акте проверки, руководитель и главный (старший) бухгалтер предприятия, учреждения, организации могут сделать запись о возражениях, приложив одновременно письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения.

Налоговые органы могут осуществлять осмотр, фиксацию со­держания и изъятие у предприятий, учреждений, организаций до­кументов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (доходов) или иных объектов налогообложения. Объем и состав изымаемых документов определяются инструкцией Министер­ства РФ по налогам и сборам. Основанием для изъятия соот­ветствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа.

Для того чтобы решить вопрос о возможности наложения налоговых санкций, налоговые органы могут затребовать от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет суммы налогов, подлежащих уплате и фак­тически поступивших в бюджет, а также рассчитывают суммы финансовых санкций.


§ 2. Санкции за нарушение налогового законодательства 6 7 1

Иногда налоговым органам приходится применять меры весьма жесткого реагирования, как, например, приостанавли­вать операции предприятий, учреждений, организаций и граж­дан по расчетным и другим счетам в банках. Обычно это имеет место в случаях непредставления (или отказа представить) госу­дарственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Налоговые органы могут вызывать граждан, лиц без граж­данства и иностранных граждан с целью получения объяснений, справок, сведений по вопросам, относящимся к компетенции федеральных налоговых органов.

В определенных случаях (и это право предоставлено зако­ном) налоговые органы могут беспрепятственно входить в лю­бые производственные, складские, торговые и иные помещения не­зависимо от форм собственности и места их нахождения, ис­пользуемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их. Однако обо всех случаях проник­новения в жилые помещения, используемые для индивидуаль­ной предпринимательской деятельности, против воли прожи­вающих в них граждан органы налоговой полиции, в частно­сти, должны уведомить прокурора в течение 24 часов с момента проникновения.

И конечно, налоговые органы при ведении дел о правонару­шениях, относящихся к их компетенции, могут проверять у гра­ждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совер­шении налогового правонарушения.

Наиболее сильным является процессуальное действие, вы­полняемое совместно с налоговой полицией, которое выража­ется в наложении административного ареста на имущество юри­дических и физических лиц с последующей реализацией этого иму­щества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов в соответствую­щий бюджет.

Вообще же доказательствами по делу о нарушении налого­вого законодательства являются любые фактические данные, с достоверностью свидетельствующие о факте наличия или отсутст­вия налогового правонарушения,о виновности налогоплатель-


6 7 2 Г л а в а 1 6 . Налогово-процессуалыюе п р а в о

шика и др. Эти данные могут содержаться в актах проверки, в протоколах о совершении налоговых правонарушений, в объяс­нениях лиц, привлекаемых к финансовой ответственности, по­казаниях свидетелей, заключениях экспертов, показаниях спе­циальных технических средств, вещественных доказательствах, протоколах об изьятии документов и в иных документах.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.