Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Ключевые термины и выражения

Политическая власть; легитимность политической власти.

Методические указания

Рассматривая подтему «Политическая власть», необходимо проанали­зировать основные теории, которые раскрывают различные грани сложнейшего социального феномена – власти. Динамические, психо­логические и системные подходы породили реляционистские, бихе­виористские и системные концепции власти.

Реляционисты характеризуют власть как отношение между субъек­тами, при котором один из них непременно подпадает под влияние другого. Бихевиористские концепции акцентируют внимание на мо­тивах поведения людей в борьбе за власть, которая рассматривает­ся как конечная цель политического действия. Согласно их воззре­ниям регулятором в системе политических отношений выступают пра­вила рынка: учет опроса и предложения, конкуренция.

Системные подходы трактуют власть как основополагающее свойство системы, подавляющее предохранить ее от дезорганизации и разрушения. Власть регулирует групповые конфликты и обеспечи­вает интеграцию общества. Власть один из видов социального вза­имодействия между людьми, в результате которого один из субъек­тов реализует свою волю через систему командования (управления) и подчинения.

Чтобы уяснить содержание властных отношений, необходимо подробно проанализировать компоненты власти: субъект и объект власти, ее ресурсы и процесс власти.

Субъект власти в системе социальных отношений выступает ак­тивным началом. Он определяет деятельность людей и организаций на основании властного повеления, выраженного в демократической или авторитарной форме и неукоснительно добивается его исполнения, используя санкции (наказание) или поощрение. На субъекте власти лежит ответственность разработки системы норм и правил, регулирующих поведение индивидов и социальных групп.



Для реализации властных взаимодействий недостаточно дейст­вий одного субъекта власти. Вторым важнейшим компонентом в сис­теме властных отношений выступает объект власти как исполнитель воли субъекта. Обучающимся, изучающим субъектно-объектные отноше­ния, важно рассмотреть мотивацию властвования и подчинения, проанализировать характер власти, основанной на авторитете, праве, насилии, критерии эффективности власти.

Продолжая характеристику компонентов власти, нужно рассмотреть ресурсы власти, под которыми понимаются все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Типология ресурсов от­ражает их многообразие.

Ресурсы подразделяются на утилитарные, принудительные и нормативные. В соответствии с важнейшими сферами деятельности ресурсы характеризуются как экономические, социальные, политико-силовые, культурно-информационные, демографические. Выделим ха­рактеристику социальных ресурсов как наиболее сложных для пони­мания. Социальные ресурсы – способность повышения (или пониже­ния) социального статуса, места в социальной иерархии (долж­ность, престиж, образование и др.). Многообразие в использовании ресурсов повышает результативность власти. Использование ресур­сов власти делает реальностью и процесс, который происходит в следующих формах: господство, руководство, организация и конт­роль. Далее необходимо раскрыть сущность этих форм власти.

Рассматривая виды власти и проблемы ее легитимности, обучающиеся должны уяснить, что особенности различных элементов власти могут служить критерием выделения специфических видов власти. Они должны, основываясь на характеристике ресурсов, выделить соответствующие им виды власти, а именно: экономическую, социальную, принудительную, духовно-информационную. Необходимо дать развернутую характеристику политической власти, определить ее сущность и признаки. Среди них выделить легальность в использовании силы в пределах государства, верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, публичность (всеобщность и безличность), моноцентричность и многообразие ресурсов.

Важнейшей характеристикой власти является ее легитимность. Обучающимся необходимо понять сущность легитимности власти, ее отличия от легальности власти. Легитимность власти связана с верой подавляющего большинства населения в то, что политические нормы, политическая система являются наилучшей для данной стра­ны. В заключение необходимо проанализировать основные формы ле­гитимности власти: традиционную легитимность (основанную на привычках, обычаях повиноваться власти), легальную, рациональ­но-правовую легитимность (добровольно установленные юридические нормы регулируют властные отношения), харизматическую легитим­ность (базирующуюся на вере в сверхестественные качества политического лидера, которая может перерасти в культ личности).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему общество не может обойтись без власти? Каково, на ваш взгляд, главное назначение власти в обществе? Аргументируйте свой ответ.

2. Какие определения власти вы знаете?

3. В чем отличие политической власти от экономической, идеологической, религиозной?

4. Что такое ресурсы власти?

5. Какие ресурсы власти используют для воздействия на вас родители, сверстники, преподаватели и т. д.?

6. Как зависит выбор ресурсов власти от характера политического режима?

7. Как вы думаете, какие ресурсы использует современный политический режим в России?

8. Какое определение власти, на ваш взгляд, ближе к истине: а) «Могущество человека (взятое в общем виде) есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимого блага» (Т. Гоббс); б) «Власть - не средство; она- цель... Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать» (Дж. Оруэлл); в) «Власть может быть определена как реализация намеченных целей» (Б. Рассел); г) «Политическая власть, в собственном смысле слова, это - организованное насилие одного класса для подавления другого» (В. И. Ленин)?

9. Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?

 

 

Возникновение и основные этапы развития зарубежных

Социально-политических учений

Вопросы для самоподготовки

1. Структура социально-политических доктрин, формы их выражения и основания классификации. Подходы и методы изучения истории социально-политических учений. Критерии реального и утопического в оценке социально-политических учений. Этапы становления и эволюции зарубежной социально-политической мысли.

2. Политическая мысль в государствах Древнего Востока. Политические идеи в Древней Греции и Древнем Риме.

3. Содержание и особенности политических взглядов мыслителей западноевропейского Средневековья.

4. Политические доктрины эпохи Возрождения и Реформации, периода ранних буржуазных революций.

5. Социально-политические теории эпохи Просвещения.

6. Политическая мысль в США периода борьбы за независимость.

7. Политические идеи в учениях социализма и коммунизма.

8. Зарубежные политические учения и теории XIX века.

9. Оформление зарубежных социально-политических доктрин XX века.

Методические указания

Приступая к изучению истории политической мысли, следует обратить внимание на то, что история формирования поли­тических взглядов и учений насчитывает века. Элементы формиро­вания политического научного знания долго складывалось в рамках общих философских, а затем и социологических теорий.

Начала научного знания о политике были заложены в Древней Греции Платоном и Аристотелем.

Платон мечтал об идеальном государстве, управляемом мудре­цами-философами. Он предложил образец государственного устройст­ва, представляющего по сути одну из первых коммунистических уто­пий. Гражданами этого государства являются воины, которые не имеют ни частной собственности, ни жен, ни детей. У них все об­щее, чтобы не было взаимной вражды. Идеальная форма правления -аристократическая или монархическая. Платон объяснял почему такая форма предпочтительнее, студентам предлагаем самим ознако­миться по литературе с его рассуждениями поэтому поводу.

Аристотель заложил основы политики, обобщив опыт античного города – государства, описал древние политические режимы. Глав­ной идеей Аристотеля была идея закономерной природы государства, сущность которого он видел в общей цели, считал государство выс­шим единством общества.

В своем труде «Политика» Аристотель высказал ряд основопо­лагающих идей о демократии. Например, об общественной основе демократии, среднем классе как гаранте прочности, устойчивости образа правления; выборности правителей и избирательном пра­ве и т.д.

Цицерон, политический мыслитель Древнего Рима, в своих ра­ботах уделял внимание проблемам правового равенства и государст­ва. Государство должно быть основано на всеобщем разуме и спра­ведливости, оно результат деятельности народа, причиной его об­разования является необходимость охранять собственность. Ци­церон выделял три формы государства: царская власть, власть аристократии, народная власть (демократия). Лучшей формой яв­ляется смешанная. В учениях Цицерона впервые встречается идея правового государства.

В заключении этого вопроса должны сделать вывод, что политические учения древности были пронизаны идеей неизбеж­ной судьбы, требующей смирения, ее рационализм был ограничен и присущ только элите античного общества.

Рассматривая эпоху Возрождения и период буржуазных революций, необходимо уяснить, что намеченные в древности контуры политического научного знания были развиты и обогащены виднейшим политиком и ученым эпохи Возрождения Н.Макиавелли. В своей работе «Государь» он опреде­лил политическую науку как науку о государстве. Главное в ис­следованиях Макиавелли – государственная власть, анализ ее за­воевания, сохранения, приумножения. Он считал, что в основе по­литического поведения лежат выгода и сила. В политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно пренебречь при наличии благой цели. Отсюда, по Макиавелли, следует вывод – в политике цель оправдывает средства.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. На это обучающимся следует обратить особое внимание, так как именно с этого тезиса начинается новое в политической мысли течение «макиавеллизм», т.е. то, что связано с политикой основанной на культе грубой силы. Из всех форм государственного устройства он предпочитает республику, обосновывая это, как лучшей формой для поддержания государственной власти.

В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие политических идей связано с именами Гоббса, Локка, Монтескье, Вольтера, Руссо и др.

Гоббс считал, что догосударственная жизнь представляла со­бой хаос, из этого хаоса люди нашли выход, создав общественный договор, т.е. они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Гоббс выступал защитником монар­хии. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия.

Локк был идеологом социального компромисса между дворянст­вом и буржуазией. Государство, по Локку, получает от людей ров­но столько власти, сколько необходимо для реализации своих граж­данских идей и правом владеть собственностью. Он также разви­вал идею правового государства, считая закон главным инструментом сохранения и расширения свободы. Свобода требует четкого разграничения властей. Любая форма государства, считал Локк, долж­на вырастать из общественного договора. В противоположность Гоббсу, Локк делал вывод, что государство должно подчиняться об­ществу.

Обучающиеся в этом вопросе должны познакомиться с трудами француза Шарля де Монтескье, который создал реалистическую кар­тину истоков государственно-правовых явлений, раскрыл в основных принципах формы государственного правления, свойственные опре­деленному историческому периоду.

Свободу и равенство Монтескье рассматривал как фундаменталь­ные свойства человеческой природы. Теория разделения властей – второе достижение Монтескье. По его мнению политической властью всегда злоупотребляют, а злоупотребление выходит из природы че­ловека. Верховенство права может быть обеспечено только разде­лением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы власти могли сдерживать друг друга.

Жан-Шак Руссо особое место занимает в радикально – демократи­ческом направлении политической мысли. С Руссо на смену граждан­ской концепции приходит социальная, в ней смещаются акценты. Отправной точкой является не человек, а группы, т.е. классы, на­ции. В одном смысле, люди создают государство, а в другом – са­ми являются продуктами государства. По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчи­ниться ей. Руссо признавал социальное равенство,, при этом не отрицается им частная собственность. Руссо настаивал на полити­ческом единстве, он так же поддерживал прямую форму демократии. Как известно из истории, идеи Руссо воплотились в Великой Французской революции.

И.Кант немецкий философ продолжил разработку либерализма, отстаивая принцип автономности личности. Он являлся сторонником договорных теорий государства, развивал идеи правового ограни­чения государственной власти. Высшей формой обеспечивающей сво­боду, выступает правопорядок. Право обладает принудительной си­лой, носителем которого выступает государство.

Дальнейшее развитие учения о государстве и праве получило в трудах Г.Гегеля. Свобода личности и права, по Гегелю, реа­лизуется через право на собственность. Гегель создал учение о гражданском обществе и правовом государстве, он создал также основы теории групповых интересов. Единство общества может быть достигнуто путем согласования различных интересов, а следователь­но, с помощью группового представительства в верховных органах власти.

Рассматривая идеи мыслителей XIX века, необходимо обратить внимание на учения представителей утопического социализма начала XIX в. (Сен-Симон, Фурье и Оуэн). В отличие от других мыслителей, утописты видели прогресс общества в исключительном его измене­нии. Основную причину нестабильности общества они видели в не­справедливом расслоении его, главной причиной которого являлась частная собственность. В основном не отрицая ее, Сен-Симон и Фурье призывали к ее разумному распределению. Утописты выступа­ли за общественный характер власти, против эксплуатации, за эмансипацию женщин (Фурье) и считали, что «золотой век» впереди, достаточно одному человеку наделенному волей и разумом захотеть изменить существующее положение, оно наступит.

Особое место в истории политической мысли отводится марк­сизму. Маркс и Энгельс унаследовали идеи своих предшественников и обогатили их. Следует обратить внимание студентов на то, что несмотря на коренное отличие философских основ марксистского анализа политики от других теорий, его влияние на последние отрицать невозможно. Многие видные политологи и социологи Запа­да считают Маркса классиком политической науки и отмечают вклад Ленина в разработку политики как деятельности.

Центральная идея марксизма – обоснование социально-экономи­ческой детерминации политической сферы общества. Она конкрети­зирована в положениях о классовой природе государства, полити­ческой власти партий.

Доминирующей идеей марксизма является обоснование и раскры­тие классовой и экономической основы политической власти, ее институтов. Политическая власть по Марксу, есть лишь порождение экономической власти: класс которому принадлежит экономическая власть, неизбежно завоюет и политическую власть. Социально-классовый, классово-экономический подход в анализе политики – основополагающий для марксистского метода. Важной идеей марк­сизма можно также считать проблему относительной самостоятельности политики.

Обучающимся необходимо обратить внимание на то, что марксизм в конце XIX и XX столетии находит свое выражение в двух основных направлениях: революционном и реформистском. Революционное течение нашло свое выражение в ленинизме, а реформистское, в начале Каутский и Бернштейн, а сегодня это социал-демократическое движение Европы.

Широкое распространение в начале XX столетия получила тео­рия элит, разработанная двумя итальянцами В. Паретто и Г. Моска. По их убеждению власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства, когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одного меньшинства к другому, но никогда от мень­шинства к большинству. Это правящее меньшинство и есть элита. Далее студентам надо более подробно остановиться на изучении данной точки зрения.

Дальнейшее продолжение учение о власти получило в теории олигархизации или бюрократизации политических партий, разрабо­танных М. Острогорским и Р. Михельсом. Они исследовали процесс становления партий, стадии развития. Михельс сформулировал закон олигархизации партий.

Особое место в развитии науки о политике принадлежит М. Веберу. Он утверждал, что в позднекапиталистическом обществе по­литическая жизнь людей определяется бюрократией – быстро расту­щем слоем управленцев. Он разработал и теорию демократии, цент­ральным звеном которой стало учение о механизме социального контроля, над обособленным от общества бюрократическим аппара­том. Вебер разработал концепцию легитимности власти.

Центральное место в современной политологии занимают воп­росы власти и демократизации общественной жизни в условиях пере­хода от индустриального типа общества к постиндустриальному. Среди представителей этого направления видное место занимают американские политологи Г. Лассуэл, Р. Даль, О. Тоффлер, М. Крозье и т.д. Студентам следует более подробно на практических занятиях разобраться в сущности их политических взглядов.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите специфику теологической, натуралистической, социальной и рационально-критической исторических парадигм политологии.

2. В чем заключается сущность переворота совершенного Н. Макиавелли в анализе политики и власти?

3. В чем заключается значимость осмысления истории политической мысли?

4. Как и почему Аристотель относился к демократии?

5. Какое влияние античная демократия оказала на теорию и практику становления демократических режимов в современном мире?

6. Раскройте сущность концепции «Москва – третий Рим».

7. В чем заключается различие политических взглядов И. Грозного и А. Курбского?

8. Какую роль сыграла эпоха Просвещения в развитии политической мысли в Европе, Америке и России?

9. Какое влияние оказал марксизм на политическую мысль и политическую практику конца XIX в. – начала XX в. в Европе и России?

10. В чем заключается особенность русского либерализма?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.