Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Участники административного процесса.На этой стадии про­изводства по делу об административном правонарушении клю­чевую роль играют органы, уполномоченныерассматривать дела об административных правонарушениях.

1. Районные (городские) суды (суды первого звена)рассматри­вают административные дела и налагают административные взыскания в самых серьезных случаях. Только суды могут нала­гать такую санкцию, как административный арест. Кроме того, суды являются последней инстанцией при обжаловании и оп­ротестовании постановлений о наложении административного взыскания.

2. Административные комиссиипри главах администрации районов, городов, районов в городах, поселков и др. рассматри­вают все дела об административных правонарушениях, за исклю­чением тех, которые отнесены к компетенции других органов. Административные комиссии образуются соответствующим представительным органом в составе председателя, ответствен­ного секретаря и членов комиссии. Решения административной комиссии принимаются коллегиально при наличии не менее по­ловины членов ее состава.

3. Комиссии по делам несовершеннолетнихобразуются соот­ветствующим представительным органом и рассматривают все дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, кроме случаев злостного неповиновения законному распоряже­нию или требованию работника милиции. Кроме того, комис­сии по делам несовершеннолетних рассматривают дела в отно­шении родителей несовершеннолетних.

4. Органам внутреннихдел подведомственно большое количе­ство дел об административных правонарушениях. Администра-




648 . Глава 14. Административно-процессуальное право

тивные взыскания могут налагать начальники (заместители на­чальника) отделений милиции, начальники (их заместители) ОВД на транспорте, начальники (их заместители) ГИБДД, командиры дорожно-патрульной службы, другие работники ГИБДД, участ­ковые инспекторы в соответствии со своей компетенцией.

5. Другие органы государственных инспекций и другие органы:

• органы железнодорожного, морского, речного, воздушно­го, пассажирского городского транспорта;

• органы государственного пожарного надзора;

• таможенные органы;

• органы рыбоохраны, местного хозяйства;

• пограничные войска РФ;

• другие органы.

Кроме органов государственного управления в стадии рас­смотрения дела участвуют другие лица.Законодательство регла­ментирует права и обязанности каждой из сторон, каждого уча­стника производства, однако основное внимание уделяется правам и обязанностям нарушителя, что сделано для того, что­бы гарантировать его от произвола административных органов.

Прежде всего, не существует дела об административном пра­вонарушении без нарушителя. Лицо, привлекаемое к админист­ративной ответственности, обладает широким перечнем прав, которые ему должны разъяснить при составлении протокола об административном правонарушении. Он вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказатель­ства, заявлять ходатайства, пользоваться при рассмотрении дела услугами адвоката, обжаловать постановление по делу.

Как правило, дело должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, од­нако, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило хо­датайство об отношении рассмотрения дела, дело может быть рассмотрено в его отсутствие. При рассмотрении некоторых (наиболее серьезных) дел присутствие нарушителя обязательно. В этом случае при уклонении без уважительных причин это ли­цо может быть подвергнуто приводу.

Достаточно часто административным правонарушением причиняется моральный, физический, имущественный вред ок­ружающим лицам, которые становятся потерпевшимии получа­ют право на возмещение вреда. Поэтому данным лицам небез­различен итог рассмотрения дела. Они имеют право знакомить­ся со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить


§ 4. Рассмотрение дела об административном правонарушении 649

жалобы на постановления по делу. Кроме того, они могут быть допрошены в качестве свидетелей.

В тех ситуациях, когда нарушитель или потерпевший не дос­тигли 18 лет или хотя и являются совершеннолетними гражда­нами, но в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права, их интересы могут пред­ставлять и защищать их законные представители(родители, усы­новители, опекуны, попечители) без специального поручения.

Кроме того, нарушителю, который, как правило, не облада­ет достаточными юридическими знаниями, может помогать ад­вокат.К сожалению, пока что к участию в деле допускается только адвокат по ордеру юридической консультации. Участие в деле других представителей не допускается.

Лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятель­ства, имеющие значение для дела, — свидетели, могут быть вы­званы для дачи показаний. Под страхом уголовной ответствен­ности свидетель обязан сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.

В тех случаях, когда возникает необходимость в специальных познаниях, орган, в производстве которого находится дело, дол­жен назначить экспертизу. Экспертобязан явиться и дать объек­тивное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Государство предоставляет лицу, привлекаемому к админи­стративной ответственности, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, который назначается орга­ном, в производстве которого находится дело.

Рассмотрение административного дела.Дело об администра­тивном правонарушении, как правило, рассматривается по мес­ту совершения правонарушения, а кроме того, может рассматри­ваться по месту учета транспортных средств, по месту житель­ства нарушителя.

Замечено, что наибольший воспитательный эффект наказа­ния достигается в том случае, когда момент наложения взыска­ния максимально приближен к моменту совершения правонару­шения. Поэтому законодательством установлены сроки рас­смотрения дел об административных правонарушениях. Как правило, дела должны рассматриваться в 15-дневный сроксо дня получения органом, правомочным рассматривать дело, протоко­ла об административном правонарушении и других материалов дела. Дела об административных правонарушениях, влекущих арест, рассматриваются вдень получения протокола, но не позд­нее 48 часов с момента задержания правонарушителя.


6 5 0 Г л а в а 1 4 . Административно-процессуальное п р а в о

Рассмотрение дела начинается с объявления состава колле­гиального органа или представления должностного лица, рас­сматривающего данное дело. Председательствующий объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к адми­нистративной ответственности, разъясняет лицам, участвую­щим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотре­нии дела, исследуются доказательства. В случае участия в рас­смотрении дела прокурора заслушивается его заключение.

Главная задача процесса рассмотрения дела — это устано­вить следующие обстоятельства:

• было ли совершено административное правонарушение;

• виновно ли данное лицо в его совершении;

• имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

• причинен ли имущественный ущерб;

• другие обстоятельства, имеющие значение для правильно­го разрешения дела.

Только после выяснения всех этих обстоятельств орган, рас­сматривающий дело, может приступить к следующей стадии производства по делам об административных правонарушени­ях — вынесению постановления по делу.

Вынесение постановления по делу об административном право­нарушении.Рассмотрев дело об административном правонару­шении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Законодательством предусмотрено два вида постановле­ний:

• постановление о наложении административного взыска­ния;

• постановление о прекращении дела производством, кото­рое выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение прокурору, органу предваритель­ного следствия или дознания (при наличии в деянии признаков преступления), а также при наличии обстоятельств, препятст­вующих производству по делу (отсутствие события или состава правонарушения, невменяемость нарушителя и др.).

Кроме того, органом, рассматривающим дело, должен быть решен вопрос о судьбе изъятых вещей и документов и о возме­щении виновным ущерба.


§ 5. Наложение административного взыскания 6 5 1






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.