РЕФОРМА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ АНГЛИИ Степанова С. Н.
Источник: Журнал «Начальная школа» 2012/4 с. 76
Над статьёй работала Дроздова Александра
В настоящее время в России происходит реформирование системы образования, интеграция в мировое образовательное пространство, поэтому важно знать современную зарубежную практику в этой области, уметь анализировать процессы, происходящие в сфере обучения за рубежом.
В данной статье наше внимание будет сосредоточено главным образом на сложившейся многовековой системе начального образования в Англии и тех ее изменениях, которые происходили в ней в прошлом и происходят в настоящее время.
Школьное образование в Англии сегодня осуществляется либо в государственных общеобразовательных школах, либо в частных школах.
Финансирование и управление школьным образованием
Все английские школы получают субсидии как из министерства, так и из муниципалитетов. Министерские субсидии распределяются между теми учебными заведениями, которые руководствуются рекомендациями из центра и отличаются успешностью в своей работе.
Финансирование школ с особым статусом - бюджетных - в Англии специфично.
Это зависит от их типа. Первый тип – школы графств, полностью финансируются местными источниками. Второй тип – добровольческие школы, финансируются религиозными и другими частными организациями. Третий тип – самоуправляемые школы, существуют на деньги благотворителей и частично финансируются местными органами власти.
Англия является страной с ярко выраженной децентрализованной системой образования, которой руководит министерство, но значительные права принадлежат муниципалитетам. Непосредственное руководство деятельностью школ в Англии принадлежит местным органам управления образованием. Именно они должны обеспечивать реализацию образовательной поли- гики. Длительное время между центральной и местными органами образования происходило острое соперничество как в скрытой, так и в открытой форме. Закон 1988 г и некоторые последующие правительственные решения были направлены с перераспределение властных функций в пользу нейтральных властей, но руководство местных органов до сих пор не без успеха сопротивляется такой тенденции. Так, местные органы образования контролируют материальное обеспечение школы, прием в школу, размещение фондов, мониторинг качества обучения, ведают школьным транспортом. Одновременно расширяются права самих школ в решении актуальных вопросов образования.
С сентября 2001 г. начальные школы Англии должны гарантировать, что все дети в возрасте 5, 6 и 7 лет (первая ступень образования) обучаются в классах с количеством учащихся не более 30 человек.
С начала 60-х годов XX в. в Англии начался процесс пересмотра содержания школьных программ, который продолжается до сих пор.
До 1988 г. система образования страны была настолько децентрализованной, что учебные планы разрабатывались на уровне школ, учебные программы создавались учителями с учетом рекомендаций Департамента образования, экзаменационных требований и методических материалов, подготовленных правительственными и независимыми педагогическими организациями.
Реформа программ начального образования проводилась под влиянием концепции «основных навыков», ставившей задачу прочное усвоение знаний и формирование умений учащимися.
Введение нового содержания образования сопровождалось изменением системы оценки знаний школьников в национальном масштабе. В Законе 1988 г. закреплено положение о тестировании школьников в возрасте 7, 11, 14 и 16 лет. Данные возрастные рамки выбраны неслучайно, поскольку, согласно английской традиции, в возрасте 7 лет дети заканчивают первую ступень начальной школы. В 11 лет — начать новую школу (вторая ступень). В 14-летнем возрасте начинается дифференциация обучения (третья ступень), а в 16 лет английская молодежь оканчивает неполную среднюю школу (четвертая ступень).
Следуя все более явной тенденции глобализации в общественной жизни и с учетом того, что английский язык стал признанным средством международного общения, Департамент образования и трудоустройства Великобритании в 1999 г. выступил с инициативой раннего изучения языков. Цель этой инициативы — поощрение изучения иностранных языков до начала третьей ступени образования (11 лет), когда иностранный язык становится обязательным предметом национальной образовательной программы. К этому же времени относится основание в Англии Национального консультационного центра раннего изучения языков и создание плана работы для школ, преподающих современные иностранные языки во время второй ступени образования.
В 2001 г. министр образования подписал распоряжение об очередных изменениях в преподавании иностранных языков, сделанных на основе специально подготовленного доклада экспертов. В качестве принципиального положения доклада было обосновано введение обучения иностранным языкам уже на второй ступени образования. В 2002 г. Департамент образования и навыков (новое название Департамента образования и трудоустройства) опубликовал стратегию обучения национальным языкам в Англии, главным принципом которой стало изучение иностранных языков на начальном уровне образования Планировалось что к 2010 г. все ученики второй ступени образования получат возможность изучать хотя бы один иностранный язык.
В настоящее время в Англии продолжается курс на централизацию управления образованием и стандартизацию образовательных программ. Предусматривается также улучшение преподавания иностранных языков в начальных школах. Указанные выше тенденции глобализация и господство английского языка на межгосударственном уровне сыграли отрицательную роль в обучении английских учащихся иностранным языкам. Оказалась сниженной их мотивация к изучению других языков. В целях преодоления создавшейся ситуации в школах вводится обязательное обучение иностранным языкам в начальной школе, увеличивается число учебных часов на их преподавание.
Процесс обучения
Государственные школы. В государственных школах осуществляется централизованное руководство, обучение детей предусматривается с пятилетнего возраста. Начальная школа подразделяется на школу для малышей с 5 до 7 лет (infant school): младшую школу для детей 7-11 in (juni school).
Английская начальная школа обычно включает семь классов. Структура начального образования в Англии представлена в таблице.
Начальная школа в Англии.
Классы
| Ступени
| Возраст, лет
| Подготовительный класс
| Первая ступень образования (infant school)
|
| Первый год обучения
|
| Второй год
|
| Третий год
| Вторая ступень образования (junior schol)
|
| Четвёртый год
|
| Пятый год
|
| Шестой год
|
| Детство у английского ребенка очень короткое: в пятилетием возрасте у него уже начинается школьная пора. В школу ребенок должен быть записан с четверти, которая следует за его днем рождения. Откладывать поступление в учебное заведение не рекомендуется, так как это чревато осложнениями в будущем. Дело в том, что на протяжении всех лет обучения ребенка школа обязана составлять отчеты, а данные в них тесно связаны с возрастом учеников. В этих документах указывается количество детей, достигших к отчетному периоду определенного возраста, и данные, сколько процентов учащихся сдали необходимые экзамены и сколько не справились с этой задачей. Поэтому если ребенок пошел в школу позже положенного возраста, то может возникнуть большая путаница, потому что он может попасть в несоответствующую возрастную группу.
Большинство детей Англии в возрасте от 5 до 11 лет обучаются в смешанных классах, в которых девочки и мальчики учатся совместно. В таких классах занятия проводит один учитель. В некоторых небольших начальных школах есть смешанные по воз- расту классы потому, что плохо успевающие учащиеся могут быть оставлены на второй год.
Реформируемая английская национальная образовательная программа в настоящее время предусматривает овладение учащимися начальной школы шестью «главными навыками»: это общение, навыки применения цифровых и информационных технологий, работа с компьютером, навыки использования источников информации, выполнение тренировочных заданий, самоконтроль процесса обучения и успеваемости.
Эти шесть базовых навыков дополняются «навыками размышления», такими, как анализ получаемой информации, рассуждение, творческое мышление и оценивание достигнутых результатов. Предполагается, что все они должны помочь ученикам в процессе обучения.
Маленькие дети, поступая в начальную школу в возрасте 5 лет, начинают заниматься счетом, чтением и письмом, при этом дают домашние задания один раз в неделю Обязательно проводятся занятия по физической культуре, во многих школах раз в неделю дети посещают бассейн.
Согласно действующим программам обучения в начальной школе, основное внимание уделяется изучению английского языка (40 % бюджета времени), 15 % учебного времени занимает физическое воспитание, около 12 % — ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.
На второй ступени обучения в начальной школе основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Учащиеся много занимаются в библиотеках и используют возможности Интернета. Они должны сами помнить о своих домашних заданиях. При этом учитель обычно лишь очерчивает какую-то проблему домашнего задания, а ученик сам формулирует тему и подбирает материал.
В настоящее время происходит дальнейшая модернизация методов обучения. Речь учителя преобразуется из монологической в диалогическую. Учитель практикует методы беседы, дискуссии, постановки проблемных вопросов.
Уже в начальных классах школьники приобретают умения вести диалог, внимательно слушать, уважать мнение других людей.
С целью развития познавательной и творческой активности младших школьников используются такие методы, как ролевая игра и драматизация. Они обращены к эмоциональной сфере учащегося, стимулируют познавательный интерес. Дети могут «проиграть» историческое событие, современное явление, предложить вариант решения актуальной проблемы. Такая работа связана с развитием навыка рисования, составлением схем и текстов.
Самостоятельная работа как метод обучения традиционно используется при подготовке домашних заданий, которые также модернизируются. В конце второй ступени обучения в начальной школе выполнение домашних заданий связано со сбором оригинального материала, проведением наблюдений или опросом. Такую самостоятельную работу называют проектом.
Контроль результатов обучения включает три равнозначных элемента: проверку, учет, диагностику — и ориентирован на стандартную номенклатуру знаний, навыков, умений. В соответствии со стандартами выделяются три уровня достижении школьника: запоминание, умение пользоваться знаниями, умение применить знания в реальной жизни и нештатной ситуации.
При оценке знаний в английской школе используются тесты. Приведем пример теста для начальной школы.
Изображена диаграмма в виде круга, разделенного на четыре неравных сектора. Диаграмма отражает результаты опроса о предпочтении каналов телевидения. Из ряда вариантов ответа на вопрос, сколько жителей предпочли четвертый канал, надо выбрать правильный ответ.
С целью развития речевой деятельности детей 5-7 лет в классах имеется много игрушек, конструкторов, «строительного материала», организованы уголки для ролевых игр и рисования, занятий в группах, которые образуют либо сами дети по выбору, либо учитель. Педагог редко работает с целым классом. Все вместе дети обычно занимаются музыкой, слушают чтение и т.п.
Занятия в младшей школе проходят и очень мягкой, игровой форме, без всяких попыток «подогнать» всех под один общий уровень. Каждый ребенок работает в индивидуальном темпе, в соответствии со своими возможностями, интересами. Причем специальных перемен видов деятельности стремятся не устраивать, чтобы дети могли довести начатое дело до конца.
Учебный год как в государственных, так и в частных школах Англии начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа. Он разделен на три семестра: осенний, весенний и летний. Также есть каникулы: летние, в июле и августе, длиной шесть недель, и более короткие — две или три недели (рождественские и пасхальные). В некоторых школах учебный год начинается раньше 1 сентября.
Занятия проводятся пять дней в неделю (с понедельника по пятницу), но многие школы дополнительно организуют спортивные мероприятия по субботам.
Частные школы. Ведут свою историю с незапамятных времен, когда они были единственными и учебными за ведениями для детей из привилегированных Первые частные школы были созданы общественностью для того, чтобы дать детям свободное образование. Предполагалось, что такие школы должны находиться под общественным контролем. Отсюда их название «общественные школы» (public schools). Сегодня этот термин, по мнению самих англичан, абсурден и не соответствует действительности.
В настоящее время, когда преобладает государственная система школьного образования частные школы тем не менее продолжают занимать прочное место в системе обучения страны.
Частные учебные заведения общего образования открываются и функционируют на основании законодательных актов, предусматривающих право родителей на выбор школы для своих детей.
Обучение в частных школах обычно начинается с пятилетнего возраста по программам, разработанным педагогическим коллективом школы и согласованным с попечительским советом. Частные школы Англии обычно обладают значительной автономией. Дети изучают как обязательные предметы (английский язык и математику), так и предметы по выбору: история, реография, музыка, искусство и технология. Выбор предметов делают родители.
Дорогостоящие, рассчитанные на обслуживание элиты, эти школы располагают богатой материально-технической базой, свойственными английскому обществу давними традициями классического образования и разнообразными возможностями для всестороннего развития учащихся. Поскольку обучение в частных школах согласуется с консервативным попечительским советом, реформы в этих школах незначительны.
Каждый четвертый студент Англии — выпускник частной школы. В частных школах все получают одинаковое образование, что соответствует пожеланиям родителей.
Характерные черты английской элитарной школы — традиционно высокий статус в обществе, жесткая селекция учащихся, высокое качество знаний, академическая направленность обучения.
Как видим, установившаяся в процессе реформирования система начального образования Англии удачно сочетает государственное регулирование и широкую местную автономию при отсутствии детальной бюрократической регламентации учебного процесса. Достоинствами такой системы, сложившейся в результате реформ, но первых, является то, что она стимулирует творческую инициативу воспитателей и учителей и вместе с тем повышает их ответственность за результаты воспитательной и учебной деятельности. Во-вторых, и в школьный период, и в ходе обучения в школе во главу угла ставится задача всесторонней подготовки учащихся к взрослой жизни, с ее трудностями, отсутствием готовых и необходимостью принятия самостоятельных решении по широкому кругу жизненных проблем, «как это свойственно истинному англичанину».
Эти особенности английской образовательной стратегии прошли испытания в течение многих лет, поэтому их, на наш взгляд, можно было бы учесть при разработке и осуществлении отечественной реформы образования.
|