Ключевые термины и выражения Политическая власть; легитимность политической власти.
Методические указания
Рассматривая подтему «Политическая власть», необходимо проанализировать основные теории, которые раскрывают различные грани сложнейшего социального феномена – власти. Динамические, психологические и системные подходы породили реляционистские, бихевиористские и системные концепции власти.
Реляционисты характеризуют власть как отношение между субъектами, при котором один из них непременно подпадает под влияние другого. Бихевиористские концепции акцентируют внимание на мотивах поведения людей в борьбе за власть, которая рассматривается как конечная цель политического действия. Согласно их воззрениям регулятором в системе политических отношений выступают правила рынка: учет опроса и предложения, конкуренция.
Системные подходы трактуют власть как основополагающее свойство системы, подавляющее предохранить ее от дезорганизации и разрушения. Власть регулирует групповые конфликты и обеспечивает интеграцию общества. Власть один из видов социального взаимодействия между людьми, в результате которого один из субъектов реализует свою волю через систему командования (управления) и подчинения.
Чтобы уяснить содержание властных отношений, необходимо подробно проанализировать компоненты власти: субъект и объект власти, ее ресурсы и процесс власти.
Субъект власти в системе социальных отношений выступает активным началом. Он определяет деятельность людей и организаций на основании властного повеления, выраженного в демократической или авторитарной форме и неукоснительно добивается его исполнения, используя санкции (наказание) или поощрение. На субъекте власти лежит ответственность разработки системы норм и правил, регулирующих поведение индивидов и социальных групп.
Для реализации властных взаимодействий недостаточно действий одного субъекта власти. Вторым важнейшим компонентом в системе властных отношений выступает объект власти как исполнитель воли субъекта. Обучающимся, изучающим субъектно-объектные отношения, важно рассмотреть мотивацию властвования и подчинения, проанализировать характер власти, основанной на авторитете, праве, насилии, критерии эффективности власти.
Продолжая характеристику компонентов власти, нужно рассмотреть ресурсы власти, под которыми понимаются все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Типология ресурсов отражает их многообразие.
Ресурсы подразделяются на утилитарные, принудительные и нормативные. В соответствии с важнейшими сферами деятельности ресурсы характеризуются как экономические, социальные, политико-силовые, культурно-информационные, демографические. Выделим характеристику социальных ресурсов как наиболее сложных для понимания. Социальные ресурсы – способность повышения (или понижения) социального статуса, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.). Многообразие в использовании ресурсов повышает результативность власти. Использование ресурсов власти делает реальностью и процесс, который происходит в следующих формах: господство, руководство, организация и контроль. Далее необходимо раскрыть сущность этих форм власти.
Рассматривая виды власти и проблемы ее легитимности, обучающиеся должны уяснить, что особенности различных элементов власти могут служить критерием выделения специфических видов власти. Они должны, основываясь на характеристике ресурсов, выделить соответствующие им виды власти, а именно: экономическую, социальную, принудительную, духовно-информационную. Необходимо дать развернутую характеристику политической власти, определить ее сущность и признаки. Среди них выделить легальность в использовании силы в пределах государства, верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, публичность (всеобщность и безличность), моноцентричность и многообразие ресурсов.
Важнейшей характеристикой власти является ее легитимность. Обучающимся необходимо понять сущность легитимности власти, ее отличия от легальности власти. Легитимность власти связана с верой подавляющего большинства населения в то, что политические нормы, политическая система являются наилучшей для данной страны. В заключение необходимо проанализировать основные формы легитимности власти: традиционную легитимность (основанную на привычках, обычаях повиноваться власти), легальную, рационально-правовую легитимность (добровольно установленные юридические нормы регулируют властные отношения), харизматическую легитимность (базирующуюся на вере в сверхестественные качества политического лидера, которая может перерасти в культ личности).
Вопросы для самоконтроля
1. Почему общество не может обойтись без власти? Каково, на ваш взгляд, главное назначение власти в обществе? Аргументируйте свой ответ.
2. Какие определения власти вы знаете?
3. В чем отличие политической власти от экономической, идеологической, религиозной?
4. Что такое ресурсы власти?
5. Какие ресурсы власти используют для воздействия на вас родители, сверстники, преподаватели и т. д.?
6. Как зависит выбор ресурсов власти от характера политического режима?
7. Как вы думаете, какие ресурсы использует современный политический режим в России?
8. Какое определение власти, на ваш взгляд, ближе к истине: а) «Могущество человека (взятое в общем виде) есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимого блага» (Т. Гоббс); б) «Власть - не средство; она- цель... Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать» (Дж. Оруэлл); в) «Власть может быть определена как реализация намеченных целей» (Б. Рассел); г) «Политическая власть, в собственном смысле слова, это - организованное насилие одного класса для подавления другого» (В. И. Ленин)?
9. Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?
Возникновение и основные этапы развития зарубежных
Социально-политических учений
Вопросы для самоподготовки
1. Структура социально-политических доктрин, формы их выражения и основания классификации. Подходы и методы изучения истории социально-политических учений. Критерии реального и утопического в оценке социально-политических учений. Этапы становления и эволюции зарубежной социально-политической мысли.
2. Политическая мысль в государствах Древнего Востока. Политические идеи в Древней Греции и Древнем Риме.
3. Содержание и особенности политических взглядов мыслителей западноевропейского Средневековья.
4. Политические доктрины эпохи Возрождения и Реформации, периода ранних буржуазных революций.
5. Социально-политические теории эпохи Просвещения.
6. Политическая мысль в США периода борьбы за независимость.
7. Политические идеи в учениях социализма и коммунизма.
8. Зарубежные политические учения и теории XIX века.
9. Оформление зарубежных социально-политических доктрин XX века.
Методические указания
Приступая к изучению истории политической мысли, следует обратить внимание на то, что история формирования политических взглядов и учений насчитывает века. Элементы формирования политического научного знания долго складывалось в рамках общих философских, а затем и социологических теорий.
Начала научного знания о политике были заложены в Древней Греции Платоном и Аристотелем.
Платон мечтал об идеальном государстве, управляемом мудрецами-философами. Он предложил образец государственного устройства, представляющего по сути одну из первых коммунистических утопий. Гражданами этого государства являются воины, которые не имеют ни частной собственности, ни жен, ни детей. У них все общее, чтобы не было взаимной вражды. Идеальная форма правления -аристократическая или монархическая. Платон объяснял почему такая форма предпочтительнее, студентам предлагаем самим ознакомиться по литературе с его рассуждениями поэтому поводу.
Аристотель заложил основы политики, обобщив опыт античного города – государства, описал древние политические режимы. Главной идеей Аристотеля была идея закономерной природы государства, сущность которого он видел в общей цели, считал государство высшим единством общества.
В своем труде «Политика» Аристотель высказал ряд основополагающих идей о демократии. Например, об общественной основе демократии, среднем классе как гаранте прочности, устойчивости образа правления; выборности правителей и избирательном праве и т.д.
Цицерон, политический мыслитель Древнего Рима, в своих работах уделял внимание проблемам правового равенства и государства. Государство должно быть основано на всеобщем разуме и справедливости, оно результат деятельности народа, причиной его образования является необходимость охранять собственность. Цицерон выделял три формы государства: царская власть, власть аристократии, народная власть (демократия). Лучшей формой является смешанная. В учениях Цицерона впервые встречается идея правового государства.
В заключении этого вопроса должны сделать вывод, что политические учения древности были пронизаны идеей неизбежной судьбы, требующей смирения, ее рационализм был ограничен и присущ только элите античного общества.
Рассматривая эпоху Возрождения и период буржуазных революций, необходимо уяснить, что намеченные в древности контуры политического научного знания были развиты и обогащены виднейшим политиком и ученым эпохи Возрождения Н.Макиавелли. В своей работе «Государь» он определил политическую науку как науку о государстве. Главное в исследованиях Макиавелли – государственная власть, анализ ее завоевания, сохранения, приумножения. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила. В политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно пренебречь при наличии благой цели. Отсюда, по Макиавелли, следует вывод – в политике цель оправдывает средства.
Макиавелли освобождает политику от принципов морали. На это обучающимся следует обратить особое внимание, так как именно с этого тезиса начинается новое в политической мысли течение «макиавеллизм», т.е. то, что связано с политикой основанной на культе грубой силы. Из всех форм государственного устройства он предпочитает республику, обосновывая это, как лучшей формой для поддержания государственной власти.
В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие политических идей связано с именами Гоббса, Локка, Монтескье, Вольтера, Руссо и др.
Гоббс считал, что догосударственная жизнь представляла собой хаос, из этого хаоса люди нашли выход, создав общественный договор, т.е. они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Гоббс выступал защитником монархии. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия.
Локк был идеологом социального компромисса между дворянством и буржуазией. Государство, по Локку, получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для реализации своих гражданских идей и правом владеть собственностью. Он также развивал идею правового государства, считая закон главным инструментом сохранения и расширения свободы. Свобода требует четкого разграничения властей. Любая форма государства, считал Локк, должна вырастать из общественного договора. В противоположность Гоббсу, Локк делал вывод, что государство должно подчиняться обществу.
Обучающиеся в этом вопросе должны познакомиться с трудами француза Шарля де Монтескье, который создал реалистическую картину истоков государственно-правовых явлений, раскрыл в основных принципах формы государственного правления, свойственные определенному историческому периоду.
Свободу и равенство Монтескье рассматривал как фундаментальные свойства человеческой природы. Теория разделения властей – второе достижение Монтескье. По его мнению политической властью всегда злоупотребляют, а злоупотребление выходит из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы власти могли сдерживать друг друга.
Жан-Шак Руссо особое место занимает в радикально – демократическом направлении политической мысли. С Руссо на смену гражданской концепции приходит социальная, в ней смещаются акценты. Отправной точкой является не человек, а группы, т.е. классы, нации. В одном смысле, люди создают государство, а в другом – сами являются продуктами государства. По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиниться ей. Руссо признавал социальное равенство,, при этом не отрицается им частная собственность. Руссо настаивал на политическом единстве, он так же поддерживал прямую форму демократии. Как известно из истории, идеи Руссо воплотились в Великой Французской революции.
И.Кант немецкий философ продолжил разработку либерализма, отстаивая принцип автономности личности. Он являлся сторонником договорных теорий государства, развивал идеи правового ограничения государственной власти. Высшей формой обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. Право обладает принудительной силой, носителем которого выступает государство.
Дальнейшее развитие учения о государстве и праве получило в трудах Г.Гегеля. Свобода личности и права, по Гегелю, реализуется через право на собственность. Гегель создал учение о гражданском обществе и правовом государстве, он создал также основы теории групповых интересов. Единство общества может быть достигнуто путем согласования различных интересов, а следовательно, с помощью группового представительства в верховных органах власти.
Рассматривая идеи мыслителей XIX века, необходимо обратить внимание на учения представителей утопического социализма начала XIX в. (Сен-Симон, Фурье и Оуэн). В отличие от других мыслителей, утописты видели прогресс общества в исключительном его изменении. Основную причину нестабильности общества они видели в несправедливом расслоении его, главной причиной которого являлась частная собственность. В основном не отрицая ее, Сен-Симон и Фурье призывали к ее разумному распределению. Утописты выступали за общественный характер власти, против эксплуатации, за эмансипацию женщин (Фурье) и считали, что «золотой век» впереди, достаточно одному человеку наделенному волей и разумом захотеть изменить существующее положение, оно наступит.
Особое место в истории политической мысли отводится марксизму. Маркс и Энгельс унаследовали идеи своих предшественников и обогатили их. Следует обратить внимание студентов на то, что несмотря на коренное отличие философских основ марксистского анализа политики от других теорий, его влияние на последние отрицать невозможно. Многие видные политологи и социологи Запада считают Маркса классиком политической науки и отмечают вклад Ленина в разработку политики как деятельности.
Центральная идея марксизма – обоснование социально-экономической детерминации политической сферы общества. Она конкретизирована в положениях о классовой природе государства, политической власти партий.
Доминирующей идеей марксизма является обоснование и раскрытие классовой и экономической основы политической власти, ее институтов. Политическая власть по Марксу, есть лишь порождение экономической власти: класс которому принадлежит экономическая власть, неизбежно завоюет и политическую власть. Социально-классовый, классово-экономический подход в анализе политики – основополагающий для марксистского метода. Важной идеей марксизма можно также считать проблему относительной самостоятельности политики.
Обучающимся необходимо обратить внимание на то, что марксизм в конце XIX и XX столетии находит свое выражение в двух основных направлениях: революционном и реформистском. Революционное течение нашло свое выражение в ленинизме, а реформистское, в начале Каутский и Бернштейн, а сегодня это социал-демократическое движение Европы.
Широкое распространение в начале XX столетия получила теория элит, разработанная двумя итальянцами В. Паретто и Г. Моска. По их убеждению власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства, когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одного меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинству. Это правящее меньшинство и есть элита. Далее студентам надо более подробно остановиться на изучении данной точки зрения.
Дальнейшее продолжение учение о власти получило в теории олигархизации или бюрократизации политических партий, разработанных М. Острогорским и Р. Михельсом. Они исследовали процесс становления партий, стадии развития. Михельс сформулировал закон олигархизации партий.
Особое место в развитии науки о политике принадлежит М. Веберу. Он утверждал, что в позднекапиталистическом обществе политическая жизнь людей определяется бюрократией – быстро растущем слоем управленцев. Он разработал и теорию демократии, центральным звеном которой стало учение о механизме социального контроля, над обособленным от общества бюрократическим аппаратом. Вебер разработал концепцию легитимности власти.
Центральное место в современной политологии занимают вопросы власти и демократизации общественной жизни в условиях перехода от индустриального типа общества к постиндустриальному. Среди представителей этого направления видное место занимают американские политологи Г. Лассуэл, Р. Даль, О. Тоффлер, М. Крозье и т.д. Студентам следует более подробно на практических занятиях разобраться в сущности их политических взглядов.
Вопросы для самоконтроля
1. Определите специфику теологической, натуралистической, социальной и рационально-критической исторических парадигм политологии.
2. В чем заключается сущность переворота совершенного Н. Макиавелли в анализе политики и власти?
3. В чем заключается значимость осмысления истории политической мысли?
4. Как и почему Аристотель относился к демократии?
5. Какое влияние античная демократия оказала на теорию и практику становления демократических режимов в современном мире?
6. Раскройте сущность концепции «Москва – третий Рим».
7. В чем заключается различие политических взглядов И. Грозного и А. Курбского?
8. Какую роль сыграла эпоха Просвещения в развитии политической мысли в Европе, Америке и России?
9. Какое влияние оказал марксизм на политическую мысль и политическую практику конца XIX в. – начала XX в. в Европе и России?
10. В чем заключается особенность русского либерализма?
|