III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Планирование процесса выполнения контрольной работы
Написание контрольной работы является обязательной формой работы слушателей по изучению дисциплины и проводится в целях систематизации, закрепления и расширения теоретических знаний, развития творческих способностей слушателей.
Контрольная работа играет значительную роль в формировании навыков познавательной деятельности, вырабатывает способность анализировать факты и явления, учит самостоятельно мыслить слушателей, приобщает их к научно-исследовательской деятельности.
Контрольная работа является одной из форм самостоятельной учебной работы слушателей.
Подготовка и выполнение контрольной работы направлены на:
− закрепление и углубление знаний обучаемых в области экономики;
− привитие слушателям навыков самостоятельного изучения и использования экономической литературы, трудов российских и зарубежных экономистов и специалистов, справочно-библиографической литературы, статистических материалов и других источников;
− формирование у слушателей навыков и умений поиска, сбора, систематизации и обработки экономической информации, необходимой для организации, планирования и совершенствования деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма, разработки мероприятий по повышению эффективности деятельности туристского предприятия, а также разработки стратегии и тактики деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма
− выработку умений грамотно, аргументировано и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы;
− выработку аргументированной собственной позиции слушателей при обобщении и формулировании ответов на поставленные вопросы;
− создание условий для формирования у слушателей способностей использовать полученные знания, навыки и умения в практической деятельности менеджера.
Однако основная функция работы – контрольная. Качество выполнения работы отражает знание категориального аппарата дисциплины «Социология и политология», понимание сути и содержания экономических отношений, процессов и явлений, а также навыки и умения отбирать, обобщать, анализировать и оценивать экономическую информацию для эффективного решения задач, стоящих перед туристским предприятием.
Учебный материал состоит из 4 разделов. Слушателю необходимо выполнить одну контрольную работу в сроки, установленные учебным планом.
Выбор вариантов и вопросов контрольной работы определяется по номеру фамилии слушателя (см. таблицу выбора вариантов контрольной работы по дисциплине «Социология и политология»). В каждом варианте 4 вопроса:
- первый – из раздела теории по «Основам социологии».
- второй – из раздела теории по «Основам политологии».
- третий – из раздела истории социально-политических учений.
- четвертый – понятие и смысл социально-политических терминов с примерами их проявления.
Таблица выбора вариантов контрольной работы по дисциплине «Социология и политология»
№ варианта
| Буква алфавита,
с которой начинается фамилия слушателя
|
|
|
|
|
| А
|
|
|
|
|
| Б
|
|
|
|
|
| В
|
|
|
|
|
| Г
|
|
|
|
|
| Д
|
|
|
|
|
| Е, Ё
|
|
|
|
|
| Ж,З
|
|
|
|
|
| И
|
|
|
|
|
| К
|
|
|
|
|
| Л
|
|
|
|
|
| М
|
|
|
|
|
| Н
|
|
|
|
|
| О
|
|
|
|
|
| П
|
|
|
|
|
| Р
|
|
|
|
|
| С
|
|
|
|
|
| Т
|
|
|
|
|
| У
|
|
|
|
|
| Ф
|
|
|
|
|
| Х
|
|
|
|
|
| Ц
|
|
|
|
|
| Ч
|
|
|
|
|
| Ш,Щ
|
|
|
|
|
| Э, Ю
|
|
|
|
|
| Я
|
|
|
|
|
Контрольная работа выполняется до начала экзаменационной сессии, в тетради (12 листов) в клетку, с полями (4 клетки), с титульным листом по установленному образцу. Текст пишется через строчку, сине-фиолетовой пастой. Особое внимание необходимо уделить подчерку, текст должен быть разборчивым, чётким. В конце контрольной работы указывается список используемой литературы, не менее 4-5 источников на 1 вопрос.
Контрольная работа высылается в заочное отделение Пермского института ФСИН России. Срок проверки работы преподавателем 7 дней со дня регистрации, исключая выходные и праздничные дни. Преподаватель проверяет работу в течении установленного срока, выставляя оценку «зачтено» или «не зачтено». Если в контрольной работе есть замечания, то она возвращается слушателю на доработку с учётом замечаний, которые необходимо исправить и опять сдать контрольную работу в деканат факультета заочного обучения. Оценка «не зачтено» может быть выставлена из-за малого объема и неправильного ответа. Слушатель должен выполнить её заново с учетом всех замечаний преподавателя.
Педагогическая практика показывает, что чаще всего для контрольных работ, представленных на проверку, характерны следующие недостатки:
− поверхностное раскрытие вопросов;
− отсутствие в ответах на вопросы указаний на источники, которыми пользовались слушатели при выполнении контрольной работы;
− неумение или нежелание выделения и конкретизации ведущих подходов к решению рассматриваемых проблем;
− неумение или нежелание формировать собственную точку зрения по рассматриваемым проблемам;
− неумение или нежелание формулировать выводы по рассмотренным вопросам;
− использование слушателями морально устаревшего фактического материала и литературы.
Критерии оценки за выполнение контрольной работы.
Теоретические вопросы раскрыты исчерпывающе, структурированы, имеются ссылки на литературу, собственная точка зрения, даны правильные определения и приведены примеры обозначенной в вопросе терминологии – оценка «зачтено».
Теоретические вопросы раскрыт поверхностно или не раскрыты, работа не структурирована, нет ссылок на литературу, отсутствует собственная точка зрения на поставленную проблему, задачи не решены – оценка «не зачтено».
Вопросы контрольной работы по дисциплине «Социология и политология»
Раздел 1. Основы социологии
1. Объект, предмет функции и методы социологии.
2. Социальные общности, их виды и характеристика.
3. Теории социальной стратификации. Типы стратификационных систем.
4. Социальная элита общества, её характеристика.
5. Понятие и характеристика маргиналов и люмпенов.
6. Энтические общности, их формы, характеристика.
7. Национализм и его основные формы проявления. Две тенденции в развитии национальных отношений.
8. Социализация личности, этапы и стадии. Десоциализация и ресоциализация.
9. Характеристика индивида, личности, индивидуальности.
10. Социальный статус, его характеристика. Виды статусов. Статусный набор.
11. Обретение социальной роли в процессе социализации. Авторитет и престиж.
12. Социальная мобильность людей в обществе. Виды и типы социальной мобильности.
13. Социальное поведение и факторы определяющие его. Социальный контроль.
14. Девиантное поведение и его характеристика. Социальные санкции.
15. Социальные конфликты, их типы, сущность и причины. Роль социальных конфликтов в обществе.
16. Социальные институты, их функции и роль в развитии общества.
17. Общество как целостная система. Основные признаки его структура, функции, основные формы развития.
18. Общество его развитие в условиях прогресса и регресса. Особенности развития стабильного общества и общества системной дезорганизации.
19. Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. Кризис семьи и её будущее.
20. Социологический анализ культуры. Основные элементы культуры: язык, знания, убеждения, ценности, идеология.
21. Позитивизм и антипозитивизм в социологии.
22. Социал-дарвинизм в социологии, его характеристика.
23. Психологическая школа в социологии, её характеристика.
24. Культура как совокупность обычаев, норм, символов и ценностно-нормативных механизм социальной регуляции.
25. Исторические типы стратификации: касты, сословия, классы, их характеристика и роль в обществе.
|