Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Процесс по формированию и исполнению федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета.Решение о нача­ле работы над составлением проекта федерального бюджета принимается за 10 месяцевдо начала соответствующего финан­сового года.

1. В течение первых трех месяцев производятся разработка
прогноза
социально-экономического развития Российской Фе­
дерации, составление сводного баланса финансовых ресурсов,
определение основных направлений бюджетной политики, расчет
контрольных цифр
проекта федерального бюджета на соответст­
вующий период.

Руководители учреждений и организаций, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, составляют проекты смет, которые представляются в соответствующие министерст­ва и ведомства РФ, где они обобщаются. Министерства и ве­домства в свою очередь представляют Министерству финансов и Министерству экономического развития и торговли РФ рас­четы и обоснования проектируемых расходов.

Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ в установленные сроки должны представить в Министерство фи­нансов запросы и обоснования для получения отчислений от регулирующих доходов, дотаций и субвенций из федерального бюджета.

2. В течение следующих четырех месяцев Министерство фи­нансов РФ анализирует всю представленную информацию и раз­рабатывает контрольные цифры проекта федерального бюджета, которые затем согласовываются с территориальными органами исполнительной власти. Эти органы могут вносить предложения по корректировке показателей отчислений, дотаций, субвенций и др.

3. Затем составляется окончательный вариант проекта фе­дерального бюджета, который представляется Правительством РФ в Федеральное Собрание для рассмотрения и утвержде­ния.



Рассмотрение и утверждение федерального бюджета.Необхо­димо отметить, что на данный момент существует стабильная процедура рассмотрения и утверждения федерального бюджета, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ. На сегодняшний день она выглядит следующим образом.


§ 3. Формирование и исполнение федерального б ю д ж е т а 6 5 9

Правительство РФ представляет Государственной Думе до 15 августа следующие документы:

• проект Закона «О федеральном бюджете»;

• предварительные итоги социально-экономического разви­тия Российской Федерации за текущий год;

• прогноз социально-экономического развития на предстоя­щий год;

• прогноз консолидированного бюджета Российской Феде­рации;

• федеральные целевые программы и программы по разви­тию регионов, предусмотренные к финансированию за счет средств федерального бюджета;

• итоги исполнения федерального бюджета за первое полу­годие текущего года и другие документы.

Кроме того, вместе с проектом федерального бюджета долж­ны представляться проекты изменений и дополнений в законо­дательство о налогах.

До рассмотрения проекта Федерального закона «О феде­ральном бюджете» в первом чтении данный проект обсуждается в комитетах и комиссиях Государственной Думы. Предложения по поводу законопроекта обобщаются в комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам, который готовит заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на рассмот­рение Государственной Думы.

Проект федерального бюджета рассматривается Государст­венной Думой в четырех чтениях.

При рассмотрении проекта в первом чтении Государственная Дума рассматривает концепцию, прогноз социально-экономиче­ского развития, основные направления бюджетной и налоговой по­литики и утверждает основные показатели федерального бюджета:

• распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

• доходы федерального бюджета в разрезе классификации доходов и по видам доходов;

• размеры дефицита федерального бюджета;

• расходы федерального бюджета в целом.

В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении образуется согласительная комиссия из представителей Го­сударственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, ко-

22 Основы российского права


6 6 0 Глава 1 5 . Бюджетный процесс

торая представляет уточненный проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

При рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении Государственная Дума обсуждает и утверждает ассигно­вания по разделам бюджетной классификации и определяет пе­речень защищенных статей и др.

В третьем чтении утверждаются расходы бюджета по под­разделам бюджетной классификации.

В четвертом чтении проект выносится на голосование для принятия в целом. Внесение поправок не допускается.

В дальнейшем процесс утверждения проекта федерального бюджета происходит в порядке, установленном Конституцией РФ.

В случае непринятия до 1 января проекта Федерального за­кона «О федеральном бюджете» Государственная Дума прини­мает федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета на I квартал.

Исполнение федерального бюджета.Исполнение бюджета — это практическая реализация бюджета по всем предусмотрен­ным показателям его доходной и расходной частей. Исполне­ние бюджетов относится к функциям исполнительной ветви власти. В процессе исполнения бюджета Правительство РФ мо­жет вносить изменения по статьям расходов бюджетной клас­сификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств.

Оперативное исполнение бюджета осуществляется в соответ­ствии с бюджетной росписью (росписью доходов и расходов), утверждаемой Министерством финансов РФ. Оперативное ис­полнение бюджета заключается в принятии мер к поступлению запланированных доходов, в предоставлении финансовых средств на мероприятия, предусмотренные бюджетной роспи­сью, контроле за правильным их использованием.

В исполнении бюджета в какой-то мере участвуют все госу­дарственные органы, бюджетные предприятия, учреждения и другие организации. Однако наиболее существенная роль в этой области принадлежит органам налоговой службы, ответст­венным за собирание денежных средств, финансовым органам и кредитным учреждениям.

Главной задачей Министерства РФ по налогам и сборам яв­ляется контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей. Как видно из определения, данное Мини-


§ 3. Формирование и исполнение федерального бюджета 6 6 1

стерство в основном обеспечивает исполнение доходной части бюджета. Для этого оно наделено существенными правами:

а) производить проверки денежных документов, бухгалтер­
ских книг, отчетов, планов, связанных с учетом налогов, полу­
чать необходимую информацию, справки, объяснения;

б) обследовать складские, торговые и иные помещения
предприятий и граждан;

в) приостанавливать операции по расчетным и другим сче­
там в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов,
балансов, расчетов и других документов;

г) применять к предприятиям, учреждениям, организациям
и гражданам финансовые санкции, налагать административные
штрафы и др.

Ключевая роль в исполнении бюджета принадлежит Феде­ральному казначейству, которое является структурным подраз­делением Министерства финансов РФ. Его основными задача­ми являются:

а) организация, осуществление и контроль за исполнением
федерального бюджета;

б) управление доходами и расходами федерального бюджета
на счетах казначейства в банках;

в) сбор, обработка и анализ информации о состоянии госу­
дарственных финансов и др.

В целях осуществления данных задач Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ:

• организует бюджетное и финансовое исполнение феде­рального бюджета;

• доводит до территориальных органов Федерального казна­чейства размеры ассигнований из федерального бюджета по об­служиваемым этими органами территориям;

• ведет сводный реестр распорядителей средств федерально­го бюджета;

• организует и осуществляет краткосрочное прогнозирова­ние средств федерального бюджета;

• организует и осуществляет сводный учет операций по дви­жению средств федерального бюджета;

• организует и осуществляет управление доходами и расхо­дами федерального бюджета.

Непосредственной же работой по целевому финансирова­нию предприятий, учреждений, организаций, по осуществле-


6 6 2 Глава 1 5 . Бюджетный процесс

нию операций со средствами федерального бюджета занимают­ся органы Федерального казначейства по городам, районам.

Органы Федерального казначейства наделены достаточно серьезными правами, в частности, правом приостанавливать опе­рации по счетам предприятий, учреждений, использующих сред­ства федерального бюджета, в случае допущения ими определен­ных нарушений финансовой дисциплины, правом взыскивать с юридических лиц в бесспорном порядке Средства федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, и т. п.

Исполнение расходной части бюджетасвязано с распределе­нием средств федерального бюджета. Право распоряжаться де­нежными средствами, выделенными из бюджета, предоставлено законодательством руководителям учреждений, организаций и др., которые называются распорядителями- бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям относятся министры и руководители ведомств РФ. К нижестоящим отно­сятся руководители учреждений, получающих средства от глав­ных распорядителей для распределения между подведомствен­ными учреждениями, а также руководители учреждений, полу­чающих средства для их использования на средства учреждений.

Расходование средств федерального бюджета происходит в различных формах и на различные цели (например, предостав­ление кредитов иностранным государствам и др.), но основная часть денежных средств распределяется путем финансирования, под которым понимается предоставление средств федерального бюджета в распоряжение предприятий, учреждений на началах безвозвратности и безвозмездности.

Финансирование чаще всего осуществляется на принципах
целенаправленности, другими словами, средства, предоставляе­
мые предприятиям, учреждениям, имеют строго целевое назна­
чение (выплата заработной платы, стипендий, реконструкция
здания и т. п.). -

Бюджетное финансирование на сегодняшний день возмож­но в двух формах.

1. Финансирование государственных (унитарных) предприятий.Государственные предприятия ныне выступают в качестве са­мостоятельных хозяйствующих субъектов, чья деятельность на­правлена на получение прибыли. Государство чаще всего не может вмешиваться в хозяйственную деятельность унитарных предприятий. Как правило, предприятие должно обеспечивать свои расходы за счет собственных средств. Поэтому бюджетное


§ 3. Формирование и исполнение федерального бюджета 663

финансирование не должно быть основным источником средств для предприятия, однако оно необходимо для убыточ­ных, но социально значимых предприятий.

2. Сметно-бюджетное финансирование учреждений.Учрежде­ния не являются коммерческими юридическими лицами и по­этому, как правило, не имеют собственных доходов, или их объем не бывает значительным. Поэтому все расходы учрежде­ний покрываются за счет средств бюджета на основе финансо­вых планов — смет расходов, устанавливающих объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделен­ных из бюджета. Статьи расходов имеют обязательный характер и не могут быть изменены по воле руководителя учреждения. К учреждениям, находящимся на сметно-бюджетном финанси­ровании, относятся учреждения образования, здравоохранения, науки, государственный аппарат РФ, оборона, правоохрани­тельные органы.

Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюдже­тов, под которым понимается закрытие счетов, используемых для исполнения бюджета (оно происходит 31 декабря).

Отчет об исполнении бюджета.После заключения бюджета начинается работа по составлению отчета об исполнении бюд­жета, которая практически проводится Министерством финан­сов на основе сведений, представляемых всеми органами, орга­низациями, распорядителями бюджетных средств, имеющих отношение к исполнению бюджета.

Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов и расходов с необходимым ана­лизом использования доходов и расходования средств.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством в Государственную Думу для утверждения. Оформляется отчет в виде постановления Федерального Собра­ния, которое должно быть обязательно опубликовано в печати.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.Она предусматривается Бюджетным кодексом РФза неисполне­ние или ненадлежащее исполнение порядка рассмотрения про­ектов бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюд­жетов всех уровней.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие санкции:

• предупреждение;

• блокировка расходов;



Глава 16. Налогово-процессуальное право


• изъятие бюджетных средств;

• приостановление операций по счетам в кредитных орга­низациях;

• наложение штрафа;

• начисление пени;

• другие.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.