Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социально-политическая мысль в России

Вопросы для самоподготовки

1. Политическая мысль в Древней Руси, в эпоху формирования российского централизованного государства и утверждения абсолютизма. Формирование политического национального самосознания русского народа, национально-государственной идеологии. Обоснование необходимости единства русских княжеств, единовластия, сильной княжеской власти. Республиканско-демократическая (вечевая) идеология. Национально-освободительная идеология периода борьбы против монголо-татарского ига. Основные направления социально-политической мысли в период формирования и укрепления русского централизованного государства: монархическо-дворянская идеология; византизм; концепция «Москва – третий Рим»; идеология консервативно-реакционной, боярско-церковной оппозиции. Дворянско-помещичья, монархическая, буржуазно-либеральная и революционно-демократическая идеологии конца XVII-ХVIII в.в.

2. Развитие социально-политической мысли в России в XIX – XXI веках.Проблема пути развития России: самобытничество и западничество. Основные идейные течения сторонников самобытного пути развития. Идейно-политические течения западничества. Революционно-демократические и социалистические учения в России XIX века, их специфика и основные этапы развития. Распространение марксизма.

3. Социально-политическая мысль начала XX века и идейные течения представителей «первой волны» русской эмиграции. Политические идеи, теории и концепции в советской и постсоветской России. Политическая мысль России в системе мировой политической мысли.

Методические указания

Рассматривая подтему «Социально-политическая мысль в России» необходимо обратить внимание на тот факт, что политическая мысль в России развивалась вместе с Российским государством, в огромной степени находясь в зависимости от его своеобразия. Практически все важнейшие факторы, влиявшие на характер российской государственности, так или иначе сказались на развитии политического мышления российского общества. Выделите наиболее существенные особенности.



Далее необходимо рассмотреть содержательную сторону отдельных периодов.

Консервативная политическая мысль. При Петре 1 началось теоретическое обоснование абсолютизма. Им занималась «ученая дружина», в состав которой входили Ф.Прокопович, И.Т.Посошков, В.Н.Татищев. Консерваторы второй половины 18 века (Екатерина 2, А.Сумароков, В.Золотницкий, В. Тредиаковский) стремились обосновать привлекательность существующего строя, разрабатывая концепцию «просвещенного абсолютизма», в основе которой лежала вера в мудреца на троне, который правит страной по разумным, справедливым законам и стремится к общему благу своих подданных.

Системный кризис феодально-крепостнических основ, «брожение умов» актуализировали поиск путей усиления идеологического влияния на общество. Оформление официальной идеологии происходило в первой половине 19 в. Идеологом консервативного направления был Н.М.Карамзин. Он сформулировал два постулата официальной идеологии: самодержавие и православие.

Окончательно официальная идеология, получившая название «теория официальной народности», была сформулирована в начале 1830-х гг С.С.Уваровым. Суть теории выражается в трех положениях – «православие, самодержавие, народность».

Западники и славянофилы. В ответ на вопрос о дальнейшей судьбе России, о том, как отвечать на вызов Европы, мыслители в конце 1830-х гг. раскололись на западников и славянофилов. Западники, к котором относились Т.Грановский, А.Герцен, В.Боткин, В.Белинский, П.Анненков, стояли на позиции однолинейного развития мира, форпостом человеческой цивилизации считали Западную Европу, из чего делали вывод о необходимости следования России западноевропейским образцам. Они были сторонниками буржуазных преобразований путем реформ, поклонниками буржуазной государственности. Главной для них в условиях деспотической России являлась проблема правовой защиты личности, ее свободы. Поэтому они были противниками крепостнического права, считали необходимым ограничить самодержавную власть, но конкретных проектов не представляли.

В отличие от западников славянофилы (А.С.Хомяков, И.В. и П.В.Кириевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф.Самарин) отрицали общую для всех стран закономерность общественного развития, верили в самобытный путь России. Европейские народы они относили к категории старых, считали, что их перспектива – уход с исторической арены, и противопоставляли им молодую, самобытную Россию.

При всей разности подходов западников и славянофилов объединяло убеждение в том, что существующая социально- политическая и экономическая реальность нуждается в реформировании.

Русский либерализм. Вторая половина 19 – начало 20 в. Были временем расцвета российского либерализма. Вначале либеральные концепции развивались в рамках государственной , или «юридической» школы (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев, А.Д.Градовский, В.И.Сергеевич ), которая образование государства считала поворотной точной русской истории.

К числу классических либералов относят Б.Н.Чичерина. Государство, по его мнению, - это союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Оно возникает как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского, церковного. Русские либералы считали конституционную монархию идеальной для перехода от абсолютизма к правовому государству, поскольку она сочетает народное представительство (парламентское начало) и сильную исполнительную власть (монархическое начало), способную провести реформы сверху. На этой основе составлялись конституционные проекты русского либерализма начала 20 века.

Русский политический радикализм. Радикальное направление русской политической мысли второй половины 19 – начала 20 в. Развивалось в рамках социализма, переход к которому мыслился в виде революции. К числу первых теоретиков русского социализма можно отнести А.И.Герцена (1812-1870) и Н.Г.Чернышевского (1828-1889). Они разработали теорию «крестьянского общинного социализма», в основе которой лежала вера в особый, самобытный путь России.

Теория «крестьянского общинного социализма» стала идейной основой революционного народничества, самого радикального общественного движения в России 1860-1870-х гг. По вопросам тактики оно раскололось на три направления. Пропагандисты (лидер – П.Л.Лавров (1823-1900) считали, что коренные социальные преобразования в России возможны только при сознательном участии народа, поэтому его необходимо готовить к революции. Момент готовности народа к перевороту укажет само течение исторических событий. Лидер заговорщического направления П.Н.Ткачев (1844-1855) считал, что нужно торопиться, так как Россия движется к капитализму. Крестьянство коммунистично по своим традициям и инстинктам, поэтому не просвещение должно предшествовать революции, а революция просвещению. Главная предпосылка революции – объединение сознательных элементов переворота в конспиративную централистскую партию, которая совершит революцию насильственным путем в ближайшем будущем, используя террор и заговор. Ткачев первым дал теоретическое обоснование террора как средства политической борьбы. Лидером анархического направления в революционном народничестве был М.А. Бакунин (1814-1876). Государство – это насилие над народом, поэтому построить «положительное» государство невозможно, его необходимо уничтожить с помощью социальной революции. Она будет мировой. Охватывающей все страны. Будущее за свободной федерацией вольных земледельческих и фабрично-ремесленных артелей, самоуправляющихся товариществ, общин, областей и народов. Именно в этой форме реализуется высшая цель всего человечества – свобода.

На смену народничеству в радикальной политической мысли пришли социал-демократы, стоявшие на позиции марксизма. Они не могли не считаться с особенностями России, наличием в ней феодальных пережитков. Революционный процесс российским социал-демократам виделся в два этапа. Вначале произойдет буржуазная революция, которая ликвидирует феодальные пережитки и создаст простор для развития капитализма, а затем – социалистическая. Первый теоретик марксизма в России Г.В.Плеханов (1856-1918) считал, что между буржуазной и социалистической революциями должен быть длительный период. Социалистическая революция произойдет только тогда, когда Россия станет индустриально развитой страной. Идею немедленного захвата власти он считал величайшим несчастьем, чреватым грядущей реакцией.

Оппонентом Плеханова среди социалистов был теоретик большивизма В.И.Ульянов (Ленин) (1870-1924). В соответствии с его концепцией должно произойти перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, так как в России существуют предпосылки обеих революций. До 1915 г. Ленин разделял точку зрения Маркса, что социалистические революции произойдут вначале в передовых индустриальных странах и почти одновременно. Проанализировав империализм, неравномерность развития стран на этой стадии капитализма, он пришел к выводу. Что социалистическая революция может победить первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой стране, слабом звене в цепи империализма. Такой страной он считал Россию. Российские социал-демократы и Ленин (до начала 1920-х гг.) верили в мировую революцию.

Государство для Ленина – это понятие историческое, оно формируется в результате появления частной собственности как следствие раскола общества на антагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых. Поэтому государство всегда классово. В антагонистическом обществе – это «орган классового господство, орган угнетения одного класса другим». Ленин недооценивал демократию, свободы и права досоциалистической эпохи, так как считал, что они маскируют эксплуататорскую сущность государств. Эксплуататорское государство можно свергнуть, насильственно уничтожить. При переходе к социализму необходим слом старого государственного аппарат. Социалистическое государство-это насилие большинства над эксплуататорским меньшинством, по сути, это диктатура пролетариата, которая является властью рабочих и беднейших крестьян. Диктатура пролетариата нужна как промежуточная стадия от буржуазного государства к обществу без классов - коммунизму.

Политическая мысль эмиграции. В центре внимания эмигрантской политической мысли оказалась проблема революции. Спектр взглядов по этой проблеме был очень широким. Был распространен взгляд на революцию, как на безумие. С.Л.Франк Назвал ее «величайшей исторической катастрофой, пережитой человечеством», «восстанием крестьянства, победоносной и до конца осуществленной всероссийской пугачевщиной 20 в.». Высказывалась общая мысль, что удачных революций не бывает и быть не может.

При разности подходов всех мыслителей интересовала проблема причин революции. В концепции Н.А.Бердяева (1874-1948) революция выступает неотъемлемым звеном исторического процесса, так как в нашем греховном мире невозможно поступательное развитие. По мере накопления зла в обществе исчезают творческие силы, тогда происходит вторжение иррациональных сил. Тенденции исторического развития России, лежащие главным образом в среде национального самосознания, сделали революцию неизбежной. Проблема русской революции - это проблема русского менталитета. Ее истоки Бердяев видел в коммунизме, который считал русским явлением, несмотря на происхождение марксисткой идеологии.

Серьезный анализ советского режима дал крупнейший политический мыслитель эмиграции И.А.Ильин (1882-1954). Социализм он относил к категории антисоциальных. Россия получила «левый» тоталитаризм коммунистов. Тоталитарный режим-это рабовладельческая диктатура невиданного размера и всеобъемлющего захвата. Его сущность состоит в особой форме государственного устройства и всеохватывающем объеме управления. Держится он не на законах, а на партийных указах, распоряжениях, инструкциях. Государственные органы представляют собой лишь показную оболочку партийной структуры. Правосознание в тоталитарном государстве заменено психическими механизмами – голодом. Страхом, мучениями и унижением, оно основывается на террористическом внушении. Граждане в таком государстве являются только субъектами обязанностей и объектами распоряжений.

Ильин, идеалом для которого было правовое государство, считал, что Россия должна отказаться от заимствования, должна сама выработать общественное и государственное устройство. Наступление демократии после разрушения тоталитарного режима, по его мнении. Будет трагедией для России. Так как предпосылки демократии подорваны, здесь возможно установление только диктатуры.

В целом, русская политическая мысль развивалась в тесной связи с общественно-политической практикой, разработала актуальные для страны проблемы. Особый отпечаток на русскую политическую мысль наложили усиливающаяся роль государства и сужение сферы внегосударственного контроля. Главной темой отечественной политической мысли была судьба России. От века к веку усиливалась ее глубина и теоретическая насыщенность.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключаются главные факторы, обусловившие особенности развития политической мысли в России?

2. Каковы отличительные черты развития политических идей в России?

3. Как объясняется природа власти в российской политической мысли?

4. Почему развитие политических идей тесно связано с развитием государства?

5. Как повлияли идеи французского Просвещения на развитие политической мысли в России?

6. В чем особенность либеральных политических идей в России?

7. Каковы основные идеи русского консерватизма?

8. В чем смысл политических идей А.Н. Радищева?

9. Какова суть политической концепции анархизма?

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.